Организация дидактических игр с детьми в младшем возрасте в адаптационный период
статья на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

1

Организация дидактических игр с детьми в младшем возрасте в адаптационный период

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

 Одной из главных задач адаптационного периода является воспитание всесторонне развитой личности, формирование чувства уверенности в окружающем. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления и общение с людьми. Стремление малыша к активному взаимодействию с окружающей средой и непосредственный контакт ребёнка с доступными предметами позволяет познать их отличительные особенности и одновременно порождает у него множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше.

В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность, миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное развитие человека.  Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которую использует педагог в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладения разнообразными новыми движениями. Играя, дети осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

                                                 2

В раннем дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром проводим в форме развивающих игр, требующих от нас педагогов знания и выполнения определённых условий, таких как:

добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложенной игре);
      непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них;
     
многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

специальный наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т.д.)должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так как он дольше останется для детей необычным);

запрет на оценку действий ребёнка типа "неверно, не так" или  «молодец, правильно";

предоставление ребёнку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

В раннем возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты. Мышление детей носит преимущественно наглядно-действенный характер. Поэтому основной формой познавательной деятельности является предметно - манипулятивная игра, это самостоятельная игра, в ходе которой ребёнок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.

В детском саду должны быть созданы благоприятные условия для организации такой игры, потому, что в ней развивается интеллект детей раннего возраста. Для этого необходимо следующее:

создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был"зажат", а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность;

постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.
Также с этой целью в детском саду проводятся
дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на развитие таких психологических процессов, как память, мышление, творческое воображение, они вырабатывают усидчивость, дают простор для

                                                       3

проявления самостоятельности, необходимы для умственного развития маленьких детей. Дидактические игры хороши тем, что малыш видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает в малыше чувство радости.

Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.

Игры с предметами

В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.

Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

       

                                             4    

 В адаптационный период, когда многим детям тяжело и  одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Основная   задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них  положительное отношение к детскому саду. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Чтобы решить эту задачу, воспитатель  должен в игровой форме выразить  каждому ребенку свое доброжелательное  отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. ( « Я вас всех спрячу от дождя», « Я вас в гости приглашу».)

  Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так,  если вы варите кашу для детей, то, угощая их, обязательно найдите для каждого приветливое слово, выражающее ваше отношение к нему (« Я так старалась сделать для тебя вкусную кашу»).

 В таких играх рекомендуется не использовать игровые персонажи, поскольку они будут  отвлекать вас и детей от непосредственного общения друг с другом.

  В адаптационный период  нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый.  Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей,  места проведения. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми.  Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений : "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.

Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим
разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого, и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

                                                  5

Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка.  Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно  в адаптационный период.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
можно
почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса..

В детском саду надо стараться создать условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка, обогащать его знаниями, развивать умственные способности.

Для детей раннего возраста в адаптационный период используются следующие игры и упражнения:

1)игры на развитие мелкой моторики рук: "Помоги белочке собрать урожай", "Кто прячется в домике?", "Зашнуруй ботинок", "Собери куклу Машу на прогулку";

2)игры, способствующие восприятию цвета:"Разноцветные воздушные шары","Найди пару","Почини одеяло";

3)игры с песком: "Отыщи шарик","Что в кулачке?","Следы на песке";

4)игры, развивающие элементарные представления о форме предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал):"Подбери фигуру","Построй городок";

                                           6

5)игры для ознакомления с окружающим миром: "Кто как кричит?","Отгадай, кто позвал?","Мебель","Посуда","Одежда";

6)игры, содействующие развитию воображения: "На что это похоже?","Дети на прогулке","Парные картинки","Лото";

7)звучащие игры: "Шуршалки","Звенелки","Телефон".

Игровые упражнения: "Осенние листочки","Ах ,как приятно пахнет!","Узнай овощ","Ветерок".

Используя дидактические игры и упражнения, мы знакомим ребёнка с миром, даём малышу ряд представлений, понятий, оставляем след в его мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, он вносит в игру.

 Литература

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – м.: Просвещение 1991.

2. Воспитание детей раннего возраста Пособие для работников ясли–сада. Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. – М: «Просевщение,1981.

4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985.

5.Печарова К.Л.и др. Дети раннего возраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –М.: «Просвещение»,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период

Картотека игр для детей в адаптационный период...

Картотека игр с детьми 1 младшей группы в адаптационный период

Поступление в детский сад связано с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Появляются тревожное состояние, эмоциональная напряженность. ...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....

Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период

формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю....

Конспект организации дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста

Тема: «Подбери чашки к блюдцам».Цель игры : Продолжать обучать детей называть основные цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Подбирать чашки к блюдцам по цвету и размеру....

Семинар – практикум «Организация игр с водой для детей раннего возраста в адаптационный период»

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования....