Фольклор, как средство воспитания у детей чувства любви к Родине
статья по развитию речи по теме

Кондрашова Евгения Алексеевна

Фольклор развивает  устную  речь  ребёнка,  влияет  на  его  духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит  определённым нравственным нормам.   Таким образом, приобщение ребёнка к народной  культуре  начинается  с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.  Культурное наследие передаётся из  поколения  в  поколение,  развивая  и  обогащая  мир ребёнка.  Фольклор  является  уникальным  средством  для  передачи  народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.  В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены: создаются специальные программы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры, которые не могут не способствовать любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_vospitania_lyubvi_k_rodine.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

               «Фольклор, как средство воспитания детей к Родине»

                                      Чувство единения со своим народом, общности,

                                 знания и уважения истории своей земли, традиций своего

                                  народа, своей культуры, литературы, музыки, понимания

                                    народного характера, его стержня – вот лишь некоторые

                                    основы возрождения народного самосознания.

                                А главное – связь с землей отцов и дедов,

                                корнями, питающими душу человека.

                                                                                                                                                                               А.А. Басаргина.

          Без сохранения традиций и культуры Родина прекращает свое существование, дети превращаются в чужой народ с чужим языком. Чтобы сохранить себя народ  должен хранить свою культуру и традиции, даже сильнее чем свою землю.

    Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, традициям, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений,  просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

    Актуальность этой темы приводит к мысли, что нам взрослым, необходимо проводить с детьми определенную работу в этом направлении. Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо развивать с самого раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, взрослый не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в чувстве патриотизма лежит духовное самоопределение.  Поэтому я считаю, что народная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти мало используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык.  В современной жизни практически отсутствуют предметы быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Многие родители считают , что некоторые слова и выражения в фольклорных произведениях недоступны детям, или сами не понимают и не умеют их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке.  Мы зачастую недооцениваем присказки, заклички, потешки, пословицы, народные игры, плохо их знаем наизусть и поэтому не всегда можем использовать их к месту.  И это вполне объяснимо, так как большинство из нас плохо знает традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания древности  и величия.

        Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

   Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

 1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

 2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

 3. фольклор как явления художественного творчества народа;

 4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

 5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят :

  • Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

 Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

 Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции:

 -повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа,

 -дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию,

- осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическими и т.д.

 В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

 Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей.

  • Загадка  - характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». В основе определений загадки одни и те же признаки:

 – по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

 –описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

 – описание лаконично и загадке присущ ритм.

 Таким образом, загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

 Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

 Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

 Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

 Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

  • Поговорка – из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)

 Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

  • Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания.

 В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

 Песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте.

 Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого.

  • Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

 Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки.

 Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

  • Сказки являются важным воспитательным средством, в течение

столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

 Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

 Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

 Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

  • Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т.д.).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

 Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

  • Народный танец – один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами. Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.

 Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

  • Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Проведя анализ по использованию детского фольклора в ДОУ, ученые пришли к выводу, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми можно использовать следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Детский фольклор  используют и  в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в  определённом  возрасте  ребёнка  обогащать  его  духовный  мир, развивать   патриотизм, уважение к  прошлому  своего  народа,  изучение  его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

  Фольклор развивает  устную  речь  ребёнка,  влияет  на  его  духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит  определённым нравственным нормам.   Таким образом, приобщение ребёнка к народной  культуре  начинается  с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.  Культурное наследие передаётся из  поколения  в  поколение,  развивая  и  обогащая  мир ребёнка.  Фольклор  является  уникальным  средством  для  передачи  народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.  В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены: создаются специальные программы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры, которые не могут не способствовать любви к Родине.

Большим вспомогательным материалом  стала образовательная программа  авторов  Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Эта программа определяет ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях дошкольных образовательных учреждении.

Список литературы.

1.О.Л.Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».   С-Петербург  1998г.

2. М.Д. Маханёва  «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».   Москва 2005г.

3. Н.С.Карпинская   «Художественное слово в воспитании детей»  

Москва 1972г.

4. «Дошкольная  педагогика»   под ред.  В.И.Логиновой,  П.Г.Саморуковой

Москва 1988г.

5.  Г.И .Батурина, Т.Ф Кузина.  « Народная педагогика в воспитании дошкольников».   Москва  1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор – средство воспитания у детей чувства любви к Родине».

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны к...

"Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине".

Всем вместе надо "зародить" в детях то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну....

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине.

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине....

Памятка для родителей "Русские народные традиции, как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине"

Памятка для родителей«Русские народные традиции, как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине».  Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю...

Консультация для родителей: « Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»

laquo;Родина любимая, что мать родимая»Эта пословица сказана народом многие века назад, но она не должна потерять смысла и в наше время.Если Вы, уважаемые взрослые, согласны с этим мн...