Консультация для педагогов "Работа с родителями в ДОУ"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов
Тема: « Работа педагога с родителями в ДОУ»
Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда и во все времена остается актуальной. Общение с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей. Практика показывает, что родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Эти причины решаются посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении трудностей, положительного опыта. Влияет на воспитателей, чтобы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамотно могли воспитывать детей.
В этом направлении работа будет вестись весь год. В чем она будет заключаться?
- Анкетирование родителей и педагогов
- Формы общения педагогов и родителей
- Методы активизации родителей
- Методическая помощь воспитателям в общении с родителями
- Практикум по проведению занятий с родителями
- Итоговое анкетирование по практикуму.
Немного истории через пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании.
Еще до революции говорили о роли семьи в воспитании детей. Общение в семье должно быть построено на любви, семейное воспитание не имеет границ. Взгляды народа на семью определялись экономическими и нравственными условиями. Только в рамках семьи в совместной деятельности мужа и жены было возможно вести совместное хозяйство. Отсюда и говоря: «Духовное родство пуще плотского», «Холостой – полчеловека».
В то же время отмечаются и негативные стороны семейной жизни: «Женишься раз, а плачешь век», «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает».
Развод до 1917 года расценивался как тягчайший грех. Говорили: «Женитьба есть, а разженитьбы нет».
Домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки патриархальной семьи выражалось так: «Добрая жена, да жирные щи – другого добра не ищи», «Одному не страшно, двоим веселее», «у лихой свекрови и сзади глаза».
Многодетность была нормой патриархальной семьи: «Дети – благодать Божья», горьки родины, да забывчивы». Она была призвана компенсировать высокую детскую смертность: «Чем терять, так не дай Бог рожать».
Бездетность считалась грехом, наказанием господнем: «У кого нет детей – во грехе живет», « Не умела родить ребенка, корми серого котенка».
Об эмоциональном факторе воспитания, привязанность, любовь к детям говорилось так: «Свое дитя и горбато, да мило», Свой дурак дороже чужого умного».
В основе всех воспитательных ценностей лежала православная христианская мораль. Цель воспитания – создать многостороннюю развитую личность: «Делай н ложно, все выйдет по Божьи». Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей: «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так и не научишь», «Умел дитя родить, умей и научить».Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания: «Дети воруют, мать горюет». Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидше». В народе были популярны физические наказания: «Не наказанный сын – бесчестье отцу». Почитался родительский авторитет: «Кто родителей почитает, тот во веки не погибнет». Ценились нравственные ценности, трудолюбие, доброта: «Корми сына до поры, а придет время – сын тебя накормит».
Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голову нечего щипать».
Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании. Этому может служить и отсутствие единых требований к детям, иногда это зависит от минутных настроений родителей. Трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, нет выдержки и терпения.
И, конечно же, родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, иногда и не осознавая этой потребности.
Работа педагога с родителями в ДОУ.
Педагоги детских садов – профессионалы и готовы помочь в воспитании детей. Важно знать запросы родителей, ориентироваться на потребности семьи. Есть темы актуальные для всех родителей. Это особенности того или иного возрастного периода.
(«Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать ребенка», «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?» и др.). Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Можно предложить родителям записывать вопросы и высказывания детей, а затем вместе с родителями этот материал обсудить на встречах в детском саду.
Формы работы с родителями в ДОУ – это общие родительские собрания, наглядные формы работы, консультации. Хорошо бы иногда проводить «Круглые столы», дискуссии в которых принимали бы участие: старший воспитатель, социальный педагог, воспитатели, на которых участники свободно общаются друг с другом. Темы используются разнообразные. Целесообразно использовать многообразие форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов и родителей можно решать проблемы разностороннего развития детей.
Формы общения педагога с родителями ДОУ.
Существуют традиционные и не традиционные формы общения педагогов и родителей. Их суть - донести до родителей знания.
Традиционные делятся на коллективные (общие и групповые родительские собрания), индивидуальные (педагогические беседы. Целью которых является – обмен мнениями по тому или иному вопросу, в результате ее родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника) и наглядно-информационные (знакомство родителей с условиями, задачами, методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье).
Нетрадиционные – это развлекательные программы, игры направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Методы активизации родителей.
Для чего они нужны? Чтобы пробудить интерес к обсуждаемому материалу и побудить родителей активно участвовать в обсуждении предполагаемого им материала.
(Беседа, анализ педагогической ситуации, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.). Все это мы используем в нашей работе.
Предлагаются и другие методы.
Педагог бросает мяч – тот из родителей кто поймает, должен ответить на вопрос. Например, «что Вас радует в ребенке?», «Что огорчает?».
Можно родителям дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли. Можно дать задания родителям, не требующих длительной подготовки. Предложить творческие задания: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек, рекламу игрушки и др.
Помимо методов активизации можно использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогической ситуации, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Все это формирует родительскую позицию, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
Педагогические ситуации можно брать из жизненных наблюдений, литературных источников.
Пример. Ребенку принесли подарок, он развернул пакет и начал есть конфеты. Мама начала ругать, т.к. он еще не обедал. Ребенок положил конфеты в пакет. Но тут вмешивается дедушка: «Пусть поест, конфет много». Конфликт нарастает, мама нервничает, ударяет ребенка. Ребенок в слезы. Вопрос родителям «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему. Были ли подобные ситуации в вашей семье?»
Анализ поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям.
Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности.
Методическая помощь воспитателям в общении с родителями.
Научные исследования показали, что воспитатели нередко не любят работу с родителями. Они считают, что с современными родителями работать сложно, они или «все знают», или им безразличны вопросы воспитания.
Причины трудностей в работе с родителями педагоги считают:
- Социально-экономические (не зависит от личностных и профессиональных качеств педагога;
- Организационные (связаны с недостатком у родителей времени для общения). Однако, показать значимость контактов в развитии ребенка, гибко спланировать время общения – возрастает роль профессионального мастерства воспитателя);
- Профессионально-личностные (связан с недостаточным профессионализмом педагогов).
Посещение семей не проводится по многим причинам, тут и занятость педагогов и родителей, и просто нежелание родителей идти на контакт.
Многие воспитатели и хотели бы установить контакт с родителями, но всегда знают, как его осуществить.
Методическая помощь в сфере работы с родителями своеобразна. Старший воспитатель воздействует на воспитателей, а те в свою очередь оказывают помощь родителям в воспитании детей. Методическая помощь состоит из нескольких этапов: диагностика, планирование, консультирование и контроль.
В течении месяца мы проведем:
Практикум общения
педагогов с родителями.
Он предназначен для обучения воспитателей общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, умение воспринимать других такими, какие они есть.
Особенность практикума заключается в использовании упражнений тренингового характера. Общение при их выполнении поможет участникам познать себя, учат анализировать ситуацию общения, понимать другого человека (родителя), прогнозировать его поступки.
Цель. Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями.
- помощи в овладении диагностическими методами для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя
- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партера воспринимать родителей воспитанников
- формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Мы проведем 5 занятий. Важное условие их проведения – установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества.
План занятий.
- Проведение участниками диагностики того или иного коммуникативного умения.
- упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.
- Рефлексия занятия в различной форме (анализ педагогической ситуации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей "Взаимодействие с родителями по преемственности детского сада и школы"
консультация для воспитателей и родителей...
Консультация учителя-логопеда для родителей "Азбука для родителей"
Данная консультация в оригинальном оформлении, легко поможет родителям понять и разобраться в логопедических (и не только) понятиях....
Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»
Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Консультация учителя - дефектолога для родителей детей с ОВЗ. Тема консультации: «Вызывание звуков у «неговорящих» детей с моторной алалией». 2020 год.
Тема консультации: «Вызывание звуков у «неговорящих» детей с моторной алалией»....
Консультация для родителей детского сада "Музыка и адаптация" Музыка и адаптация. Консультация для вновь прибывших родителей
Музыка и адаптация. Консультация для вновь прибывших родителей...
Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...