Проект "Мы рисуем осень"
материал (старшая группа) на тему
Развитие познавательно-творческой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_risuem_osen.odt | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бутовская СОШ»
Проект на тему«Мы рисуем осень»
Подготовила: воспитатель группы «Ягодка»
Худошина Т.А.
Проект на тему «Мы рисуем осень»
(познавательно-творческий)
Сухомлинский В. А. писал:
"Мир, окружающий ребёнка, - это,
прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума.
Очень важно с ранних лет
развивать в детях умение созерцать,
наслаждаться ею, вглядываться
в неё и вслушиваться".
Название проекта: «Мы рисуем осень».
Тип проекта: познавательно-творческий
Классификация проекта: краткосрочный.
Продолжительность проекта: 1 месяц - октябрь.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательная, изобразительная, речевая).
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы «Ягодка» МБОУ "Бутовская СОШ"; родители; воспитатель: Худошина Т.А.
Цель:
- Использование детских работ в оформлении помещений детского сада.
- Расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи проекта:
- Создание творческой, доброжелательной обстановки в свободной художественной деятельности.
- Развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.
- Учить детей изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы не традиционными техниками рисования под руководством воспитателя.
- Создавать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции.
- Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
-Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенних пейзажах.
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Проблема:
В старшем дошкольном возрасте еще не достаточно овладев средствами изображения, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к художественной деятельности. Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное. Необходимо его обучить методам и приемам владения и использования различных материалов, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Поэтому необходим особый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Главное, чтобы образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Актуальность:
Дошкольный возраст – это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Выполнение проекта:
1 этап – подготовительный
Методическая работа:
-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки, пословицы и поговорки на осеннюю тему, осенние приметы и т. д.)
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.
- Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
- Подбор аудиозаписей по данной теме.
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, бумага и т. д.) .
- Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей через нетрадиционные формы рисования.
- Развитие детского творчества.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
2 этап – реализация проекта
В работе с детьми:
Совместное создание эстетической среды в группе:
- внесение в уголок ИЗО: букета осенних листьев с разной окраской и формой; муляжей овощей, фруктов и грибов;
- рассматривание и сравнение гроздьев рябины и калины.
Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия:
- картина Левитана «Золотая осень»;
- папка-раскладушка «Природа осенью»;
- альбом «Осенние зарисовки»;
- презентация «Природа осенью».
Овладение детьми доступных изобразительных умений и навыков в рисовании:
- техника «Монотипия»;
- техника «рисование по-мокрому»;
- техника «рисование листочками»;
- техника «рисование из кляксы».
- Нетрадиционное обучение составления коллажа разными изобразительными техниками.
- Совместная вечерняя деятельность детей и воспитателей.
Наблюдение природы:
- прогулки с детьми и наблюдение за ветром; за небом; за сезонными изменениями в природе; за листопадом; за перелетными птицами; за цветником; за березой; за осенним дождем.
Умение видеть красоту вокруг себя и любоваться ею:
- интерактивная прогулка «В гости к красавице Осени»;
- экскурсия по экологической тропе;
- экскурсия к пруду;
- экскурсия по березовой аллее;
- беседы об увиденном.
Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками:
- интерактивная экскурсия в художественную галерею: Исаак Левитан «Золотая осень», «Дубовая роща. Осень»; Василий Поленов «Золотая осень»; А.И.Куинджи «Осень»; И. Остроухов «Золотая осень»; А.Васнецов «Осенние листья», «Осенняя ветка», «Осенний день»; Е.Корнеев «Клёны»; И. Грабарь «Рябинка»; И.Бродский «Осень», «Золотая осень»; Е.Волков «Октябрь».
- произведения живописи, созданные в реалистической манере «Листопад», «Дерево», «Роща», «Осень».
Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней:
- поэзия: В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Осенние листья»; А. Плещеев «Скучная картина»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; С. Маршак «Радуга»; М. Яснов «Дождик».
- проза: «Букет» Ю. Коваль; «Бабушкин садик» С. Георгиев; «Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий.
- пословицы и поговорки на осеннею тематику; осенние приметы.
- викторина загадок про осень.
Знакомство с музыкальными произведениями:
- прослушивание музыкальных произведений: Вивальди цикл "Времена года" "Осень "; Чайковский цикл "Времена года" «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке».
- разучивание песен А. Филлипенко, Т.Волгиной «Урожайная», «Осень наступила».
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Угадай растение по названию», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, орех», «Найди пару».
- сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «На природе всей семьей», «На экскурсию».
- подвижные игры: «Осенние листочки»; «Раз-два-три! Этот лист бери!»; «Осенние листья клёна»; «Рябина и птицы»; «Осенний букет»; «А нас дождик не намочит»; «Поймай листок»; «Гуси-лебеди»; «Белки-шишки-орехи»; «Кто быстрее добежит до березки?»; «Карусель»; "Хозяин сада и яблоки".
- игры малой подвижности: "Шагаем"; "Засолка капусты"; «Сдуй листок со стола».
- игры-ситуации: «Какая погода лучше?», «На пруду».
В работе с родителями:
- Были проведены консультации: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Осенние забавы».
- Индивидуальные беседы: «Творческий ребёнок», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
- Наглядность в виде информационных файлов: «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Осень»
- Картотека: «Стихи об осени».
3 этап – подведение итогов:
- Фотовыставка - «Красота родной природы».
- Проведен «День открытых дверей»
- Оформление выставки детских работ «Осень глазами детей».
- Оформление выставки семейного творчества «Осень на опушке краски разводила…»
- Презентация проекта.
- Оформление детскими работами помещений детского сада.
Результаты нашей работы:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, поговорками, приметами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективных беседах. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. Главной целью данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения в своих работах. Дети познакомились с различными нетрадиционными техниками рисования, с удовольствием использовали их в своих рисунках, раскрывая всю красоту осенней природы.
Используемая литература:
Буренина Л.И., Колунтаева Л.И.Проектирование интерактивной программы предшкольного образования. С.-Петербург, 2007г.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр СФЕРА., М. 2006г.
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, № 9.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы рисуем Осень
Вот такой рисуют мои маленькие художники Осень, которая приходила к ним на праздник!...
Презентация " Художники рисуют осень"
Презентация по теме "Художники рисуют осень"....
Конспект занятия "Рисуем Осень"
Знакомство детей с творчеством Антонио Вивальда, научить слушать , чувствовать и понимать музыку. Изобразить музыку на листе бумаги с помощью кисти и красок....
"Рисуем осень"конспект занятия по рисованию в средней группе
Знакомство детей с новой техникой рисования – печать листьями, закрепление умения детей аккуратно использовать краску при работе, развитие фантазии, творческих способностей, мелкой моторик...
Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Я рисую осень".
Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи дошкольников Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Бук...
Рисуем осенние листья
Данный материал поможет справиться с такой задачей, как нарисовать осенние листья...