Люблю тебя, мой край родной
проект (старшая группа) на тему
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №34
Проект развития краеведения в ДОУ
«Люблю тебя, мой край родной»
Воспитатель разновозрастной
группы «Непоседы»
Прокофьева Татьяна Валентиновна
Починки, 2015 г.
Содержание
- Введение.
2. Основной этап проекта « Люблю тебя,мой край родной»
3.Заключение
4.Литература
- Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ
Педагоги
Родители
Вид проекта: информационно-творческий
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи проекта:Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать. Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
- выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями);
-анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».
Для наилучшего ознакомления детей с родным краем, его традициями мы создали в своем детском саду мини-музей «Русская изба». В его создании принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители (которые помогали в создании экспозиции музея, пополняя их материалами). Мы посчитали, что это будет интересно не только сотрудникам, но и детям их родителям. Интерес к «истории» возникает из ближнего окружения.
Срок реализации проекта: долгосрочный
2.Основной этап проекта « Люблю тебя, мой край родной»
Этапы проведения и реализации проекта:
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)
2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
3) Дидактические игры
4) Пополнение экспонатов в мини-музей «Русская изба»
5) Выставка книг со стихами местных поэтов
2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
Сентябрь | «Знаешь ли ты своё село?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа |
«Мое родное село» | Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке | Рисование | |
Октябрь | «История возникновения родного села» | Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села | ООД |
«Улица, на которой я живу» | Учить передавать красоту родного села | Рисование | |
Транспорт нашего села | Знать и различать виды транспорта | Аппликация | |
Ноябрь | «Дом, дом открой свою тайну» | Знакомство детей с крестьянской избой, старинными предметами, воспитывать чувство уважения к прошлому | ООД |
«Придумай названия будущим улицам села» | Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали | Творческое задание | |
Декабрь | «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» | Учить детей отличать профессии села от профессий города | Дидактические игры |
«Делу – время, потехе – час» | Закреплять знание русского фольклора | Конкурс пословиц и поговорок | |
Январь | «Флора и фауна родного края» | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края | Экскурсия родителей и детей в краеведческий музей города Егорьевска |
«Наш город-Егорьевск», рассматривание фотографий | Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями города, воспитывать любовь к родному краю | ООД | |
Февраль | «Творческие люди нашего села» Выставка книг со стихами | Познакомить детей с местными поэтами, умельцами села | Беседа |
«Наше село» | Знакомить детей с родным селом, с его достопримечательностями | Оформление папки-передвижки | |
Март | «Животные и птицы нашего края» | Учить лепить, передавая характерные признаки | Лепка |
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» См. приложение | Анкетирование родителей | ||
«Масленица» | Знакомство с традициями русского народа | Развлечение | |
Апрель | «Русская изба» | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | ООД |
Сделаем наше село чище | Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями | |
Май | «Имя твое неизвестно, подвиг – бессмертен» Чтение стихов о войне | Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы | Беседа по иллюстрациям |
«Никто не забыт, ни что не забыто» | Сформировать представление о героизме, подвиге. | Экскурсия детей с родителями к обелиску |
3.Заключение
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.
4. Используемая литература.
1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.
2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.
3. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.
4. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.
5. Литературно-художественный альманах Егорьевск 2005г.
6. О прошлом для будущего 2005г.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
__________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
__________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
__________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста
.Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...
Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".
Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...
Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.
Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....