Конспект ОД в подготовительной группе «Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Пономарева Елена Владимировна

Эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, детское творчество, опытническо-эксперементальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Радуга»

Бугульминского района  Республики Татарстан

Конспект ОД в подготовительной группе

«Он невидимый, но всё же 
без него мы жить не можем».

Разработала

Воспитатель

первой квалификационной категории

Пономарева. Е.В.

г. Бугульма

Программное содержание:

Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.

Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать  выводы.   Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый, перемещается, движется.

Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

Оборудование:

Проектор,  экран, икт.

Материалы:

Пушинки, веера, апельсин, мыльные пузыри, пластиковые стаканчики с водой, коктельные трубочки, пластиковая бутылка, емкость с горячей и холодной водой, стеклянная баночка, салфетки, веера из бумаги, капсулы от киндер–сюрпризов, воздушные шары. акварель, листы для рисования, целлофановые пакеты воздушные шары (по количеству детей).

Аудиозаписи:

«Где водятся волшебники?  Из фильма «Незнайка с нашего двора», из мультфильма «Маша и Медведь «Картина маслом» «Про рисование», «Шарики воздушные».

Методические приемы:

Наглядные: демонстрация опытов, использование технических средств.

Словесные: рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы.

Игровые: участие персонажа сказки, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Практические: эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, детское творчество, опытническо-эксперементальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки.

Предварительная работа: 

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом и другими материалами. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением ветра. Работа в музее «Воздух-Невидимка», создание предметной среды, оформление и размещение материала.

Организация и методика проведения  ОД.

1.Организационный момент.

Ребята встают в круг. Воспитатель предлагает произнести слова:

«Запах дружбы в воздухе летает,

Маша, Саша аромат вдыхают.

Мы вдыхаем, выдыхаем

Заниматься  начинаем».

Воспитатель:  Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет прекрасная фея. Эта фея – не простая, она добрая волшебница. Фея очень любит детей и хочет с вами познакомиться. У Феи есть друг. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

«Через нос проходит в грудь 
и обратно держит путь, 
он невидимый, но всё же 
без него мы жить не можем».

Дети: Воздух.

А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи - Воздухом?  

Дети: Хотим.

2. Создание игровой мотивации

Воспитатель:  Чтобы попасть в это сказочное  царство, нужно очень сильно верить в чудеса!

-Закройте глаза. Вместе произнесем волшебные слова.

Звучит музыка.

«Добрая фея, нам помоги,

В царство волшебное перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Двери  нам в сказку скорей распахни!»

Воспитатель накидывает плащ и надевает диадему.

Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны?

3. Основная часть:

Эксперименты с воздухом.

Фея:  Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом–воздухом. Мы приготовили для вас много разных сюрпризов.  

Вот только я его найти не могу он от меня спрятался, давайте вместе  поищем.

Дети с воспитателем ищут воздух.

-И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно.. Где же он?

На подносе лежат перышки.

Фея:  Посмотрите, какие здесь красивые перышки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, давайте подуем на них!( Дуют,  перышки  улетают).

Ребята, а они живые, летают.

Фея:  Как вы думаете, что заставило перышки  полететь?

Дети: Мы на них подули.

Фея:  Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?

Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух.

Скажите, а мы с вами воздух видим? (нет) Раз мы его не видим, то как можно про него сказать? Воздух какой?  (Невидимый, прозрачный).

Фея: А теперь я хочу показать изображение планеты Земли (слайд № 1) – Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

3.     Маленький кусочек пластилина.

4.     Кастрюля с водой.

      Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

      Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Воздух может перемещаться

 Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

      Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

      Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

       Вывод:  Воздух может перемещаться.

Фея:  А как вы думаете, воздух имеет объем?

Опыт №3. Воздух имеет объем

 Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

      Оборудование:

1.         Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2.         Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3.         Кастрюля с водой.

      Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

      Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине

Опыт №4. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

   Цель: Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

      Оборудование:

1.     Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2.     Весы с двумя чашами.

      Опыт: Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

      Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Фея:  А объем воздуха зависит от температуры?

Опыт №5. Объем воздуха зависит от температуры.

 Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

      Оборудование:

1.     Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

2.     Стакан с горячей водой.

3.     Стакан со льдом.

      Опыт: Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем  воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем  воздуха уменьшается.

Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании объем воздуха увеличивается. При охлаждении объем воздуха уменьшается.  

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

             Вправо – влево, влево – вправо

                                            Клонятся цветы и травы.           (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

                   Все попрыгаем на месте. (Прыжки) .

Выше! Веселей! Вот так.

                              Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

                              Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Фея: Ребята а воздух содержится в разных предметах.? Давайте проверим

Опыт №6 Воздух содержится в различных предметах

 Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

      Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

      Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Фея: А в этих бутылках ест воздух? (ответы детей) Но она же пустая!

Давайте поверим.

 Опыт №7. В пустой бутылке есть воздух.

 

      Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

      Оборудование:

1.     2 пластиковые бутылки.

2.     2 воронки.

3.     2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).

4.     Кусочек пластилина.

      Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

      Вывод:  Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

 Фея: А как вы думаете, при помощи чего плавают рыбы?

 Опыт №8. Воздух помогает рыбам плавать.

 

      Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

      Оборудование:

1.     Бутылка газированной воды.

2.     Стакан.

3.     Несколько некрупных виноградин.

4.     Иллюстрации рыб.

      Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря. (Показ рыбы)

      Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  

 Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

«Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!»

Фея: А чем пахнет воздух? (ответы детей)

Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас. А сейчас закройте глаза и приготовьте своего помощника - нос, который хорошо умеет различать запахи.

Фея: достаёт из-под салфетки апельсин и разрезает его.

Спрашивает детей.

- А теперь вдохните воздух? Запах чего вы почувствовали?

Дети: Пахнет апельсином.

Фея: Что вам помогло почувствовать запах апельсина?

Ответы детей.

Фея: Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух двигается и доносит до нас разные запахи. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы ощущаете?

Дети: Лёгкий ветерок.

Фея: Лёгкий ветерок-это воздух вокруг нас.

-А можно ли увидеть ветер? 

Предположения детей. 

Фея:  Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, может раскачивать деревья, гонит по небу облака и даже заставлять плыть корабли!

Фея:  Посмотрите, какое чудное озера, а рядом кораблики. Давайте пустим их поплавать. Почему же они не плывут?  Дети высказывают предположения. 

У меня есть для всех вас  волшебные палочки. Мы волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки на кораблики, и они поплывут. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблики, чтобы он поплыл по озеру.

Дети дуют в трубочки на кораблики.

Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.

-А какие ещё пузыри можно надуть с помощью воздуха?

Дети: Мыльные!

Соревнование «Кто надует самый большой пузырь

Фея:

«Мы немножечко устали-

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора».

Фея: Ребята, а ещё с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите попробовать нарисовать свои картинки?

Фея предлагает подойти к столам и сесть.

Хотите нарисовать рисунки с помощью воздуха? Наберите краски и капните на лист бумаги. У нас получилось пятно - капелька. Затем возьмите трубочку и подуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги.

Дети выполняют действия, после завершения рисунки рассматриваются.

4.Заключительная часть.

Ребята, вам понравилось играть с воздухом?  Мне очень приятно было с вами познакомиться, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.

Сюрпризный момент

 Я хочу вам подарить частичку воздуха. Закройте глаза и скажите:

«Раз, два, три,

Фея, подарки нам подари!»

Фея раздаёт детям надутые шары.

Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в детский сад.  Закроем глаза.

Заклинание  (звучит музыка)

«Раз, два, три,

Фея, в садик нас верни!»

Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (у доброй феи в гостях)

Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)

о воздухе, о его свойствах?

Воспитатель: А какой он, расскажите мне. (Рассказ детей)

-Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный,  без запаха, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле - рыбам, животным, растениям. Человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород т.д.

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали, расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях

Без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.

А теперь послушайте, что нам про воздух хочет рассказать Вадим:

«Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим».

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Вывод:    Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Воздух может перемещаться

 Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться

Вывод:  Воздух может перемещаться

Опыт №3. Воздух имеет объем

 Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

Опыт №4. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

 Цель: Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Опыт №5. Объем воздуха зависит от температуры.

 Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании объем воздуха увеличивается. При охлаждении объем воздуха уменьшается.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Опыт №6 Воздух содержится в различных предметах

 Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах

Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт №7. В пустой бутылке есть воздух.

 

      Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух

Вывод  Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

 Опыт №8. Воздух помогает рыбам плавать.

 

      Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

      Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  

Дыхательная гимнастика:

8: А чем пахнет воздух? Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух двигается и доносит до нас разные запахи. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы ощущаете?

Дети: Лёгкий ветерок

9:  Посмотрите, какое чудное озера, а рядом кораблики. Ветер – это движение воздуха

10:  А какие ещё пузыри можно надуть с помощью воздуха?

Дети: Мыльные пузыри игра у кого больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Он невидимый и всё же без него мы жить не можем"

Материал, изложенный в презентации, помогает совершенствовать представления дошкольников об окружающем мире, расширяет знания о свойствах воздуха....

Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....

Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...

ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Он невидимый, и все же без него мы жить не можем"

Цель: Расширить представление детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательная       Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности на группе детей с 5 до 6 лет Тема: «Он невидимый, но все же, без него мы жить не можем»

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности на группе детей с 5 до 6 лет Тема: «Он невидимый, но все же, без него мы жить не можем» ...

Исследовательская работа «Без него мы жить не можем»

В последнее время участились случаи загрязнения воздуха, а ведь воздух главный компонент жизни, без него невозможна жизнь человека и большинства других живых существ....

Исследовательская работа «Без него мы жить не можем»

В последнее время участились случаи загрязнения воздуха, а ведь воздух главный компонент жизни, без него невозможна жизнь человека и большинства других живых существ....