Конспект экспериментальной деятельности "Новые приключения Буратино" (тема "Плотность веществ") для детей подготовительной к школе группе с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

В предлагаемом конспекте отражена экспериментальная деятельность в форме научного шоу для детей. Это род досуговой деятельности, в ходе которой проводятся увлекательные, зрелищные опыты и эксперименты, дети учатся ставить проблему, находить пути её решения, получают новые знания, учатся устанавливать причинно - следственные связи. Данное шоу -одно из проекта "Научные шоу магистра Нескучайкина". Роль магистра в шоу исполняет взрослый. Он выглядит не совсем обычно - рыжий парик, веснушки, мантия, шляпа ученого. с ним всегда весело и  интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_nauchnye_shou.docx54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект к научному шоу «Новые приключения Буратино» (тема «Плотность веществ»)  из цикла «научные шоу магистра Нескучайкина»

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»: познакомить детей с понятием «плотность»,   актуализировать знания детей о свойствах веществ (плавучесть, плотность), развивать умение планировать эксперимент, выдвигать гипотезы,  делать выводы.

ОО «Речевое развитие»: развивать умение формулировать проблему, развивать связную речь, умение образовывать относительные прилагательные, развивать интерес к сказкам.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: знакомить с нетрадиционной техникой рисования по воде (в стиле эбру), развивать воображение, фантазию, умение мыслить нестандартно.

ОО «Социально – коммуникативное развитие: развивать  коммуникативные навыки общения при совместной деятельности детей и взрослых.       

ОО «Физическое развитие»: укреплять психологический ресурс детей через водную анимацию

      Оборудование:

книга «Приключения Буратино», плоскостные изображения Буратино, Мальвины, деревянные предметы, тазик, 2 ёмкости с водой, воздушный шар, гантель, лупы, муляжи продуктов, пластиковые стаканчики с солью по количеству детей, ложка,  металлический шарик , мяч, 2 апельсина (один из них без кожуры), маска волка, плавательный жилет, прозрачные емкости по количеству детей, кисти жесткие,  шпажки для бутербродов, жидкий клейстер для водной анимации,  гуашь разноцветная , стаканчики с чистой водой,  салфетки, держатели под кисти, аудиозаписи песен: «Дважды два четыре» (сл. М.Пляцковского, В.Шаинского), «В каждом маленьком ребенке» (сл. и муз. ВИА «Машина времени»)

Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», игры с водой.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный

Воспитатель сообщает о визите гостя – магистре Нескучайкине.

-Добрый день, мои друзья! Я – магистр Нескучайкин. Со мной не бывает скучно! А я знаю ещё одного  веселого мальчугана. Отгадайте, кто он.

Есть один мальчишка странный:

Необычный, деревянный,

Шаловливым он бывает,

Никогда не унывает,

Ищет ключик золотой                                               На земле и под водой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? 

Вы очень хорошо знаете все его приключения, а я предлагаю сочинить сегодня новую историю про Буратино.

- Буратино

2. Проблемная ситуация

3. Эксперимент «Тонет – не тонет»

-Начало я уже придумал:

«Побежал Буратино в школу, а на пути у него широкая река. А мостика через неё нет. «Как же мне на другой берег перебраться? Переплыть боюсь – вдруг утону», – подумал Буратино.

Какие ваши варианты, ребята?

- Давайте проверим последнее предложение.

Погрузим деревянные вещи в воду. Утонули ли они?

-А Буратино утонул бы, если бы отважился переплыть реку?

Давайте разберёмся, почему дерево не тонет в воде. Дело в том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из маленьких, невидимых нашему глазу частиц – молекул. Те вещества, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладает маленькой плотностью. (Показать схему).  У дерева  маленькая  плотность, меньше, чем у воды,  поэтому вода деревянные предметы держит на своей поверхности, не дает им утонуть.

А есть вещества, молекулы которых расположены близко – близко друг к другу, они как бы держатся крепко друг за дружку. У этих веществ большая плотность.  (Показ схемы).  Вода не выдерживает такой плотности, и предметы с большой плотностью тонут.

Вот если вместо Буратино плыл бы Железный Дровосек, что бы с ним могло произойти?

Давайте проверим. У меня есть металлический шарик.

Поместим его в воду. Что произошло и почему?

Вернемся к Буратино – сможет он переплыть реку и не утонуть?

Дети выдвигают варианты решений ситуации.

(Гипотезы: построить плот, лодку, но это долго; попросить кого- либо перевезти, но рядом нет никого; переплыть – утонуть Буратино не может, он деревянный)

Один ребенок экспериментирует.

 Делают вывод, что деревянные предметы не тонут.

 - Нет, он деревянный.

Предположения детей

Желающий ребенок выполняет эксперимент, дети объясняют его результат.

Делают вывод: сможет переплыть реку.

4. Игровое упражнение с мячом «Какой, какое, какая?»

-Сочиняем сказку дальше:

«Переплыл Буратино реку и очутился на полянке у домика Мальвины. Мальвина предложила высушить мокрые вещи Буратино, а пока они сохнут, поиграть в мяч.

Нужно поймать мяч и ответить на вопросы «какой?», «какая?» или «какое?»

Мяч из резины – какой? –… резиновый.

Стол из дерева – какой? – …деревянный.

 Ваза из стекла – какая? – …стеклянная.

Стул из пластмассы – какой? – …пластмассовый и т.д.

Встают в круг, играют в игру.

5. Опыт «Спасательный жилет»

6. Динамическая пауза «Мы делили апельсин»

(подвижная игра  в сочетании с пальчиковой гимнастикой)

 - А теперь продолжение нашей сказки:

« У Мальвины в этот день был праздник – День рождения. Мальвина приготовила много разных угощений: печенье, варенье, конфеты, апельсины. Буратино обожал апельсины. Он сейчас же взял один апельсин, но не успел его даже очистить от кожуры, как нечаянно уронил  в миску с водой. Буратино очень огорчился: «Что же будет с моим апельсином? Он, наверное, утонет!»

- Хотите проверить, что случится с апельсином, если его поместить в воду? Тогда подойдите к миске с водой. Вот вам апельсин.

Раз, два, три – опыт скорее начни!                                                          (Отдать мандарин какому-либо ребенку)

    - Вот и Буратино очень удивился, что апельсин плавает в воде. «А если бы он был без кожуры, что бы с ним случилось?»  - задумался Буратино.

- А вы как думаете, ребята?    

-Раз, два, три – апельсин получи!

(Передать очищенный апельсин ребенку)  

В плаванье его пусти!  

        

-Что же не дает апельсину утонуть в воде?

- Давайте рассмотрим кожуру апельсина (она называется цедра) с помощью лупы. Ровная ли  она?  

 - Да, цедра апельсина пористая – как губка. В ней  находится  множество воздушных пузырьков. Воздух и не дает утонуть мандарину. Вспомните, что вы надевали при купании в речке, чтобы не утонуть? Оглядитесь, найдите этот предмет.                                                    - В жилет накачен воздух. Воздух легче воды. А мы уже знаем, что если предмет легче воды, он будет плавать и не утонет. Кожура оказалась для апельсина спасательным жилетом!    

-Давайте поиграем в игру «Апельсин». Кто будет волком?

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

Дети убеждаются, что апельсин не тонет в воде

Дети выдвигают свои гипотезы.

Ребенок погружает очищенный апельсин в воду-дети наблюдают, как апельсин тонет в воде.

Делают вывод: это кожура

Рассматривают цедру.

 - Нет, на ней заметны бугорки и вмятинки.

 

Дети находят плавательный жилет.

Ребенок надевает маску волка, дети встают в круг.

Образуют из пальцев шар;

Показывают 10 пальцев, затем 1;

Загибают поочередно пальцы;

Показывают открытые ладошки «волку»;

«Волк» ходит внутри круга с сердитым лицом, дети делают испуганные лица, качают головами из стороны в сторону;

Разбегаются, «волк» их ловит.

7.Д/и «Что лишнее и почему?»

Магистр продолжает чтение книги:

-Ух, как я проголодался! – воскликнул Буратино. Мальвина попросила Пьеро накрыть стол к обеду. Но Пьеро, кажется,  что-то напутал. Давайте его исправим.

Дети рассматривают поочередно муляжи на тарелках, (на одной – торт, пирожное, печенье, сыр; на второй – яблоко, виноград, лимон, яйцо), анализируют, делают вывод, аргументируют решение.

8.Эксперимент «Подводная лодка»

- Раз яйцо лишнее, Буратино схватил его и решил поиграть.

 Пусть это яйцо будет подводной лодкой. И он погрузил яйцо в воду (Демонстрация). «Лодка» пошла ко дну.  

-Почему  яйцо утонуло? Вспомните про плотность.

 

 Но я знаю, как сделать, чтобы  «лодка» у Буратино всплыла – нужно увеличить плотность воды.

Попробуем уплотнить воду – добавим к ней другое вещество – соль. Хорошо размешаем, подольем раствор к нашему «морю». Что происходит?

Дети делают вывод: яйцо утонуло, потому что его плотность больше плотности воды.

Дети готовят насыщенный соляной раствор, добавляют в воду с яйцом.

«Лодка»  всплыла!

9.Водная анимация

- Буратино и Пьеро решили приготовить для Мальвины подарок – нарисовать ей картинки. Но Буратино вообще не умел рисовать, а Пьеро всё же лучше сочинял стихи, чем рисовал. Давайте мы им поможем. А рисовать мы будем необычно. Мы будем рисовать по воде. Но вода будет тоже необычной – мы увеличим её плотность, добавим в воду крахмал. Давайте попробуем.

Сначала наноситься фон для рисунка. Для этого легкими движениями стучим кисточкой с краской по  пальцам левой руки.  Получились капельки. Теперь проведем по нашей воде палочкой и нарисуем диковинные узоры.

Мальвине очень понравились необычные картинки.

Рисуют в стиле эбру

10. Рефлексия

-Нам пора расставаться с героями нашей сказки.

А конец сказки придумайте дома, вместе с папами и мамами.  И обязательно нарисуйте рисунки, мне будет очень интересно их посмотреть.

Ну а какой же праздник без танцев?

Обмен мнениями

Дети танцуют вместе с магистром Нескучайкиным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"

Цель:1. Развитие общих речевых навыков.2. Совершенствование фонематического восприятия.3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.4. Совершенствование анализа и синтеза пре...

Сценарий праздника "Осенние приключения" с применением элементов логоритмики для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи

   Задачи:Закрепить двигательных умений и навыки;Развить звуковысотный, тембровый и динамический слух;Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Приключения Буратино".

Занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данный материал построен по традиционной в логопедии схеме.Сначала в занятии используются задания ...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Тема: «Встреча с героями сказки Приключения Буратино»

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". При помощи игровой мотивации раскрываются возможности и представл...

Сценарий новогоднего праздника «Новогоднее приключение в подводном царстве » для детей подготовительной к школе группы

Описание: Материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам по дополнительному образованию при организации новогоднего утренника с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы «Приключения в стране Послушных Дружных Детей».

Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы«Приключения в стране Послушных Дружных Детей»....

Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы

Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы...