Организация дидактических игр с детьми в младшем возрасте в адаптационный период
статья на тему
Предварительный просмотр:
1
Организация дидактических игр с детьми в младшем возрасте в адаптационный период
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Одной из главных задач адаптационного периода является воспитание всесторонне развитой личности, формирование чувства уверенности в окружающем. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления и общение с людьми. Стремление малыша к активному взаимодействию с окружающей средой и непосредственный контакт ребёнка с доступными предметами позволяет познать их отличительные особенности и одновременно порождает у него множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность, миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное развитие человека. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которую использует педагог в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладения разнообразными новыми движениями. Играя, дети осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
2
В раннем дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром проводим в форме развивающих игр, требующих от нас педагогов знания и выполнения определённых условий, таких как:
добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложенной игре);
непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них;
многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
специальный наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т.д.)должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так как он дольше останется для детей необычным);
запрет на оценку действий ребёнка типа "неверно, не так" или «молодец, правильно";
предоставление ребёнку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
В раннем возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты. Мышление детей носит преимущественно наглядно-действенный характер. Поэтому основной формой познавательной деятельности является предметно - манипулятивная игра, это самостоятельная игра, в ходе которой ребёнок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.
В детском саду должны быть созданы благоприятные условия для организации такой игры, потому, что в ней развивается интеллект детей раннего возраста. Для этого необходимо следующее:
создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был"зажат", а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;
предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность;
постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.
Также с этой целью в детском саду проводятся дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на развитие таких психологических процессов, как память, мышление, творческое воображение, они вырабатывают усидчивость, дают простор для
3
проявления самостоятельности, необходимы для умственного развития маленьких детей. Дидактические игры хороши тем, что малыш видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает в малыше чувство радости.
Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
Игры с предметами
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
4
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. ( « Я вас всех спрячу от дождя», « Я вас в гости приглашу».)
Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если вы варите кашу для детей, то, угощая их, обязательно найдите для каждого приветливое слово, выражающее ваше отношение к нему (« Я так старалась сделать для тебя вкусную кашу»).
В таких играх рекомендуется не использовать игровые персонажи, поскольку они будут отвлекать вас и детей от непосредственного общения друг с другом.
В адаптационный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений : "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.
Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим
разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого, и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
5
Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса..
В детском саду надо стараться создать условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка, обогащать его знаниями, развивать умственные способности.
Для детей раннего возраста в адаптационный период используются следующие игры и упражнения:
1)игры на развитие мелкой моторики рук: "Помоги белочке собрать урожай", "Кто прячется в домике?", "Зашнуруй ботинок", "Собери куклу Машу на прогулку";
2)игры, способствующие восприятию цвета:"Разноцветные воздушные шары","Найди пару","Почини одеяло";
3)игры с песком: "Отыщи шарик","Что в кулачке?","Следы на песке";
4)игры, развивающие элементарные представления о форме предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал):"Подбери фигуру","Построй городок";
6
5)игры для ознакомления с окружающим миром: "Кто как кричит?","Отгадай, кто позвал?","Мебель","Посуда","Одежда";
6)игры, содействующие развитию воображения: "На что это похоже?","Дети на прогулке","Парные картинки","Лото";
7)звучащие игры: "Шуршалки","Звенелки","Телефон".
Игровые упражнения: "Осенние листочки","Ах ,как приятно пахнет!","Узнай овощ","Ветерок".
Используя дидактические игры и упражнения, мы знакомим ребёнка с миром, даём малышу ряд представлений, понятий, оставляем след в его мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, он вносит в игру.
Литература
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – м.: Просвещение 1991.
2. Воспитание детей раннего возраста Пособие для работников ясли–сада. Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. – М: «Просевщение,1981.
4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985.
5.Печарова К.Л.и др. Дети раннего возраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –М.: «Просвещение»,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период
Картотека игр для детей в адаптационный период...
Картотека игр с детьми 1 младшей группы в адаптационный период
Поступление в детский сад связано с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Появляются тревожное состояние, эмоциональная напряженность. ...
Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»
Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....
Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период
формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю....
Конспект организации дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста
Тема: «Подбери чашки к блюдцам».Цель игры : Продолжать обучать детей называть основные цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Подбирать чашки к блюдцам по цвету и размеру....
Семинар – практикум «Организация игр с водой для детей раннего возраста в адаптационный период»
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования....