Паспорт мини-музея "Истоки"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Истоки»
Авторы: Галушина Н.М.
Старший воспитатель МБДОУ
детский сад №14 «Красная шапочка»
г. Котовска Тамбовской области
Содержание
Паспортные данные мини-музея…………..………..3
Аспекты музейной деятельности…...……………….4
План работы по созданию мини-музея…………..… 6
Характеристика мини-музея…………………........... 8
Тематический план занятий в мини-музее.…….......11
Перспектива развития мини-музея……….…..……..12
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей «Истоки»
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
Профиль музея: познавательный.
Цели:
создание развивающей образовательной среды как средство
формирования разносторонней развитой личности воспитанника - социально
активного россиянина.
Задачи:
С детьми:
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Знакомство с историей Котовска, его интересными местами, достопримечательностями.
3. Воспитание патриотических чувств, любви к своему городу
4. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
5. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
6. Формирование у дошкольников представления о музее.
7. Расширение кругозора у дошкольников.
8. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
9. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
10. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
11. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
12. Формирование активной жизненной позиции.
С родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея.
2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также формированию чувства патриотизма.
Руководители мини-музея: Перегудова Е.В., Лейченкова О.Ю.
Структура управления мини-музеем
Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, знакомства с историей города Котовска, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: литература о городе Котовске, подборки фотографий с достопримечательностями города; подборка экспонатов изделий предприятий города; символикой города, карта города; ЭОР: песни о родном городе, презентации об истории города, почетных граждан, предприятиях, достопримечательностях Котовск; подборка дидактических игр на тему «мой город» такие как: «Путешествие по городу», «Рыбаки»; а также консультация для родителей «Мой город Котовск».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Истоки»
Подготовительный этап | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | Проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»; | Август | Старший воспитатель | |
2. | Проведение бесед о создании музея в группе с родителями | Август | Старший воспитатель | |
3 | Создание картотеки выставок МБУК "Музейный историко-просветительный образовательный комплекс" для посещения родителей с детьми | Август | Старший воспитатель | |
5. | Совместные экскурсии родителей и детей в музейный комплекс; | Август | Старший воспитатель | |
Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми; | Август | Старший воспитатель | ||
6. | Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения; | Сентябрь | Старший воспитатель | |
Практический этап (или этап реализации проекта) | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | Создание мини-музея в группе | Сентябрь - ноябрь | Старший воспитатель | |
2. | Сбор экспонатов для музея | Сентябрь - ноябрь | Старший воспитатель | |
3. | Разработка экскурсий | Октябрь - ноябрь | Старший воспитатель | |
4. | Пополнение музея экспонатами | В течение года | Родители, дети, воспитатель | |
Внедренческий этап | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | Открытие мини-музея «Истоки» в группе; | Сентябрь | Старший воспитатель | |
2. | Экскурсия в мини-музеи по группам ДОУ; | В течение года | Старший воспитатель | |
3. | Приглашение гостей, родителей; | В течение года | Старший воспитатель | |
4. | Разработка различных видов экскурсий для музея; | В течение года | Старший воспитатель | |
5. | Проведение образовательной деятельности в мини-музее. | В течение года | Старший воспитатель | |
6. | Оформление мини – музея: альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов | Сентябрь - май | Старший воспитатель Галушина Н.М.; |
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение | Ф.И.О. представившего экспонат |
1 | Портрет главы города Антоняна А.А. и главы администрации города Котовска Плахотникова А.М. | 02.09.14. | постоянное | Ваня Т. |
2 | Флаг города Котовска | 02.09.14. | постоянное | София П. |
3 | Герб города Котовска | 03.09.14. | постоянное | София П. |
4 | Фотоальбом «Наш город» | 04.09.14. | постоянное | Никита К. |
5 | Экспозиция «Изделия предприятий города» | 05.09.14. | постоянное | Настя Е., Ваня С., Арсений К., |
6 | Символ города Неваляшка | 05.09.14. | постоянное | Владик З |
7 | Альбом «История города» | 09.09.14. | постоянное | Перегудова Е.В. Лейченкова О.Ю. |
8 | Фото города Котовска | 10.09.14. | постоянное | Матвей Р. |
9 | Альбом «Почетные граждане Котовска» | 11.09.14. | постоянное | Саша Б. |
10 | Книга «Котовск – город труженик и воин» | 12.10.14. | постоянное | Даша Б. |
11 | Фотоальбом «Увлекательные путешествие с семьей по г. Котовску | 14.09.14. | постоянное | Фото всех детей с семьями |
Портрет главы города Антоняна А.А. и главы администрации города Котовска Плахотникова А.М.
Описание: портрет с изображением главы города и главы администрации Котовска
Цель: познакомить детей с главой города и главой администрации
нашего города.
Флаг города Котовска
Описание: фотография с изображением флага.
Цель: знакомить детей с символикой города Котовска
Герб города Котовска
Описание: фотография с изображением герба города Котовска
Цель: знакомить детей символикой города Котовска
Фотоальбом «Наш город»
Описание: фотографии города.
Цель: знакомить детей с достопримечательностями города.
Экспозиция «Изделия предприятий города»
Описание: изделие Федерального казённого предприятия «Тамбовский пороховой завод» (ранее именуемый Котовский завод пластмасс) - музыкальная игрушка «Неваляшка»; тентовые материалы (ОАО «Искож»); керамическая посуда (ООО «Тамбовская керамика)»; синтепон, холофайбер (ЗАО «Котовский завод нетканых материалов);
Цель: знакомить детей промышленностью города, основных предприятиях и производствах.
Символ города Неваляшка
Описание: музыкальная игрушка «Неваляшка».
Цель: знакомить детей с символом Котовска.
Альбом «История города»
Описание: презентация с историей города Котовска.
Цель: знакомить детей с историей Котовска.
Фото города Котовска
Описание: фотографии города
Цель: знакомить детей с районами города.
Альбом «Почетные граждане Котовска»
Описание: фотографии почетных граждан города
Цель: знакомить детей с почетными и знаменитыми гражданами города,
воспитывать чувство патриотизма к нашему городу.
Книга «Котовск – город труженик и воин»
Описание: книга «Котовск – город труженик и воин».
Цель: знакомить детей с изданиями о городе, воспитывать чувство патриотизма к Котовску.
Увлекательное путешествие с семьей по г. Котовску.
Описание: фотоальбом с фотографиями детей и родителей.
Цель: знакомить детей с историей своей семьи.
Разделы мини-музея, особенности использования
Символика города Котовска, альбомы на темы: «Наш город», «Почетные граждане города», фотографии с достопримечательностями города Котовска.
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
«Сами своими руками»
Некоторые экспонаты, такие как: альбом «История города» выполнен воспитателем. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о городе Котовске, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Цель занятия | месяц |
1. | День рождение города | «Познавательное развитие», «Развитие речи» | Закрепить знание о символике родного города, о возрасте города. | сентябрь |
2. | Создание аппликации «флаг города Котовска» (барельеф) | «Художественно-эстетическое развитие» | Закреплять знание символике города Котовска | октябрь |
3. | История возникновения города | «Познавательное развитие», «Развитие речи» | Знакомить детей с историей города | ноябрь |
4. | Мост через Цну | «Познавательное развитие» | Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре. | декабрь |
5. | Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностями города Котовска | «Познавательное развитие», «Развитие речи» | Формировать логическое мышление; вызвать желание посетить достопримечательности Котовска | январь |
6. | Они прославили наш город | «Познавательное развитие», «Развитие речи» | Беседа о важности труда всех людей. | февраль |
8. | Папа, мама, я – Котовская семья (викторина) | «Познавательное развитие», «Развитие речи» | Вызвать желание сделать город лучше; воспитывать любовь к близким. | март |
9. | «Мой любимый город» (рисование) | «Художественно-эстетическое развитие» | Развивать мелкую моторику руки, закрепить знание о городе Котовске. | апрель |
10. | Боевая слава города | «Познавательное развитие» | Знакомить детей с подвигами героев ВОВ Котовска. | май |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Проведение экскурсий для других групп детского сада
- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить НОД по разным образовательным областям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...