Тема:"Игра и учёба в жизни дошкольника"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дощкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Алёнка» Курского муниципального района Ставропольского края
Итоговое занятие за 1 квартал в средней группе «Солнышко».
Тема: «Игра и учёба в жизни дошкольника».
Макарьева Ирина Михайловна
Воспитатель МДОУ №18 Курского
муниципального района
Ставропольского края
Ст. Галюгаевская - 2015 год
Цель: показать результаты знаний и умений детей средней группы «Солнышко», полученные за 1квартал учебного года, в процессе различного вида игр.
Материал: геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники по 2 штуки одного цвета, но разного размера; картинки мебели, посуды, профессий; разрезные картинки «Времена года»; игрушки: медвежонок, грузовик, мяч, 3 куклы, набор чайной посуды, бубен, барабан, погремушка, неваляшка; пластилин, дощечка, салфетка; «волшебный мешочек» и овощи: свёкла, картофель, помидор, огурец, лук, чеснок, сладкий перец; фрукты: яблоко, груша, мандарин, банан; печенье, сушки, конфеты.
Содержание:1. Организационный момент.
Ребята, я знаю что вы очень любите играть, поэтому приготовила для вас материал для игр. Давайте поиграем!
1.Дидактическая игра «Найди свою пару».
Цель: показать знания геометрических фигур, цвет, размер.
2.Казачья народная игра «Ручеёк».
Цель: продолжаем играть парами, выбираем пару по дружбе, по желанию.
3.Дидактическая игра «Разложи картинки».
Цель: показать умение классифицировать мебель, посуду, профессии.
4.Игра-физминутка «Мы листочки».
Цель: выявить знания детей по теме «Осень», показать умение детей медитировать.
5.Дидактическая игра «Собери картинку».
Цель: показать умение собирать картинку вместе, в команде из 4 человек; называть время года изображенное на картинке.
6.Музыкально-дидактическая игра «Назови что звучит».
Цель: назвать бубен, неваляшку, барабан, погремушку узнав их по звучанию.
7.Дидактическая игра «Назови игрушки».
Цель: назвать игрушки, показать умение детей рассказывать о способах игры с ними, вспомнить литературные произведения с данными героями, выявить знания детей о семье на примере сказки «Три медведя».
8.Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани».
Цель: показать математические знания детей: счет до 5, умение отвечать на вопрос «Сколько всего?», длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, спереди-сзади, слева-справа, быстро-медленно.
9.Лепка «Угощение на день рождение».
Цель: показать умение лепить круговыми и прямыми движениями рук, соединять части деталей, сплющивать, использовать вылепленные изделия в игре.
10.Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
Цель: показать умение детей на ощупь узнавать и называть овощи.
11.Дидактическая игра «Узнай на вкус и назови».
Цель: показать умение детей узнавать по вкусу фрукты и называть их.
Рефлексия. Предлагаю попить чай с печеньем, сушками, конфетами.
Эссе на тему «Я и моя профессия — воспитатель» Макарьевой И.М.
Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок, Я знаю, что не зря живу
Твердят друзья: “Есть нивы тише”,
Но ни за что не отступлю. Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день, Как на премьеру.
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий…
И так на протяженье лет –
Судьба моя – я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле.
Я всё больше убеждаюсь, что я выбрала правильный профессиональный путь. Выбор педагогики в качестве основного направления моей профессиональной деятельности мне спрогнозировали еще мои школьные учителя. В моей семье не было преподавателей, но уже с детства я понимала, что педагогика - это то, что мне интересно, что меня увлекает. Одной из моих любимых игр в детстве была игра «в школу» - я высаживала кукол и зверушек за импровизированные парты, делала им тетрадки, выставляла оценки.
После окончания школы, когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, я решила, что стану учителем начальных классов. Став дипломированным специалистом, я начала трудиться в школе, и на протяжении нескольких лет передавала детям свои знания, дарила им свою любовь, внимание и заботу. Моя работа мне была интересна.
Шло время, у меня родился сын. Когда подрос сын, мы вместе с ним «пошли» в детский сад. Так волею судьбы я оказалась в детском саду с маленькими обитателями. Вспоминаю сегодня свои совсем неуверенные и робкие «шаги» с детьми младшей группы – ведь это совсем другой контингент детишек, отличающийся не только социальным статусом, но и возрастом. Мне очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители. Я старалась относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела, чтобы окружающие относились к моему сыну.
Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Каждый день я объясняю своим детям простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Еще очень важно для меня лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.
Каждый день, когда видишь распахнутые навстречу тебе детские глаза и жадно ловящие каждое твое слово малышей, понимаешь, что ты нужна им. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «Вы завтра к нам придете? ».
Главное качество педагога – любить всех детей. Но, признаюсь откровенно, сразу полюбить всех своих воспитанников невозможно! Разные они, и чувства вызывали неодинаковые. И тогда я решила заняться самовоспитанием – научиться относиться объективно ко всем детям, независимо от возраста.
Для себя я сделала вывод - доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю. Вы знаете, как здорово, когда на твоих глазах злобный волчонок превращается в обычного ребенка со своими детскими шалостями и потребностями, как оттаивает его сердечко и когда он бежит тебе навстречу, чтобы обнять тебя! Это просто незабываемо!
Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаем им мы – воспитатели.
Бесспорно, труд воспитателя тяжел – не легко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души! Но это приятная радостная тяжесть, потому что в основе ее лежит любовь. Любовь – именно на ней держится наша планета Земля. Любовь нужна всем живущим, а детям – особенно! Любовь не следует утаивать, ею нужно щедро одаривать других, иначе она теряет свое предназначение.
Рядом со мной дети, дети разные: дерзкие, неугомонные, застенчивые и робкие, «молчуны» и «болтушки». Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! И я люблю их такими, какие они есть.
Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Я наблюдаю за ними и вижу какие «изюминки» скрываются пока внутри каждого. Согласитесь, как это важно, не оставлять невостребованным ни один из талантов: способность к размышлению, к пению или танцам, к физическим упражнениям или общению с другими. Помните, Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность! » Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру.
Свою профессию я люблю и с удовольствием прихожу на работу, где каждый день дарю детям любовь, внимание и заботу. И чувствую, что дети отвечают мне тем же.
Судьба… Скажу ли я ей спасибо? Конечно, да! Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда вижу радостные, счастливые улыбки детей, хорошее настроение, с которым они приходят в детский сад, ко мне. Их радость – это моя радость.
И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви…
ПЛАН РАБОТЫ
на 2013 г.
МО педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников (Образовательная область – Познание) Тема: «Обогащение познавательно-речевой деятельности детей как гарантия успешности школьного обучения» Цель: Обеспечение роста педагогического мастерства и повышения профессиональной компетентности педагогов. Задачи:
Руководитель – Варзина Надежда Геннадьевна, зам. заведующего по УВР МДОУ № 39, первая квалификационная категория | |||
Февраль - Март МБДОУ № 187 | Конкурс юных чтецов «Стихов весёлый перезвон» (к Дню поэзии) | воспитатели | Маркарян Л.В. Ильина Т.И. зам. зав. по УВР |
Март МБДОУ № 84 | Семинар-практикум «Педагогический проект как средство реализации принципов ФГТ» Проект «Волшебница вода»\ Презентация педагогического проекта «Волшебные фантики» | ---«--- | Швецова Р.В. воспитатель Епифорова И.А. воспитатель Соловьева А.С. муз. руководитель |
Апрель МБДОУ № 187 | Комплексная НОД «Путешествие в космос» (средняя группа) Интегрированная НОД «В стране насекомых» (средняя группа) Устный журнал «Развитие интереса к познавательно – исследовательской деятельности у младших дошкольников - «Учимся, играя» | ---«--- | Брагина Н.А. Воспитатель Тихонова О.В. воспитатель Плюснина Л.А. воспитатель (№ 39) |
Октябрь МБДОУ № 39 | Презентация педагогического опыта - «Использование игровых экологических ситуаций в процессе познавательно – речевого развития дошкольников» - «Подвижная игра как средство двигательного и познавательно речевого развития детей». | ---«--- | Червочкина Л.П. воспитатель Ермолина Г.Н. воспитатель |
Декабрь МБДОУ № 39 | Эстафета педагогического мастерства - «Особенности развития творческого мышления дошкольников на занятиях декоративно – прикладным творчеством» - «Формирование креативных качеств личности дошкольников в процессе развития литературных и интеллектуальных способностей» | ---«--- | Корельская Е.Ю. воспитатель Багрецова Г.И. воспитатель Праушкова Е.П. воспитатель |
Секция 4. Интеграция познавательно-речевого развития дошкольников
http://pik100.ucoz.ru/forum/34-505-1
ПРограмма
1. Подвижная игра как средство двигательного и познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
Эшанова А.В., студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.
2. Е.Н. Водовозова о проведении экологических наблюдений и опытов: их роль в познавательно-речевом развитии детей и интеграции образовательных областей.
Н.А. Виноградова, профессор МГПИ; Н.В. Микляева, доцент МГПИ.
3. Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей.
Татьяна Викторовна Можаева, студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.
4. Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Трухачёва Юлия Александровна студентка заочной формы обучения МГПИ, воспитатель МДОУ д/с «Одуванчик» пос. Восход Московской области
5. Психолого-педагогические условия развития воображения как компонента познавательно-речевого развития детей на занятиях рисованием.
Локтионова А. В., студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.
6. Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Родионова Ю.Н., к.п.н., доцент МГПИ.
7. Сказка как средство развития интонации у детей старшего дошкольного возраста
Иванова Екатерина Владимировна, студентка очно-заочной формы обучения МГПИ, воспитатель ГОУ д/с комбинированного вида №2085 САО г. Москвы.
8. Интеграция социально-личностного и познавательно-речевого развития на примере развития диалогической речи.
Климова Г.В. студентка группы 10/3710 зд факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ
9. Интеграция речевой и познавательной деятельности на примере логопедического занятия.
Магомедова Эльмира Алиевна, учитель-логопед ГБОУ детский сад №2631.
10. Пиктограмма как промежуточное звено между внутренней и устной речью.
Ирина Мурылева, слушательница КПК факультета дополнительного образования МГПИ
11. Особенности развития творческого мышления как компонента познавательно-речевого развития детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Н.В. Микляева, к.п.н., доцент МГПИ, И.И. Прокушева воспитатель ГОУ Начальная школа-детский сад №1866.
12. Особенности формирования креативных качеств личности в процессе развития языковой, литературной и интеллектуальной способностей воспитанников детского сада.
ГОУ детский сад №2526 СОУО г. Москвы: заведующая - Апаткина Ю.М., старший воспитатель - Андрианова П.Е.;ГОУ детский сад №2527 СОУО г. Москвы: заведующая - Картушина И.В., старший воспитатель - Зябкина В.В.
Е.Н. Водовозова о проведении экологических наблюдений и опытов: их роль в познавательно-речевом развитии детей и интеграции образовательных областей
Надежда Александровна Виноградова,
Профессор МГПИ
Наталья Викторовна Микляева,
Доцент МГПИ
Елизавета Николаевна Водовозова - автор самой популярной дореволюционной книги для родителей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Действительно, книга с 1871 по 1913 год выдержала семь изданий: такова была ее востребованность среди родителей и воспитателей. Это не было случайностью.
Во всестороннем развитии личности ребенка - дошкольника Е. Н. Водовозова особое внимание уделяла развитию детской любознательности и интересов, «воспитанию ума» и наблюдательности. Чтобы доказать это, Е.Н. Водовозова предложила родителям и воспитателям перечень конкретных наблюдений в летнее и зимнее время года, которые настолько профессионально описаны, что могут быть интересны и современным педагогам, так как позволяют осуществлять косвенное (что очень важно!) руководство формированием экологических и естественно-научных представлений в процессе предметно-практической и экспериментальной деятельности воспитанников. Так наблюдения становятся активным, а не пассивным, средством экологического воспитания и образования дошкольников, дают возможность не только чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, и явлениях неживой природы, но и моделируют условия для активного действия и экспериментирования ребенка в конкретной ситуации.
Понимая это, мы включаем перечень практических задач для наблюдения, рекомендованных Е.Н. Водовозовой, в опыт работы со студентами в процессе проведения занятий курса «Теория и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста» и в содержание педагогической практики в детском саду. Этот опыт очень удачен. Однако очень жаль, что студентам и практикам дошкольным образовательных учреждений достать материалы, опубликованные в 1913 году, практически невозможно . Поэтому, используя возможности журнала «Детский сад: от А до Я» мы предлагаем редакции опубликовать выдержки их книги Елизаветы Николаевны и дать читателям представление о хотя бы некоторых примерах практических задач для наблюдений и опытов, которые использовались педагогами того времени и, наверняка, пригодятся нашим современникам.
Задачи для наблюдения в летнее время
… Пусть ребенок наберет разных предметов: медную монету, железный гвоздь, кусочек стекла, огниво из стали, кремень. Пусть чертит одним предметом по другому: более твердый предмет будет оставлять на более мягком черту. Какой из принесенных предметов самый твердый, какой самый мягкий? Что тверже: железный гвоздь или медная монета, кремень или стекло, сталь или кремень? Как ты узнал, что одни предметы тверже других?
… Наберите во рвах и прудах головастиков; пусть ребенок каждый день меняет им воду и наблюдает их превращение. Что у них вырастает прежде: задние или передние ноги? Что делается с хвостом: длиннее или короче он становится? Когда хвост совсем отвалится, какой вид имеют головастики? Что образуется вместо жабр? Прежде чем головастики станут настоящими лягушками, что делается еще с ними?
… Пусть дети наблюдают превращение бабочек. Для этого дети могут приготовить коробки из папки; крышкою для нее может служить другая такая же коробка, только несколько больше и вся исколотая для воздуха. Ребенок должен внимательно осматривать сучки и листики растений, которые ему попадаются, и собирать куколки и личинки. Конечно, их следует размещать в различные коробки. Личинок и куколок следует собирать вместе с частями растений, на которых они встречаются, стараясь при этом не дотрагиваться до них руками, а снимать их прутиком и размещать их по коробкам. Пищу для них, т.е. листья того растения, на котором они найдены, нужно всегда иметь свежую, опять-таки стараясь как можно меньше тревожить их руками, - иначе много погибнет личинок и куколок. Если нашли какую-нибудь личинку, зарытую в земле, то ей в ящик на дно нужно сыпать землю и песок, но, разумеется, также класть и листики. Эти наблюдения дают повод ко множеству бесед с детьми. Кроме того, какое это полезное занятие для них, сколько радости они испытывают, когда услышат легкий шум крыльев бабочки о стенки коробки! Таким образом ребенок хорошо усвоит все фазы развития и превращения бабочки, узнает пищу многих личинок, запомнит примете, по которым можно узнать, когда им приходит время окуклиться, какой вид имеют куколки, в каком положении они находятся, бывает ли с ними какая-нибудь перемена перед превращением в бабочку.
… Пусть ребенок из влажной глины устроит горку, на которой пальцем сделает несколько ямочек. В эти ямочки нужно насыпать влажного песку. Одновременно следует в продолжении нескольких часов размачивать семена кресс-салата; потом вдавливать их в ямочки, где насыпан песок. Горку эту можно поставить на тарелку и поливать теплой речной водой, в которую брошено несколько извести. Через несколько дней дети увидят прекрасную горку зелени. Эта зелень так же скоро увядает, как скоро выросла. Отчего она так быстро завяла? Выдерни, посмотри корешок. Отчего он так мал и слаб? А где для него была бы более питательная почва?
… Яблоки еще на деревьях: они не совсем созрели. Выберите из них более красивое и, не срывая его с дерева, налепите на нем какую-нибудь восковую фигуру – звездочку, крестик на той стороне яблока, которая обращена к солнцу. При этом остерегайтесь повредить черешок, чтобы не помешать дальнейшему росту яблока. От времени до времени нужно посматривать, цель ли воск на яблоке, и если свалится, - то его нужно возобновить. Когда яблоко созреет, снимите воск: места, которые были им покрыты, остались белыми или зеленоватыми, между тем, как остальная сторона зарумянилась. – Отчего отпечатался здесь рисунок? Что же с яблоком делает солнце?
… Чтобы засушить букет цветов, возьмите какой-нибудь ящичек и, придерживая букет снизу, посыпайте его легонько мелким, сухим песком, пока букет не будет им совершенно засыпан. Потом поставьте ящик на солнце или в умеренно вытопленную печь, и пусть он стоит там, пока букет не засохнет. Затем, как можно осторожнее, высыпайте песок из ящика: таким образом вы получите сухой букет.
… Возьмите увядающий цветок и, если хотите его оживить, опустите треть длины его стебля в кипяток. Когда вода начнет остывать, цветок оживает. После этого тотчас выньте его из этой воды, отрежьте прочь обваренный конец, а цветок поставьте в свежую воду.
… Если хотите зимой иметь свежий розан или цветок гвоздики, то летом, когда будут бутоны названных цветов, выберете сухой день, когда бутоны розана и гвоздики не были смочены ни дождем, ни росою, и срежьте их от куста так, чтобы с ними еще осталось несколько листиков. Затем отрезанную часть стебля нужно плотно обтянуть воском, все сучки и самый стебелек, насколько можно крепко и аккуратно, обвить бумажными тоненькими полосками, чтобы не проникал воздух. После этого отрезанный цветок погружают в коробку, наполняют сухим песком, крепко закупоривают ее и ставят в сухое место. Таким образом сохраняют эти цветы до глубокой зимы. В ту минуту, когда вам захочется иметь цветок, вы вынимаете его из ящика, обрезаете кончик, заклеенный воском, и тотчас ставите стебелек в свежую воду, в которой разведено несколько соли и селитры. Бутон распускается в свежий, красивый цветок.
… Пусть дети наберут сосновых или еловых шишек; возьмите большой цветной горшок, насыпьте на дно его песку и поставьте в нем шишки; в середине можно поместить большую шишку, вокруг нее – поменьше. Прежде, чем размещать шишки, набейте под их чешуйки земли и посейте семена каких-нибудь трав. Посеяв траву и разместив в горшке шишки, пусть дети каждое утро спрыскивают их водою, - дня через три выйдут ростки. Для посева лучше всего брать горчицу, кресс и т. п. Вместо шишек можно взять губку, намочить ее, выжать лишнюю воду, и положить губку в стакан, набросать на нее семян.
… Заставляйте детей засушивать и сберегать листья и целые растения. Так как дети этого возраста не могут еще составить нестоящего гербария, то способ засушивания можно придумать весьма несложный; пусть они нарвут несколько листиков наиболее встречаемых деревьев или цветов и, хорошенько расправить отдельные части, разложить их между листьями какой-нибудь ненужной книги; затем книгу нужно закрыть и положить на солнце, в сухое или теплое место. На следующий день, когда сок достаточно высох (но не настолько, чтобы растение крошилось), следует опять взглянуть на растения, хорошенько расправить их, разложить в тетради, нарочно для этого приготовленные, и приклеить стебельки полосками бумаги.
… Возьмите простую банку, насыпьте на дно песку, положите водяных растений и пустите туда несколько колюшек. Спина этой рыбы имеет красивый зеленоватый оттенок, грудь красная, бока серебристые. Ребенок должен заметить, когда колюшка выплывает на поверхность воды и пускает пузыри: это означает, что ей следует тотчас переменить воду. Кормить колюшек можно червяками, мелко изрубленными кусочками сырой говядины. Пусть дети наблюдают, как колюшки плавают, как входит вода в их жабрах и как из них выходит. Бросьте к ним какую-нибудь маленькую рыбку: уживутся ли они с ней, и что они с ней будут делать? … Наловите и других небольших рыбок, заведите, если можно, и золотую рыбку. Предоставьте ребенку и самому выбирать предметы, которые более займут его: птичка ли то, насекомое или камешек. Пусть он все собирает и учится сохранять. Хорошо, если у него устроится свой маленький естественноисторический кабинет, служащий ему для опытов и наблюдений.
… Подведите ребенка к обрывистому речному или овражному берегу, который нередко бывает полосатый, особенно если он высок, и укажите на различные пласты земли… Не пропустите и этого случая, чтобы убедить ребенка, что и тут земля большею частью лежит слоями: сверху пласт черной земли, или чернозема, под ним глина, под глиной докапываются и до песку, а иной раз и до крепкого камня. Расскажите наглядно, как образовались те или другие пласты. Объясните, отчего, когда копают землю в болоте, находят речной песок или рыбьи кости?
… Необходимо познакомить и четырьмя сторонами света. Для этой цели пусть ребенок выберет ровное место и совсем прямо воткнет в землю шест; в ясный день с утра идите с ним посмотреть, куда от шеста падает тень: тень падает в сторону противною той, где солнце, - вы и можете объяснить ему, что, так как утром солнце стоит на востоке, значит, та сторона, в которую протянулась тень, будет западной. Пусть он замечает, когда тень будет длинной, когда самой короткой. Наблюдая тень в полдень, вы объясните ему, где север и где юг.
461119 Дата: Вторник, 27.03.2012, 11:56 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1311
Репутация: 9
Статус: Offline Задачи для наблюдения в зимнее время
… Вырежьте из твердой бумаги кружок, на одной стороне которого нарисуйте клетку, а на другой – птичку в обратном положении. К обеим сторонам кружка приделайте ниточки и посредством их быстро вертите кружок. При быстром верчении будет казаться, то птичка сидит в клетке. Им с одной стороны такого же кружка нарисуйте ноги, а с другой – в обратном положении туловище с головой. Когда будете вертеть кружок, то увидите человека. Там можно рисовать на разных сторонах колеса и кузов кибитки, кошку и мышку, палочку прямо и поперек (чтобы вышел крест) и проч.
… Купите стеклянную призму; завесьте окно в комнате, оставив небольшое отверстие для солнечного света. На свет поставьте призму; она будет показывать семь цветов радуги. Кроме того, повертывая призму, вы доставите детям большое удовольствие, потому что при этом радужные цвета бегают по стене и потолку.
… В горлышко пустой бутылки вставьте воронку, наперед обмотав ее узкий конец нитками, чтобы она плотно входила в бутылку, не пропуская воздуха; потом налейте в воронку воды. Вода не польется в бутылку, воздух ее не пустит; но чуть ослабьте воронку, вода тотчас польется в бутылку. – Отчего вода не льется, когда воронка плотно воткнута в бутылку? Отчего она полилась, когда не так плотно вставили воронку? – В последнем случае вода будет выгонять из бутылки воздух, который теперь может пройти между стенками воронки и бутылки.
… Как вынуть туго засевшую в пузырек стеклянную пробку? Оберните горлышко шнурком и двигайте взад и вперед за концы шнурка, чтобы он как можно живее и крепче терся о горлышко. Пробка ослабеет, и после этого вы легко ее вытяните. Отчего пробка ослабела? От трения шнурка горлышко нагрелось, а следовательно и расширилось; вот почему и пробка ослабела.
… Налейте до краев стакан воды и накройте его толстой бумагой или папкой; но так как при этом нужно, чтобы в стакан не проник воздух, смочите сначала папку и, когда накроете ей стакан, притисните ее еще тарелкой или рукой, чтобы папка легла на стакан как можно крепче; потом быстро переверните стакан вверх дном, придерживая папку, а после этого отымите прочь вашу руку. Теперь бумага так плотно прилегла к стакану, что, несмотря на тяжесть воды, которая на нее давит, бумажная крышка не отстает и вода не проливается. – Отчего держится бумага? Воздух не проходит в стакан, между тем наружный воздух так сильно напирает на бумажное дно, что поддерживает воду.
…Можно заставить стакан вбирать в себя воду. Подержите маленькую свечку внутри опрокинутого стакана, держа его на воздухе. Когда стакан нагреется, быстро опустите его отверстием в чашку с водой. Стакан охладится, и воздух в нем сожмется, следовательно, займет место меньше прежнего; тогда вода сама собою поднимется внутри стакана, занимая место, оставленное воздухом.
… Налейте маленькую баночку до половины водой, заткните ее пробкой, в середину которой вставьте узенькую стеклянную трубочку, или хотя гусиное перо, только очень тоненькое. Подуйте сильно в трубочку и быстро закройте пальцем верхнее отверстие. Когда потом вы отнимите палец, из перышка, как из маленького фонтана, начнет бить вода. – Отчего выходить теперь вода? Что случилось, когда вы подули в банку? Отчего вода поднялась в трубочке и вышла наружу? – Когда вы отняли палец, сгущенный вашим дыханием воздух, стал расширяться и вытолкнул воду из трубки.
… Воду кипятить можно в бумажной коробке на огне, и при этом бумага не горит. Отчего не горит бумага на огне? Оттого, что нижние нагретые частички воды все подымаются к верху, а верхние, более холодные, опускаются книзу и, таким образом, в свою очередь, нагреваясь, отнимают жар у дна.
… Можно ли, не разбивши яйца, опустить его в бутылку? Можно следующим образом. Положите куриное яйцо на несколько дней в крепкий уксус. После этого скорлупа делается совершенно мягкой, и яйцо можно вытянуть так, что оно пройдет в горлышко бутылки, в которую перед этим надо налить холодной воды. Полежать несколько времени в воде, смятое яйцо опять примет свою прежнюю форму. – Отчего, полежав в уксусе, скорлупа стала мягкой? Из чего состоит твердая оболочка яйца? Она состоит из извести, а уксус растворяет известь.
… Как поставить яйцо на острие?... Болтайте как можно сильнее, в продолжении получаса, и после этого его тоже можно будет поставить. Почему, когда мы взболтаем яйцо, оно стоит? Потому что пленка, которая сверху обволакивает белок и желток, разорвалась от сотрясения, так что белок и особенно желток (между стенками которых и скорлупой есть промежуток) всей массой опускаются на то место, на которое вы ставите яйцо.
… Дайте ребенку разорвать и разломать вещи в следующем порядке: кусок ваты, хлеба, бумаги, мела, тоненькую деревянную дощечку, тоненькую железную пластинку, кусок кремня. Что было труднее переломить? Почему железную пластинку переломить труднее, нежели деревянную, а кремень и совсем не разломишь? Чем предмет тверже, т. е. чем плотнее соединены частички его, тем труднее его разделить. Какой из названных предметов тверже всех, какой мягче?
Вода легко льется; разделить ее частицы, т. е. разлить, очень легко; так ли он соединены между собой? Сбросьте капельку воды, - она повиснет, а не тотчас капнет на пол; следовательно, и ее частички, хотя не так плотно, как в первом случае, однако тоже соединены между собой. Чтобы еще более уяснить ребенку, что такое сцепление (конечно, без научных терминов), можно достать два кусочка стекла, хорошо выполированных; положите их друг на друга выполированными поверхностями, да сверху еще прижмите толстой книгой, - они слипнутся между собой так сильно, что их трудно будет разделить, не разбить их.
… Дайте ребенку деревянный шар (хотя из второго «дара» Фребеля); заставьте его покатить этим шаром по траве, по камням, по песку, по сырой земле, по гладкому полу. Где легче всего катится шар? Почему? Все ли он будет хорошо катиться по гладкому полу? Он катится хуже, когда встретит неровность, и останавливается, когда встречает препятствие. Такой опыт, даст вам возможность, навести детей на беседу о том, что для легкости езды устраивают хорошо выкатанные, гладкие шоссе, рельсы для железных дорог, и т. п.
… Налейте стакан воды до самых краев и так двигайте его по столу; когда вы перестанете двигать стакан, движение в нем будет продолжаться само собой еще несколько времени. Отчего происходит движение в стакане, когда вы уже более не двигаете его? Оттого, что все тела, будь они твердые или жидкие, раз получив толчок, сохраняют на некоторое время сообщенное им движение. При этом вы можете привести еще в пример, что и наше тело, получив раз движение, продолжает его в том же направлении и после; напр., когда лодка или идущий экипаж вдруг останавливаются, вы невольно делаете скачек вперед. И наоборот, когда экипаж долго стоял на месте и лошади вдруг тронуть, сидящих в нем людей отбрасывает назад, потому что они стремятся остаться на том же месте, где были.
… Купите в игрушечной лавке маленькую палочку магнита и уточек, лебедей и рыбок из тонкой жести, которые плавают на воде, Маленьким детям можно указать в магните только на то, что имеет силу притягивать; заставьте его приближать магнит и к другим железным предметам, которые у него под рукой.
… Пусть ребенок опустит в воду маленькую, сухую губку; губка увеличится в объеме, разбухнет. Почему? Потому что вода наполнила большие дырочки губки: прежде, когда губка была суха, стенки этих дырочек близко лежали друг к другу, а теперь, когда вода проникла в них, они раздвинулись.
Напишите что-нибудь чернилами и тотчас заставьте ребенка притиснуть написанное пропускной бумагой. Написанное станет сухо, и чернила не размажутся по бумаге. Заставьте его наложить обыкновенную писчую бумагу, и на написанном листке размажутся чернила. Почему? Потому что писчая бумага гораздо плотнее пропускной, и чернила не проникают в ее скважины так, как в скважины пропускной бумаги. Когда на окне тает вода, на нее кладут полотенце, чтобы вода не стекла на пол; рамы и двери.
461119 Дата: Вторник, 27.03.2012, 11:56 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1311
Репутация: 9
Статус: Offline В сырую погоду запирают туже, чем в сухую; новое ведро течет, но когда в нем постоит вода, течь уничтожается; сухой горох, политый водой, постояв, так сильно разбухает, что его выпирает из банки. Все это оттого, что вода проникает в их поры.
… Сыпьте в стакан с водой соль и мешайте ее до тех пор, пока соль в воде уже не будет более расходиться. Когда в воде так много соли, то она совершенно ею насытится, и соль понемногу начнет оседать на дно. На другой день вы заметите, что соль осела из воды в виде правильных четырехугольных кубиков; такие правильные тела называются кристаллами. Тоже можно сделать с селитрой, квасцами, с железным и медным купоросом. Заметим, что медный купорос ядовит, и его не надо давать в руки детям. Из чего и когда образуются кристаллы? Они образуются из жидкости, насыщенной солью, квасцами, селитрой и проч. Когда вода испаряется, уходя в воздух, частички соли, селитры и проч. соединяются в правильные фигурки различного вида.
… Сделайте корзиночку, коронку или крест из тоненьких проволок или из прутиков, каждую проволоку или прутик обмотайте шерстью; потом сделанную вами вещь погрузите в сосуд, наполненный раствором соли, или селитры, квасцов и проч., но так, чтобы раствор совсем покрыл ее. Лучше всего привязать вещь на палочку, которую нужно положить на край сосуда; потом поставьте сосуд в теплое и сухое место, где бы его никто не тревожил. Через сутки можно уже вынуть вещь, и она будет сплошь покрыта кристаллами, точно усеяна драгоценными камнями. Квасцы следует распускать в горячей воде; их кристаллы красивее, чем кристаллы соли.
… Держать кольцо на сожженной нитке. – Сначала хорошенько вымочите нитку в растворе соли; когда она высохнет, наденьте на нее какое-нибудь металлическое кольцо и обожгите нитку на огне; волокна обгорят, но кристаллы соли настолько твердо соединены между собой, что удержат кольцо.
… Мыльные пузыри. Настругайте в чашечку немного мыла, налейте водой и дайте немного времени постоять, чтобы мыло растворилось. Если и после этого остались в воде кусочки мыла, их нужно растереть ложечкой и воду процедить сквозь тряпочку. Чтобы пускать мыльные пузыри, нужна еще соломинка, которую в конце следует расщепить на четыре части и отогнуть их в виде креста. Опустите расщепленный конец в приготовленную вами мыльную воду, а в противоположный конец дуйте вашим теплым дыханием. Ребенок замечает, как в это время растет и надувается круглый пузырь и как переливается всеми цветами радуги. Но чтобы он еще больше наблюдал цвета, пузырь можно надуть под широкой стеклянной банкой, в которой он гораздо дольше не лопается… Зимой мыльные пузыри выходят особенно красивыми. Для этого нужно охлаждать мыльную воду до тех пор, пока не образуется по краям кристаллы льда; когда после этого вы начинаете надувать пузырь, то на нем появляются красивые крошечные звездочки и различных причудливых форм снежные хлопья. Мыльные пузыри дают повод ко многим беседам. Вы заставили пузырь полететь вверх. Почему? Какие предметы могут лететь вверх? – Те ли, которые тяжелее воздуха, или которые легче его? Когда пузырь легче воздуха? Вы наполнили пузырь своим теплым дыханием, теплый воздух легче холодного; вот почему ваш мыльный пузырь легче окружающего его воздуха и легко поднялся вверх.
… Как писать пальцем на стекле? Начертите пальцем на стекле какую-нибудь букву, крестик или другую фигуру; потом дохните на стекло. Буква или фигурка будут видны, потому что пар от вашего дыхания не пристанет к местам, где вы касались пальцем: пальцы всегда несколько жирны, и тонкий слой жира останется от них на стекле, не допуская в этих местах воду приставать к нему. Откуда жир на пальцах? – На коже всегда есть немного жиру, который выходит из тела, через крошечные скважины кожи.
… Как с помощью ниток перелить воду из бутылки в стакан? Опустите одним концом моток ниток в бутылку, а другим в стакан: вода поднимается по ниткам и понемногу перейдет в стакан. Так и масло подымается в светильне. Если взять тоненькую стеклянную трубочку и опустить ее одним концом в воду, то вы увидите, что в трубочке вода стоит гораздо выше, чем в стакане, - следовательно, в узеньких трубочках вода сама собой подымается, и в нитках если такие узенькие трубочки, что их не заметишь простым глазом.
… Какие вещи тонут, какие плавают в воде? Кладите на воду бумажку, дерево и другие предметы. Отчего бумажка, совсем промокнув, начинает тонуть? Потому что, пропитанная водой, она становится тяжелее воды. Можно ли железо плавать? Железная палочка тонет, а железная чашечка плавает. Отчего? Железная чашечка очень широкая и вытесняет большое количество воды: поэтому она все-таки легче воды, которую вытесняет.
… Что скорее упадет на землю: медный пятак или кусочек бумажки? Пятак упадет скорее, потому что тяжелее. А положите сверху пятака кусочек бумажки такой же величины и, держа совершенно прямо, опустите их на землю: пятак и бумажка очутятся на земле в одно время. Пятак, падая, разгонял перед собой воздух: значит бумажка, следуя за ним, не поддерживалась воздухом и потому падала так скоро.
… Налейте полную бутылку воды, крепко ее закупорьте и во время мороза поставьте за окно или во двор. Когда вода в бутылке замерзнет, бутылка лопнет, потому что вода, замерзая, сильно расширяется.
Надеемся, опыты и наблюдения, предложенные Е.Н. Водовозовой, обогатят практику работы воспитателей и экологов детских садов. Они позволяют использовать их в качестве основы для развития разных видов детской деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, ведение календарей природы и пр.). Если же кто заинтересуется ее трудами более сильно, то может познакомиться с ними в библиотеке имени К.Д. Ушинского – ее любимого учителя и коллеги. Так, читатели будут удивлены и обрадованы ее практикоориентированными рассказами с картинками для детей младшего и старшего дошкольного возраста на темы, связанные с растениями, животными и явлениями природы. Кроме того, теме экологического образования посвящен трехтомный труд «Жизнь европейских народов», куда Елизавета Николаевна включила географические рассказы и рисунки, цикл пособий для детей «Как люди на белом свете живут».
Интересно, что она считала эти материалы не столько дидактическими, обучающими, сколько воспитательными. Она подчеркивала, что «при воспитании детей нужно иметь в виду эту выдающуюся, исторически сложившуюся черту характера русского человека», связанную с любознательностью детей и необходимостью предоставления «простора для детской самодеятельности и мышления, что обыкновенно обнаруживается в желании ребенка высказывать свои мысли по поводу различных явлений окружающей его жизни». Этим интересом к вопросам и мнению детей, стремлением предоставить им свободу для формирования собственного мнения и развития индивидуальности отличаются все работы Елизаветы Николаевны.
Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей
Татьяна Викторовна Можаева,
студентка МГПИ
Одна из эффективных форм их использования в процессе ознакомления дошкольников с природой – это реализация через игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни. В отличие от отдельных игровых приемов, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Исследователями, в частности, С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями :
• игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами,
• игровые обучающие ситуации с литературными персонажами,
• игровые обучающие ситуации – путешествия.
Первый тип игровых обучающих ситуаций строится на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом по внешнему облику и способу функционирования (поведения).
Второй тип игровых обучающих ситуаций составляют игровые обучающие ситуации с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомым детям. Кукол, которые являются персонажами сказок (Чиполлино, Айболит, Красная Шапочка и др.), опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на экологических занятиях. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых детей превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
Третий тип игровых обучающих ситуаций – это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и т.д.), в процессе которой дети в роли путешественников, экскурсантов, туристов узнают много нового. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений).
Их использование в практике семейного воспитания и домашнего обучения показывает, что
1. Игровые обучающие ситуации повышают активность детей в процессе обучения, снижают утомляемость, способствуют развитию интереса к умственной деятельности. Значительная роль в игровых обучающих ситуациях принадлежит использованию литературно-сказочных персонажей. С их помощью ребенок усваивает наиболее сложные природоведческие знания и учится правильно относиться к природным объектам.
2. Ознакомление дошкольников с живой природой эффективно осуществляется при использовании системы игровых обучающих ситуаций, включающих сведения о строении животных, о взаимосвязи их образа жизни со средой обитания и обеспечивающих детям возможность упражняться в способах ухода за живыми организмами.
3. При этом использование игровых обучающих ситуаций, наряду с образовательными, имеют и воспитательное значение. С их помощью у дошкольников формируется осознанное отношение к природе: дети самостоятельно выбирают способ действия, направленный на живые объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Игра и игрушка в жизни дошкольника.
Информационный материал...
Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)
Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...
Сценарий родительского собрания второй младшей группы №4 "Пчелки" Тема "Игра и игрушка в жизни дошкольника"
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи:· Обсудить с родителями п...
СЦЕНАРИЙ родительского собрания на тему: "Игра и игрушка в жизни дошкольника"
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка.В группе столы стоят по кругу, на них лежат кружки красного и зел...
Нетрадиционное родительское собрание элементами тренинга на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника и игровыми развлечениями « День Матери»
Нетрадиционное родительское собраниеэлементами тренинга на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника и игровыми развлечениями « День Матери» Описание: сценарий родительского...
Родительское собрание на тему: «Игра и игрушка в жизни дошкольника»
Родительское собрание на тему:«Игра и игрушка в жизни дошкольника»...
Конспект родительского собрания на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)
Влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка....