Преемственность дошкольного и начального образования
статья на тему
Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального общего образования
в условиях реализации ФГОС ДО
Каждая ступень образования содержит свои цели, задачи и реализует свои функции, но все они нацелены на формирование личности. Поэтому в единой системе образования переход с одной ступени на другую не должен быть для человека стрессом или периодом тяжелой адаптации. Особенно это касается младшего возраста, когда все функции организма еще неустойчивы и ребенок не имеет достаточного опыта приспособления к изменяющейся социальной среде. Данное положение позволяет выделить преемственность как один из основных принципов в системе образования.
Преемственность рассматривается как «…связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка» [2, с.5]. Данное определение показывает, что реализация этого принципа требует, прежде всего, анализа различий и схожих элементов дошкольного и начального общего образования в современных условиях реализации ФГОС [5,7]. ( см.таб. 1)
Анализ документов позволяет констатировать, что проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу приводит к росту психологических трудностей у ребенка. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Реализация ФГОС ДО и НОО предполагает, с одной стороны, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося, а с другой стороны, школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом накопленного им опыта.
Все вышеизложенное послужило основой реализации идеи о разработке программы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС. Программа регламентирует деятельность ДОУ. Данная программа призвана обеспечить преемственность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным уровнями общего образования, способствовать построению целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу.
В ходе реализации программы будут решаться следующие задачи:
1. Создание единого образовательного пространства между дошкольным и начальным образовательным учреждением для облегчения естественного процесса адаптации первоклассников.
2. Организация прочных долговременных связей между педагогами и воспитателями с целью обеспечения преемственность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным уровнями общего образования.
3. Формирование мотивации воспитанников подготовительных групп к обучению в школе.
4. Реализация единой стратегии в работе с родителями дошкольников и младших школьников.
5. Обеспечение профессионального рост педагогов и воспитателей.
Реализация данных задач осуществляться по нескольким направлениям:
- организационно-методическое обеспечение процесса, включающее установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов, что приведет к разработке и созданию единого банка диагностических методик предшкольного образования и формирования УУД первоклассников;
- психолого-педагогическая подготовка детей к школе, способствующая совместному изучению интегративных качеств личности ребенка и проведению адаптационных мероприятий с детьми дошкольных групп и учащимися 1-х классов;
- взаимодействие педагогов и родителей, обеспечивающие повышение мотивации детей к обучению в школе.
Разработанная программа рассчитана на три года и реализуется в несколько этапов: 1) подготовительный этап включает диагностическую, прогностическую и организационную деятельность, которая позволит обобщить и проанализировать существующий опыт работы по выявлению условий и диагностики воспитанников и обучающихся в процессе их образования с целью выяснения уровня адаптации первоклассников; совершенствовать материально-техническое обеспечение программ; 2) основной этап включает в себя мероприятия по адаптации детей к начальной школе; 3) аналитико-коррекционный этап позволит провести мониторинг адаптации учащихся 1-х классов, уровня сформированности УУД.
Реализация программы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС будет способствовать:
- обеспечению высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей);
-гарантии охраны и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
-созданию комфортной среды для обучающихся, воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогических работников;
- личностно-ориентированному взаимодействию взрослых с детьми;
-построению образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.
Таким образом, выполнение нового ФГОС для дошкольного образовательного учреждения означает достижение более высоких, чем прежде, результатов и эти изменения должны быть не фрагментарными, а системными. Важнейшим условием, обеспечивающим высокое качество образовательной программы дошкольным образовательным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС
Доклад на семинаре- практикуме для воспитателей " Использование разнообразных форм работы с родителями при подготовке к школе", + анкеты для родителей и тесты....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". ...

Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования
О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованно...

Преемственность дошкольного и начального образования
7 ноября 2013 года в рамках преемственности была проведена экскурсия детей в СОШ №2. Это дети групп №7,8,9,10,11 подготовительного возраста, именно те, которые собираются идти в школу. Все ребята оста...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Конспект ООД согласно плану отдела образования и в рамках творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему " Космос" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11534610","attributes":{"alt":"",...