Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально – исследовательскую деятельность
статья (средняя группа) на тему
Опыт работы по развитию познавательной мотивации через экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tazieva.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,
обучите их приемам и способам,
которые помогут им постигать»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира, открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Образ мира – это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать; … способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения, в различных видах деятельности».
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снега на участке, объем воды и т.д. Всё это для него – объекты исследования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Становится важным для ребенка умение делать вывод об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, т.е. стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Технологию детского экспериментирования в детском саду можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Слово эксперимент в переводе с «греческого» – проба, опыт.
Цель моей работы - развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста и развитие стремления к самостоятельному познанию через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- Формировать у детей умение ставить перед собой цель исследования, умение отбирать средства и материалы для поисково-экспериментальной деятельности.
- Развивать мыслительную деятельность детей: суждение, умозаключение в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их, выдвигать гипотезы и строить предположения.
- Развивать личностные качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность.
- Воспитывать уважение к сверстникам, к их точке зрения.
- Привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности.
В своей деятельности я руководствовались ведущими принципами развития дошкольников.
Для развития творческой исследовательской активности и познавательной мотивации в группе постоянно пополняется уголок экспериментирования. Грамотное сочетание материалов и оборудования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Материалы для исследовательской деятельности:
- Приборы-помощники – лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой различной формы и объёмов.
- Природный материал – камешки, глина, песок, ракушки, перья, спилы, листья деревьев, семена, шишки и т.д..
- Бросовый материал – проволока, кусочки кожи, пробки, ткани, губки, меха.
- Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.
- Медицинские материалы – пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).
- Прочие материалы – зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) мотивируют их на исследование этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Материалы, мотивирующие ребенка на экспериментирование, располагаются не только в специально оборудованном уголке, ведь детское экспериментирование тесно связанно с другими видами деятельности детей. Благодаря этим связям у детей формируется целостное представление о мире.
Мои методические разработки ориентированы на интересы и потребности детей, связаны с жизненным опытом ребенка, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей группы, выстраиваю субъект – субъектные отношения, создаю проблемное поле, мотивирую активную деятельность детей. Также мною была разработана картотека опытов, игр по экспериментированию.
В процессе работы с детьми успешно применяю мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто послушать рассказ воспитателя о каких – либо объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.
Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи:
- рекомендовали родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
- просили помочь нам в оформлении разнообразных коллекций (коллекция семян, коллекция камней, коллекция ракушек). Экспонаты собирались во время отпуска, на даче, на прогулках.
Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
По результатам проделанной работы мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (дерево, металл, резина и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появились навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, любознательность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Из бесед с родителями, выяснялось, что дети чаще стали экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие.
Таким образом, разработанная и апробированная на практике система по развитию познавательной мотивации через детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников:
- дети активно участвуют в предложенных экспериментах, самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности,
- с небольшой помощью взрослого дети ставят перед собой цель исследования, отбирают средства и материалы для опытов,
- дети высказываются более точно, логично и понятно,
- проявляют инициативу, любознательность, интерес к экспериментированию,
- прислушиваются к сверстникам, к их точке зрения, обсуждают различные ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».
Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта)....
"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"
статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...
Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность
Развитие познавательной мотивации дошкольников через эксперементально-исследовательскую деятельность...
Психологическая гостиная «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность естественнонаучной направленности»
Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития познавательной активности у детей дошкольного возраста экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи:1. О...
Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»
Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
ДОКЛАД На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
"Развитие познавательных интересов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность"
ОПЫТ РАБОТЫ.Актуальность:Развитие познавательных интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, свободную к саморазвитию и самосовершенствовани...