Статья
материал на тему
Предварительный просмотр:
Анализ статьи Т.Д. Марцинковской
В своей статье Т. Д. МАРЦИНКОВСКАЯ осуществляет последовательный анализ раннего периода творчества Александра Романовича Лурия, а именно его деятельность в Институте экспериментальной психологии и Государственном психоаналитическом Институте.
Проведя анализ роли воздействия общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений проявляется стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения, изучение факторов, определяющих взаимосвязь человека и общества, человека и культуры.
Но первоначально автор говорит о характерной особенности российской гуманитарной науки ХХ века: «…стремление найти тот фундамент, который бы мог объединить многие науки о человеке. Поэтому в центре внимания ученых, принадлежавших к разным школам, наукам и направлениям, стояли вопросы, связанные с формированием универсальных объяснительных концепций.».
Можно выделить два аспекта направления ранних работ А.Р.Луриа:
- деятельность в Институте экспериментальной психологии, возглавляемом Г. И. Челпановым:
1. Экспериментальные исследования соотношения мышления и речи, проводимые в лаборатории В. М. Экземплярского (исследование творчества: деятельность отдельного человека в контекст культуры, помогающая ему и выразить себя, и соотнести свою личность с социумом, т. е. связать воедино личностную и социокультурную идентичность). Позднее эти исследования трансформировались в идею о связи логического мышления с социокультурным контекстом. И Позднее совместно с Л. С. Выготским был проведен сравнительный анализ развития психики у приматов и детей т.е. происходит сочетание генетического подхода с историческим;
2. Г. Г. Шпетом была организована этнопсихологическая лаборатория, активно проводились этнопсихологические исследования в разных регионах России;
3. Тезис об активности сознания, связи личности с социальным окружением, культурой.
Работа в ИЭП убедила А.Г. Лурия в необходимости формирования межпредметных связей, которые дадут возможность найти объективные методы анализа как внутренних психических состояний, так и влияния социального окружения, культуры на содержание сознания и самосознания человека.
- деятельность в Государственном психоаналитическом институте, организованном И. Д. Ермаковым.
Однако, как отмечает Т.Д. Марцинковская: «…историко-генетического исследования показывают, что отход от классической немецкой психологии, с увлечения которой начался процесс профессионального самоопределения А. Р. Лурия, произошел под влиянием разных оппонентных кругов. Приоритетными в нем являются не только собственно психологические работы, но и труды по социологии и истории. Расширение оппонентного круга (от Л. И. Петражицкого, Х. Геффдинга, В. Дильтея к З. Фрейду, А. Адлеру, К. Г. Юнгу, а впоследствии к У. Джемсу, В. М. Бехтереву, И. П. Павлову, К. Н. Корнилову, И. Д. Ермакову, А. Г. Габричевскому, Г. Г. Шпету, К. Левину, В. Келеру и другим) диктовалось как собственными устремлениями ученого, данными его экспериментов, так и изменением круга общения.»
Если говорить о подходе к творчеству, то можно отметить, что ученые считали что: «…внутренняя форма раскрывает не только понимание, но и отношение человека к окружающему» и с этой точки зрения можно говорить о искусство может помочь в формировании нового самосознания, регулируя процесс его вхождения в ту культуру, в тот социум, который его окружает. Таким образом исскуство оказывает значительную рольв процессе социализации человека на протяжении всей его жизни.
А.Г. Лурия разделял теорию К.Г. Юнга о связи между словом-раздражителем и представлением (или вытесненным образом) человека, что в дальнейшем послужило основанием для создания «детектора лжи».
Так же А.Г. Лурия, как и многие другие специалисты того времени, интересовался проблематикой неврозов, психических заболеваний, причинами которых считал препятствия, стрессы, конфликты, с которыми сталкиваются люди.
Основной причиной отхода А.Г. Лурия от психоонализа является: «…недостаточную объективность психоанализа как метода не клинического, но научно-исследовательского, так как проекция и личного, и социокультурного опыта психотерапевта не позволяла адекватно интерпретировать высказывания пациентов.»
В начале 20 годов важнейшей темой исследований Александра Романовича стало изучение генезиса психики и роли среды, поля, в развитии поведения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...