«Фольклор – средство воспитания у детей чувства любви к Родине».
статья (старшая группа) на тему

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей  Невского района Санкт-Петербурга.

Статья на тему:

 «Фольклор – средство воспитания у детей чувства любви к Родине».

Автор:

старший воспитатель ГБДОУ № 30

Петухова Наталья Владимировна.

Санкт-Петербург

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В детских садах разработаны программы  по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

Знакомя  детей  с поговорками, загадками,  пословицами, сказками, мы тем самым  приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные женственные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если систематически знакомить детей с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Мы считаем, что приобщение детей к народной культуре является необходимым средством развития у них патриотических чувств и духовности.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Важно, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме в нашем детском саду стала образовательная программа авторов Князевой О. Л., Маханевой М. Д. " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

Ознакомление детей с народной культурой, мы считаем нужно начинать с младшего возраста. Необходимо определить цель, задачи и содержание своей работы. Одновременно нужно пополнять развивающую среду необходимыми предметами и пособиями, атрибутами к народным играм, составлять картотеки (месяцеслов, подвижные игры, народный фольклор, загадки.)

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Вместе с детьми мы поём фольклорные песни, часто при зажжённой свече, что создаёт обстановку старинного быта. Звучание детского фольклора каждый день присутствует в группе. Ребята знают значение старинных слов, тексты закличек, считалок, потешек и хороводных игр, а также некоторые народные приметы. Все это сближает детей друг с другом и с воспитателем. Очень большое значение имеют такие мероприятия для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

В саду особое внимание всегда уделяется работе с родителями. Без их помощи, без доброжелательного и партнерского общения с ними нам было бы трудно выполнить все задуманное и запланированное. Родители принимают участие  в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы Масленицы, Осенины, Рождественские колядки. Проведены развлечения "Посиделки", "Бабушкины игры", конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не для скуки" и др.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор, как средство воспитания у детей чувства любви к Родине

Фольклор развивает  устную  речь  ребёнка,  влияет  на  его  духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит  определённым нравственным ...

"Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине".

Всем вместе надо "зародить" в детях то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну....

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине.

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине....

Памятка для родителей "Русские народные традиции, как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине"

Памятка для родителей«Русские народные традиции, как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине».  Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю...

Консультация для родителей: « Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»

laquo;Родина любимая, что мать родимая»Эта пословица сказана народом многие века назад, но она не должна потерять смысла и в наше время.Если Вы, уважаемые взрослые, согласны с этим мн...