Помощь при адаптации к детскому саду
статья (младшая группа) на тему
Что такое адаптация, анкета для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_pri_adaptatsii_k_detskomu_sadu.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь при адаптации к детскому саду
В раннем возрасте
Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют управлять собственными эмоциями. Когда ребенок впервые попадает в стены детского сада, он не знает, как реагировать на все вокруг и постоянно находится в нервно-психическом напряжении, в легком стрессе – особенно первую неделю. Очень ярко проявляется страх – малышу некомфортно в новой обстановке с кучей незнакомых детей.
Еще совсем недавно ваш малыш делал свои первые шаги. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу - а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь -это забота мамы и папы.
Готовиться к переменам, в жизни своего ребенка, желательно за несколько месяцев до начала посещения садика. Вы сами должны быть готовы к расставанию со своим ребенком. Будьте спокойны и не нервничайте – любое ваше состоянию передается вашему ребенку. Не пугайте ребенка. Фразы типа: «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Но и идеализировать детский сад не стоит, иначе он просто не оправдает надежд ребенка. Лучше всего быть честным. Расскажите вашему ребенку, чем они будут заниматься в группе. Ваш ребенок будет чувствовать себя в садике более уверенно если он будет самостоятельно есть ложкой, пить из кружки, ходить на горшок, уметь играть и общаться. Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в группе раннего возраста, видно, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно. Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети, которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого - и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.
Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла.
Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.
Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале". Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка). Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.
Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!
Существует три степени адаптации:
1. Адаптация легкой степени.
При легкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи выравнивается до возрастной нормы, сон налаживается в течение 7-10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, игровая деятельность нормализуются в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. В период легкой адаптации заболеваний не возникает (за исключением редких случаев).
2. Адаптация средней степени.
При данной степени адаптации все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и длительнее. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Речевая активность восстанавливается на 30-40-й день, эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца, отмечается снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Заболевания в этот период возникают в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
3.Адаптация тяжелой степени.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах:
1) Ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии организма, физического и нервно-психического развития.
2) Характеризуется длительностью и тяжестью неадекватного поведения, длительным снижением аппетита (восстанавливается на 3-ей неделе и позже). В редких случаях проявляется анорексия. Длительно нарушается сон, избегает общения со сверстниками. Эмоциональное состояние длительно нарушено.
Чтобы узнать насколько ваш ребенок готов к детскому садику и в чем ему требуется помочь для облегчения адаптации хотелось предложить вашему вниманию анкету.
Анкета “Готовность ребенка к поступлению в детский сад”
Ф. И. ребенка ______________________________________________________ ГБДОУ д/с№ _________ Возраст__________ лет _________________ месяцев
1.Какое настроение преобладает у ребенка? -бодрое, уравновешенное (3балла); -раздражительное, неустойчивое (2балла); -подавленное (1 балл).
2.Как ваш ребенок засыпает? а) -быстро (до10минут) (3балла); - медленно (2 балла);
б) -спокойно (3балла); - неспокойно (2балла).
3.Что вы делаете чтобы ребенок заснул? -дополнительное воздействие (1балл); - без воздействия (3 балла).
4.Какова продолжительность сна ребенка? -2часа (3балла); - менее 1 часа (1 балл).
5.Какой аппетит у вашего ребенка? -хороший (4балла); -избирательный (3балла); -неустойчивый (2балла); - плохой (1 балл).
6.Как ваш ребенок относится к высаживанию на горшок? а) -положительно (3балла); -отрицательно (1балл); б) -просится на горшок (3балла); -не просится, но бывает сухой (2балла); - не просится и ходит мокрый (1 балл).
7.Есть у вашего ребенка отрицательные привычки? -сосет пустышку или сосет палец (1балл); -(указать другое если есть) ____________________ (1балл); - нет отрицательных привычек (3 балла).
8.Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? -да (3балла); -нет (1балл); - иногда (2 балла).
9.Проявляет ли интерес к действиям взрослых? -да (3балла); -нет (1балл); - иногда (2 балла).
10.Как ваш ребенок играет? -умеет играть самостоятельно (3балла); -не всегда (2балла); - не играет сам (1 балл ).
11.Взаимоотношение со взрослыми ?
-легко идет на контакт (3балла); -избирательно (2балла); - трудно (1 балл ) .
12.Взаимоотношения с детьми? -легко идет на контакт (3балла); -избирательно (2балла); - трудно ( 1 балл ).
13.Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен? -да (3балла); -нет (1балл); - не всегда ( 2балла ).
14.Есть ли у ребенка уверенность в себе? -есть (3балла); -нет (1балл); - не всегда ( 2балла ) .
15.Есть ли опыт разлуки с близкими? -перенес разлуку легко (3балла); - тяжело (1балл ) .
16.Есть ли аффективная привязанность к кому – либо из взрослых ? -есть (1балл); - нет( 3 балла) .
Результаты : Готов к детскому саду (55–40баллов) Условно готов (39–24балла) Не готов (23-16 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка в помощь адаптации к детскому саду "Сказка про очень робкую лошадку"
Это сказка - помощь родителям и педагогам в период адаптации детей к дошкольному учреждению....
Помощь воспитаннику во время адаптации в детском саду.
В жизни каждого ребенка наступает момент ,когда нужно идти в детский садик.В первый день многие детки плачут,так как они привыкли ,что рядом родные люди:мама,папа,бабушки и дедушки.Для тог...
Помощь ребенку при адаптации к детскому саду
Практические советы родителям...
Адаптация к детскому саду. Помощь родителям
Адаптация ребенка к детскому саду...
Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду»
Консультация для родителей...
"Читаем сказки" или "Мамина Сказка в помощь к адаптации к детскому саду"
Сказки про детский сад Рассказывание мамой сказок для детей, которые сейчас проживают адаптацию к садику, поможет справиться со стрессом. Не пожалейте времени!Слушая сказку, малыш будет идентифиц...