Конспект экспериментальной деятельности "Новые приключения Буратино" (тема "Плотность веществ") для детей подготовительной к школе группе с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В предлагаемом конспекте отражена экспериментальная деятельность в форме научного шоу для детей. Это род досуговой деятельности, в ходе которой проводятся увлекательные, зрелищные опыты и эксперименты, дети учатся ставить проблему, находить пути её решения, получают новые знания, учатся устанавливать причинно - следственные связи. Данное шоу -одно из проекта "Научные шоу магистра Нескучайкина". Роль магистра в шоу исполняет взрослый. Он выглядит не совсем обычно - рыжий парик, веснушки, мантия, шляпа ученого. с ним всегда весело и интересно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_nauchnye_shou.docx | 54.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к научному шоу «Новые приключения Буратино» (тема «Плотность веществ») из цикла «научные шоу магистра Нескучайкина»
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»: познакомить детей с понятием «плотность», актуализировать знания детей о свойствах веществ (плавучесть, плотность), развивать умение планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, делать выводы.
ОО «Речевое развитие»: развивать умение формулировать проблему, развивать связную речь, умение образовывать относительные прилагательные, развивать интерес к сказкам.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: знакомить с нетрадиционной техникой рисования по воде (в стиле эбру), развивать воображение, фантазию, умение мыслить нестандартно.
ОО «Социально – коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки общения при совместной деятельности детей и взрослых.
ОО «Физическое развитие»: укреплять психологический ресурс детей через водную анимацию
Оборудование:
книга «Приключения Буратино», плоскостные изображения Буратино, Мальвины, деревянные предметы, тазик, 2 ёмкости с водой, воздушный шар, гантель, лупы, муляжи продуктов, пластиковые стаканчики с солью по количеству детей, ложка, металлический шарик , мяч, 2 апельсина (один из них без кожуры), маска волка, плавательный жилет, прозрачные емкости по количеству детей, кисти жесткие, шпажки для бутербродов, жидкий клейстер для водной анимации, гуашь разноцветная , стаканчики с чистой водой, салфетки, держатели под кисти, аудиозаписи песен: «Дважды два четыре» (сл. М.Пляцковского, В.Шаинского), «В каждом маленьком ребенке» (сл. и муз. ВИА «Машина времени»)
Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», игры с водой.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный | Воспитатель сообщает о визите гостя – магистре Нескучайкине. -Добрый день, мои друзья! Я – магистр Нескучайкин. Со мной не бывает скучно! А я знаю ещё одного веселого мальчугана. Отгадайте, кто он. Есть один мальчишка странный: Необычный, деревянный, Шаловливым он бывает, Никогда не унывает, Ищет ключик золотой На земле и под водой. Всюду нос сует свой длинный. Кто же это? Вы очень хорошо знаете все его приключения, а я предлагаю сочинить сегодня новую историю про Буратино. | - Буратино |
2. Проблемная ситуация 3. Эксперимент «Тонет – не тонет» | -Начало я уже придумал: «Побежал Буратино в школу, а на пути у него широкая река. А мостика через неё нет. «Как же мне на другой берег перебраться? Переплыть боюсь – вдруг утону», – подумал Буратино. Какие ваши варианты, ребята? - Давайте проверим последнее предложение. Погрузим деревянные вещи в воду. Утонули ли они? -А Буратино утонул бы, если бы отважился переплыть реку? Давайте разберёмся, почему дерево не тонет в воде. Дело в том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из маленьких, невидимых нашему глазу частиц – молекул. Те вещества, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладает маленькой плотностью. (Показать схему). У дерева маленькая плотность, меньше, чем у воды, поэтому вода деревянные предметы держит на своей поверхности, не дает им утонуть. А есть вещества, молекулы которых расположены близко – близко друг к другу, они как бы держатся крепко друг за дружку. У этих веществ большая плотность. (Показ схемы). Вода не выдерживает такой плотности, и предметы с большой плотностью тонут. Вот если вместо Буратино плыл бы Железный Дровосек, что бы с ним могло произойти? Давайте проверим. У меня есть металлический шарик. Поместим его в воду. Что произошло и почему? Вернемся к Буратино – сможет он переплыть реку и не утонуть? | Дети выдвигают варианты решений ситуации. (Гипотезы: построить плот, лодку, но это долго; попросить кого- либо перевезти, но рядом нет никого; переплыть – утонуть Буратино не может, он деревянный) Один ребенок экспериментирует. Делают вывод, что деревянные предметы не тонут. - Нет, он деревянный. Предположения детей Желающий ребенок выполняет эксперимент, дети объясняют его результат. Делают вывод: сможет переплыть реку. |
4. Игровое упражнение с мячом «Какой, какое, какая?» | -Сочиняем сказку дальше: «Переплыл Буратино реку и очутился на полянке у домика Мальвины. Мальвина предложила высушить мокрые вещи Буратино, а пока они сохнут, поиграть в мяч. Нужно поймать мяч и ответить на вопросы «какой?», «какая?» или «какое?» Мяч из резины – какой? –… резиновый. Стол из дерева – какой? – …деревянный. Ваза из стекла – какая? – …стеклянная. Стул из пластмассы – какой? – …пластмассовый и т.д. | Встают в круг, играют в игру. |
5. Опыт «Спасательный жилет» 6. Динамическая пауза «Мы делили апельсин» (подвижная игра в сочетании с пальчиковой гимнастикой) | - А теперь продолжение нашей сказки: « У Мальвины в этот день был праздник – День рождения. Мальвина приготовила много разных угощений: печенье, варенье, конфеты, апельсины. Буратино обожал апельсины. Он сейчас же взял один апельсин, но не успел его даже очистить от кожуры, как нечаянно уронил в миску с водой. Буратино очень огорчился: «Что же будет с моим апельсином? Он, наверное, утонет!» - Хотите проверить, что случится с апельсином, если его поместить в воду? Тогда подойдите к миске с водой. Вот вам апельсин. Раз, два, три – опыт скорее начни! (Отдать мандарин какому-либо ребенку) - Вот и Буратино очень удивился, что апельсин плавает в воде. «А если бы он был без кожуры, что бы с ним случилось?» - задумался Буратино. - А вы как думаете, ребята? -Раз, два, три – апельсин получи! (Передать очищенный апельсин ребенку) В плаванье его пусти!
-Что же не дает апельсину утонуть в воде? - Давайте рассмотрим кожуру апельсина (она называется цедра) с помощью лупы. Ровная ли она? - Да, цедра апельсина пористая – как губка. В ней находится множество воздушных пузырьков. Воздух и не дает утонуть мандарину. Вспомните, что вы надевали при купании в речке, чтобы не утонуть? Оглядитесь, найдите этот предмет. - В жилет накачен воздух. Воздух легче воды. А мы уже знаем, что если предмет легче воды, он будет плавать и не утонет. Кожура оказалась для апельсина спасательным жилетом! -Давайте поиграем в игру «Апельсин». Кто будет волком? Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь кто куда! | Дети убеждаются, что апельсин не тонет в воде Дети выдвигают свои гипотезы. Ребенок погружает очищенный апельсин в воду-дети наблюдают, как апельсин тонет в воде. Делают вывод: это кожура Рассматривают цедру. - Нет, на ней заметны бугорки и вмятинки.
Дети находят плавательный жилет. Ребенок надевает маску волка, дети встают в круг. Образуют из пальцев шар; Показывают 10 пальцев, затем 1; Загибают поочередно пальцы; Показывают открытые ладошки «волку»; «Волк» ходит внутри круга с сердитым лицом, дети делают испуганные лица, качают головами из стороны в сторону; Разбегаются, «волк» их ловит. |
7.Д/и «Что лишнее и почему?» | Магистр продолжает чтение книги: -Ух, как я проголодался! – воскликнул Буратино. Мальвина попросила Пьеро накрыть стол к обеду. Но Пьеро, кажется, что-то напутал. Давайте его исправим. | Дети рассматривают поочередно муляжи на тарелках, (на одной – торт, пирожное, печенье, сыр; на второй – яблоко, виноград, лимон, яйцо), анализируют, делают вывод, аргументируют решение. |
8.Эксперимент «Подводная лодка» | - Раз яйцо лишнее, Буратино схватил его и решил поиграть. Пусть это яйцо будет подводной лодкой. И он погрузил яйцо в воду (Демонстрация). «Лодка» пошла ко дну. -Почему яйцо утонуло? Вспомните про плотность.
Но я знаю, как сделать, чтобы «лодка» у Буратино всплыла – нужно увеличить плотность воды. Попробуем уплотнить воду – добавим к ней другое вещество – соль. Хорошо размешаем, подольем раствор к нашему «морю». Что происходит? | Дети делают вывод: яйцо утонуло, потому что его плотность больше плотности воды. Дети готовят насыщенный соляной раствор, добавляют в воду с яйцом. «Лодка» всплыла! |
9.Водная анимация | - Буратино и Пьеро решили приготовить для Мальвины подарок – нарисовать ей картинки. Но Буратино вообще не умел рисовать, а Пьеро всё же лучше сочинял стихи, чем рисовал. Давайте мы им поможем. А рисовать мы будем необычно. Мы будем рисовать по воде. Но вода будет тоже необычной – мы увеличим её плотность, добавим в воду крахмал. Давайте попробуем. Сначала наноситься фон для рисунка. Для этого легкими движениями стучим кисточкой с краской по пальцам левой руки. Получились капельки. Теперь проведем по нашей воде палочкой и нарисуем диковинные узоры. Мальвине очень понравились необычные картинки. | Рисуют в стиле эбру |
10. Рефлексия | -Нам пора расставаться с героями нашей сказки. А конец сказки придумайте дома, вместе с папами и мамами. И обязательно нарисуйте рисунки, мне будет очень интересно их посмотреть. Ну а какой же праздник без танцев? | Обмен мнениями Дети танцуют вместе с магистром Нескучайкиным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"
Цель:1. Развитие общих речевых навыков.2. Совершенствование фонематического восприятия.3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.4. Совершенствование анализа и синтеза пре...
Сценарий праздника "Осенние приключения" с применением элементов логоритмики для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи
Задачи:Закрепить двигательных умений и навыки;Развить звуковысотный, тембровый и динамический слух;Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков...
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Приключения Буратино".
Занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данный материал построен по традиционной в логопедии схеме.Сначала в занятии используются задания ...
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Тема: «Встреча с героями сказки Приключения Буратино»
Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". При помощи игровой мотивации раскрываются возможности и представл...
Сценарий новогоднего праздника «Новогоднее приключение в подводном царстве » для детей подготовительной к школе группы
Описание: Материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам по дополнительному образованию при организации новогоднего утренника с детьми старшего дошкольного возраста....
Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы «Приключения в стране Послушных Дружных Детей».
Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы«Приключения в стране Послушных Дружных Детей»....
Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы
Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы...