Мастер класс для воспитателей Тема «Развитие творческих способностей у дошкольников»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию муниципального образования
Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
Мастер класс для воспитателей
Тема «Развитие творческих способностей у дошкольников»
Воспитатель:
Вихрова И.Н.
г.Тихвин
Развитие мелкой моторики руки по определению ученых имеет большое значение. Немецкий философ Э.Кант писал, что «Рука – это вышедший наружу мозг», а русский физиолог И.М. Сеченов утверждал: «Рука – это щупальцы мозга». Одно из правил дидактики гласит: «Ребенок учится не глазами и ушами, а руками». Чем больше ребенок делает руками, тем он успешнее
Развитием мелкой моторики необходимо заниматься с первого месяца жизни ребенка, особенно мальчиков, потому что рука мальчика отстает в своем развитии от руки девочки на 1,5 года. Почерк у мальчика начинает формироваться к 9 годам, к началу полового созревания.
Категорически запрещается наказывать ребенка по рукам, заставляя его переписывать домашние задания в тетради, особенно мальчиков. Рука – это единственная часть тела, где сконцентрирована вся жизненная энергия: и положительная и отрицательная.
Все занятия по продуктивным видам деятельности нужно начинать теплыми руками, для этого нужно их потереть, растереть, погреть. Количество упражнений для развития мелкой моторики как на занятиях, так и вне занятий и в самостоятельной деятельности.
Все продуктивные виды деятельности являются интеллектообразующими. Чем больше ребенок делает руками, тем он умнее.
Главное в лепке отработать разные приемы: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сглаживание, примазывание, скручивание, оттягивание; и умение пользоваться разными материалами: глина, пластилин, соленое тесто, бумажная масса (лучше всего из ячеек из-под яиц; в разбухшую бумажную массу добавить клей «Момент» и муку 2 сорта)
В аппликации важно создать условия для развития умения работать ножницами, пользоваться бумагой разной фактуры, клеем, кистью, салфеткой или тряпочкой
В рисовании – чем меньше ребенок, тем больше должен быть формат, так как у ребенка до 5 лет не сформировано понятие «границ».
Алгоритм проведения занятий по продуктивным видам деятельности.
- Наблюдение. Учить детей обращаться с любым объектом и предметом, как с живым, с максимальным включением всех сенсорных анализаторов (обоняние, осязание, зрение, слух, тактильный, двигательный, болевой, температурный). Чем больше ребенок знает о предмете и объекте, тем точнее это изображение.
- Моделирование. Учить выкладывать с помощью геометрических фигур на мольберте, фланелеграфе, ковролине, магнитной доске, волшебном экране, на подносах с манной крупой (объем по 1 фалангу пальца ребенка).Ребенокрисует образ или силуэт объекта или предмета
- Лепка
- Аппликация (силуэтная, плоскостная, полуобъемная, объемная
- Рисование – как конечный результат всех мыслительных процессов
Условия для развития творческих способностей детей в группе.
1.Уголки по изобразительной деятельности и ручному труду:
- Развивающие игры
- Предметы изобразительного искусства
- Альбомы с фотографиями, репродукциями
- Раскраски
- Бумага разного цвета, формата и фактуры
- Лекала
- Художественный материал: мелки, фломастеры, краски, пастель и др.
- Инструменты: ножницы, кисти
- Природный и бросовый материал
- Шкатулка с сюрпризом
2. Соответствие содержания уголков возрасту и уровню развития детей.
3. Участие детей в оформлении группы
4.Оформление и хранение детских работ (специально организованные выставки – коллективные и авторские – фотография ребенка и 6 -7 работ, может быть совместная деятельность с родными и взрослыми).
Планирование
- Различные формы организации развития творческих способностей детей (игры, занятия и т.д.)
- Нетрадиционные формы работы по изодеятельности и ручному труду (организация праздников)
- Специально организованные игры (по ознакмлению с цветом, композицией, видами искусства и жанрами живописи, видами конструирования.
- Индивидуальная работа с детьми, учет их интересов и склонностей
- Использование специальной литературы
Примерное планирование занятий на учебный год
Группа | Длительность | Вид занятия | Количество в неделю | Количество в год |
Старшая | 20 минут | Лепка: Предметная – 12 Сюжетная – 6 Декоративная - 9 По замыслу – 12 Аппликация: Предметная – 12 Сюжетная – 6 Декоративная – 9 По замыслу – 9 Рисование Предметное – 18 Сюжетное – 18 Декоративное – 18 По ознакомлению с искусством (художники, выставки) – 9 По замыслу - 9 | 1 1 2 | 36 36 72 |
Подготов. | 30 минут | Лепка: / через неделю Предметная – 8 Декоративная – 4 По замыслу – 6 Аппликация:/ через неделю Предметная – 5 Сюжетная – 5 Декоративная – 4 По замыслу – 4 Рисование Предметное – 18 Сюжетное – 18 Декоративное – 18 По ознакомлению с искусством (художники, выставки) – 9 По замыслу – 9 | 2 | 18 18 72 |
Занятия – как основная форма работы по развитию творческих способностей детей.
Должно быть:
- Наличие перспективных планов занятий с детьми (кружок – программа кружка, «от простого к сложному»)
- Разнообразная тематика занятий
- Систематичность, как показатель качества работы воспитателя
- Формы организации занятий (фронтальная, групповая, индивидуальная)
- Место проведения занятий
- Использование различных нетрадиционных приемов рисования и нетрадиционных материалов в конструировании
- Знакомство с различными видами искусства, жанрами живописи и новинками технических моделей.
- Педагоги должны знать инновационные программы и уметь применять их на практике.
- Проведение диагностики на выявление уровня развития творческих способностей детей по изодеятельности и контструированию ( низкий уровень – 30 -35%; средний -58 -60%;)
- Взаимосвязь работы воспитателя с музыкальным руководителем, инструктором по физо и другими специалистами, работающими в ДОУ
- При проведении занятий должен быть высокий темп и соблюдаться чередование видов деятельности, физминуток и физпауз.
Кроме того, должна проводиться работа с семьей (индивидуальные и общие консультации, практикумы, выставки детских работ).
Практическая часть
Создание модели человека
Кукла Таня (Ваня)
1.Из плотной бумаги создать модель человека: разделить лист на 3 части. 1-я часть – голова; 2 и 3 части – туловище, ноги, руки.
2.Создание игровых ситуаций для модели: игра в футбол, танец, штанга, игра в мяч, катание на лыжах, плавание, ползание на четвереньках, приседание, сидение на стуле.
3.Оживление модели человека (нарисовать лицо, придумать имя)
4. Создание модели мальчиков и девочек (бантик, платье – трапеция, фигурка – свеколка; у мальчиков –фигурка морковка, галстук, брюки, ремешок)
5. Изготовление кулачков и ботиночек
6.Придумывание сказки или рассказа, где модель будет главным действующим лицом.
7. Модель человека (куклу) можно использовать на занятиях по РЭМП при обучении ориентировке в пространстве, при составлении рассказов и сказок.
Кукла – закрутка «Оберег»
Куклы появились в Х1Х веке. Сначала была обрядовая кукла ( с ней не разрешали играть), клали как оберег из ткани, соломы.
- Туловище изготавливается из вафельного полотенца или из другой ткани. Вырезается прямоугольник размером 15 х 20-30 см.
- Сверху и снизу отогнуть по 1 см и отгладить о край стола
- Закрутить внутрь, как трубочку
- Завязать нитками на расстоянии 1 -1,5 см (голова, лицо) и низ на таком же расстоянии.
- Из квадрата (ткань или бумажная салфетка) сделать руки и рукава платья, завязать нитками, отступив от концов по 1 см.
- Из прямоугольных полосок из ткани, загнутых внутрь и проглаженных о край стола сделать бретельки,
- Ближе к шее подложить сделанные ранее рукава, сверху наложить бретели и завязать их накрест.
- Из бумажной салфетки или ткани прямоугольной формы сделать юбку, подняв её к верху к голове, закрепить нитками вместе с бретельками (как бы с изнанки).
- Из узкой прямоугольной тонкой ткани или бумажной салфетки выполнить фарту, закрутить его с обратной стороны нитками.
- Место закрутки ниток на юбке закрыть узкой полоской ткани или узкой лентой, тесьмой как поясом.
- На голову привязать ленточку или тесьму (как кокошник)
Можно изготовить и разных других кукол («крупеничка» – круг из ткани набить крупой: гречей, горохом – затянуть ниткой - туловище, голову – сделать из ваты и пришить к кругу с крупой, оживить; можно для головы использовать кегли, скорлупки от киндер – сюрпризов. Вместо крупы можно использовать травы, корочки от лимонов, апельсинов и других фруктов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...
Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...
Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
В помощь педагогам...
Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "
Повышение профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологическо...
Мастер-класс «Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.2. Раз...
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий....