Консультация для воспитатателей "Вот как мы умеем"
консультация по аппликации, лепке

Чекулаева Валентина Васильевна

Данный материал поможет воспитателям, работающим с детьми раннего возраста,обучить детей простейшим навыкм аппликации. Занятия развивают мелкую моторику рук, речь, фантазию малышей, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию. В материале даны рекомендации по организации занятий, форме их проведения, соблюдения мер безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Вот как мы умеем"14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Аппликация с детьми раннего возраста»

Аппликация – это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа – фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых материалов.

На занятиях аппликацией в качестве основного материала используется бумага. В жизнь малыша этот  материал входит очень рано. Маленький ребёнок учится захватывать бумагу в кулачок, мнёт её, рвёт и бросает. Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребёнка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познаёт фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации. При обучении детей 2-3 лет технике аппликации я рекомендую использовать простейшие приёмы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым и др.Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать детали на картинке, затем наносить клей, аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, разглаживать их при помощи салфетки. На занятиях с малышами удобно использовать двухстороннюю  цветную бумагу, в этом случае дети не будут путать, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную  бумагу для наклеивания готовых изображений, так как  тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнётся, может порваться. Более тонкая цветная бумага подойдёт для занятий, на которых применяются приёмы сминания («мятые картинки») и разрывание бумаги («рваная бумага»). При обучении детей приклеиванию деталей сначала лучше использовать клейстер, сваренный из муки или крахмала, который малыши могут намазывать пальчиками или поролоновыми губками. В дальнейшем дети познакомятся и с другим видом клея (клей ПВА), который намазывается кисточкой, и научатся пользоваться клеящим карандашом. Ближе к трём годам можно начинать обучение детей работе с ножницами (как держать ножницы, как разрезать бумагу и как передавать ножницы). На первых занятиях дети могут разрезать бумагу как получится,  затем – на полоски, квадраты и прямоугольники (произвольно или по нарисованным заранее линиям).

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий  ведётся непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует  происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Также занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи ,способствуют расширению активного  и пассивного словаря детей. Для занятий лучше подбирать сюжеты, близкие опыту детей раннего возраста. Они помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты аппликации желательно обыгрывать с помощью игрушек. Это позволит дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.

Занятия аппликацией предполагают совместную работу взрослого и ребёнка. Для того, чтобы заинтересовать малыша, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет аппликации. В начале обучения необходимо показать, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того, как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определённую свободу при изготовлении аппликаций, дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности). Некоторые занятия предполагают создание  коллективной работы- дети под руководством взрослого создают вместе одну большую аппликацию. На таких занятиях малыши приобретают важные социальные навыки: учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т.п. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. На каждой аппликации напишите дату её создания и имя автора. Лучше складывать аппликации каждого ребёнка в отдельную папку. Можно подшивать работы – получится альбом, а если дополнить его небольшими текстами, то получится книжка. Её можно читать вместе с ребёнком и его друзьями, показывать знакомым. А красивые аппликации, например, открытки станут хорошим подарком близким и друзьям. Старайтесь периодически организовывать выставки детских работ, не забывайте, что малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Хвалите малышей и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Меры предосторожности: в процессе работы следите за соблюдением мер безопасности – не позволяйте малышам брать в рот клей, размазывать его по полу, одежде, игрушкам, играть с ножницами. Перед началом занятия подготовьте рабочее место: поставьте стол там, где нет коврового покрытия, застелите его клеёнкой, детям наденьте клеёнчатые фартуки. По окончании работы уберите клей, ножницы и бумагу в недоступное для детей место.

Также советую расширить возможности этого вида деятельности и использовать при создании аппликаций готовые наклейки, клейкую бумагу, крупу, вату, ткань и другие материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация молодых педагогов и родителей «Умеем мы ли общаться друг с другом?»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Вопрос взаимоотношений между родителями малыша и воспитателями в детском саду-это всегда вопрос актуал...

Консультация для родителей « Умеем ли мы любить своего ребенка».

Здравствуйте дорогие родители! Я очень рада Вас видеть! Мы с Вами встретились сегодня для интересной беседы. Мы будем говорить о самом главном чувстве в нашей жизни и в жизни наших детей. Скажите: &qu...

Консультация для родителей "Умеем ли мы играть с детьми"

Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. Главное преимущество игры в том, это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты с...

Консультация «Умеем ли мы общаться?» Владеть собой

Умение владеть собой при любой ситуации – главное в искусстве общения. Конечно владеть техникой аутотренинга непросто, но несколько элементарных приемов может овладеть каждый. На первый взгляд о...

Консультация для родителей значение ритмики для развития детей «Вот как мы плясать умеем, своих ножек не жалеем!»

Консультация для родителей  значение ритмики для развития детей «Вот как мы плясать умеем, своих ножек не жалеем!»      ...

Консультация на тему экологического воспитания «Умеем ли мы беречь природу?»

Консультация для родителей на тему экологического воспитания «Умеем ли мы беречь природу?»...

Консультация молодых педагогов и родителей «Умеем мы ли общаться друг с другом?»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Вопрос взаимоотношений между родителями малыша и воспитателями в детском саду - эт...