План социального партнерства с семьей на 2014-2015 г. г
методическая разработка (младшая группа) на тему
Поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать работу с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_kopiya_plan_raboty_s_roditelyami_67.docx | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 67» компенсирующего вида
Утверждаю_________ Заведующий МКДОУ «Детский сад № 67» Е.Е. Жаринова |
|
План социального партнерства с семьей на 2014-2015 г. г
Разработал воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 67»
Мусеева Н.Ю.
г. Дзержинск 2015 г.
Пояснительная записка
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольной организации, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом важно чтобы общение педагогов и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи, в связи с этим одной из задач педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад № 67» является работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
На сегодняшний день, ДОУ - открытое, взаимодействующее со многими социальными институтами социально-педагогическое учреждение, в котором создана особая социальная среда развития — условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники — воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.
Работа с семьей и развитие социально-педагогической системы ДОУ являются основными задачами для нашего коллектива. Взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно - воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 6,5 – 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада.
Методологической основой программы являются общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец Т.Н. Доронова), и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Н.В. Микляева и др.)
Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества социально - педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ, через технологию образования родителей и личностно – ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств социально-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.
Практическая ценность программы определяется тем, что апробированная система социально-педагогического просвещения семьи может быть использована в освоении разных групп родителей, с учетом возраста их детей; содержащиеся в программе практические материалы по методической поддержке родителей: сборник диагностического инструментария в работе с родителями, способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и семьи; перспективное планирование занятий/мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения социально-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Цель создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольной организации и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы социально-педагогических знаний.
Задачи:
• повысить уровень социально-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Решение этих задач основывается на следующих принципах:
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
4. Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля программы;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация педагогической помощи всем участникам программы;
5. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
6. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ
1 . Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся» (Приложение 1).Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В населенном пункте | В детском саду |
1. Сбор информации о семьях, имеющих детей: контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки). 2.Распространение информации о работе детского сада: - сайт; - публикации в печати; -родительские собрания. 3. Анализ информации. | 1. Сбор информации: о ребенке: - состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика; - протекание адаптации к детскому саду (адаптационный лист); - индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); - ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; - выявление одаренных детей; - выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях). о семье: - состав семьи; - определение социального статуса семьи (социальная анкета); - выявление семей группы «риска»; - материально-бытовые условия; - психологический микроклимат, стиль воспитания; - семейные традиции, увлечения членов семьи; - заказ на образовательные и оздоровительные услуги. о потребностях педагогических кадров: - проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями. 2. Анализ информации. |
2. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры | Родители | Дети |
1. Просветительская деятельность: - вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; - вопросы воспитания детей дошкольного возраста; -формы,методы, содержание работы с семьей в современных условиях. 2. Организационно-педагогическая деятельность: - обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.); - тренинги по обучению родителей общению. Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. | 1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. 2.Просветительская деятельность через наглядную информацию: - информационные стенды; - родительские уголки; - методическая литература. 3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность: - беседы; - консультации; - круглые столы; - родительские собрания.
| 1.Социально-нравственное и познавательное развитие: - семья; - родословная; - семейные традиции; - гендерное воспитание; - формирование духовных ценностей.
|
3. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры | Родители | Дети |
1. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Организация деятельности семейного клуба 3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
| 1.Вовлечение родителей в педагогический процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях; - совместное проведение спортивных праздников - планирование и совместная работа на родительских собраниях; - помощь в организации досуговой деятельности; - совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); - оформление групп детского сада; - участие в творческих выставках детско-родительских работ - благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега; привлечение родителей к участию в заседаниях семейного клуба | 1.Вовлечение детей в творческий процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях; - участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки); - совместное участие с родителями в семейных концертах; - совместное участие в семейном клубе |
4. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План социального партнерства с семьей
План работы с родителями на 2015-2016 учебный год в средней группе...
План социального партнерства с семьей
План работы с родителями во 2 младшей группе...
План социального партнерства с семьями 2015-2016 учебный год старшей группы
Цель взаимодействия: сделать родителей активными участниками образовательных отношений...
План социального партнерства с семьей на 2016-2017 г.г.
Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Родители являются первыми педагогами своего ребе...
План социального партнерства с семьей воспитанников подготовительной к школе группы на 2018-2019учебный год
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они...
План социального партнерства с семьей музыкального руководителя на 2018 – 2019 г.г.
План социального партнерства с семьей музыкального руководителя на 2018 – 2019 г.г....
план социального партнерства с семьей
Семья играет важнейшую роль в воспитании детей. Совместная работа детского сада и семьи является важным условием нравственного и патриотического развития детей...