Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Титова Татьяна Петровна

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Рыбки

Игра проводится под речевое сопровождение детей.

Рыбки мелкие резвятся,

Хитрой щуки не боятся

(бегут в рассыпную легким поскоком, весело размахивая руками)

Распускают плавники

Караси, ерши, линьки

(останавливаются, растопыривают пальцы рук и плавно приседая, делают пружинки)

А прозрачная водица

Вся на солнышке искрится

(бегут мелкими шажками между мальчиками, помахивая голубыми шарфами, платочками или ленточками, создавая эффект движения воды)

Греют рыбки чешую

Разноцветную свою.

(обмахивают мальчиков платочками, а мальчики в этот момент вытягивают руки вперед, наклоняясь то вправо, то влево)

Тише…щука выплывает,

За траву не задевает

(прохаживается между рыбками, которых девочки укрывают платочком – прячут)

Кто не спрячется – пропал,

В зубы хищнице попал.

(Щука ловит (захватывает двумя руками) тех, кто шевелится)

Игра исполняется без инструментального сопровождения. Перед началом игры объясняем образ жизни рыб, показываем картинки, рассматриваем в аквариуме искрящуюся чешую у рыб, читаем о рыбах рассказы, стихи и пр. Объясняем детям, что щука – это пресноводная рыба, она бывает очень крупных размеров (до двух метров длиной). Эта хищница может проглотить плавающего на поверхности воды утенка, заглотить рыбку целиком. В процессе игры дети тренируются в выполнении ряда танцевальных движений (поскоки, приседание, покачивание рук, наклоны и т.п.), творчески передают замысел игры. Учатся коллективно выполнять движения, оттачивают чувство ритма.

Цирк

Игра начинается со считалки. Дети стоят по кругу, изображая арену цирка. Ведущий считает.

Приглашаем на арену выступать котенка Гену.

Ты нам, котик, попляши, обезьянку покажи.

Тот, на кого пришлось слово котик, ставовится котиком (на него надевают маску кота). Словом «покажи» - назначают обезьянку)

Ход игры.

Кот за кругом, он выполняет движение польки или поскок, обезьянка – в кругу, она машет лапкой, покачивая в такт бедром, на слова «дразнит в цирке» - показывает ладонями большие уши и ритмично приседает, раздвигая колени в стороны. Дети повторяют движения за обезьянкой.

Кот ученый польку пляшет,

Обезьянка лапкой машет,

Дразнит в цирке всех зверей,

Догони ее скорей.

(Кот догоняет обезьянку)

После этого победитель становится ведущим, игра повторяется. Во время игры дети упражняются в выполнении ритмичных движений руками и бедрами, делают шаг польки, тренируют кисти рук, игра проводится под словесный аккомпанемент самих детей, исполняемый в любом ритме и с различными интонациями. У каждой обезьянки и у кота появляется возможность проявить свою творческую инициативу (мимика, жест, пантомима) а у воспитателя – проанализировать деятельность и нормативные показатели каждого ребенка в отдельности. В игре, в условиях случайного выбора, дети не замечают того, что они солируют, раскрываясь полностью. Игра имеет элемент соревнования, и это всегда очень радует дошкольников.

Лошадка

Покатаемся, ребятки, мы на маленькой лошадке,

(сжав вытянутые руки в кулаки, поднимают и опускают одну ноги, хорошо сгибая в колене)

Гоп, гоп, гоп, гоп, перед самой ямой стоп.

(делают пружинное приседание, на слово «стоп» – прыжок на месте)

По песку стучат копыта, тут дорога перерыта,

(кладут руки «полочкой» и притоптывают ногами)

Повернемся и опять бедуем весело скакать.

(Поворачиваются на «шаге припаданием» или на простом шаге, в зависимости от цели, которую воспитатель ставит перед собой, и бегут по кругу прямым или боковым галопом, поскоками или «со связанными ногами» - прыжками) под аккомпанемент бубна, ложек, кастаньет, румбы или другого самодельного музыкального инструмента.

Игру «лошадки» рекомендуется давать детям младших групп на зарядке, как физ.минутку между занятиями, на прогулке. Текст запоминается быстро и малыши с удовольствием выполняют движения под собственный аккомпанемент. В процессе игры выучивается шаг галопа, притопы и, повороты, ритмичное синхронное приседание, ети тренируют вестибулярный аппарат (стоя на одной ноге), учатся входить в образ.

Зайка

Игра приучает ребенка быть очень внимательным, сосредоточенным. Воспитывает чувство ритма.

Ход игры.

На полянку с балалайкой выходит зайка, садится и «играет». Воспитатель (или ребенок) говорит или напевает на свой мотив.

На зеленый на лужок вышел заинька дружок.

Зайка продолжает на любую мелодию (ля-ля-ля, трень-брень и т.п.) дети становятся вокруг зайки хороводом.

Забренчала балалайка,

(дети имитируют игру, делая небольшие пружинки)

Поиграй-ка с нами, зайка.

Стой и слушай и смотри

(показывают слушающие ушки)

А потом все повтори.

(Заяц выстукивает по балалайке, какой-либо ритм, предлагает кому-либо из детей повторить)

Тот, кто правильно простучит ритмический рисунок, предложенный зайцем, сам становится на его место. Если ритм не получается с первого раза, его можно повторить или упростить.

Рукодельницы

Мама мне сказала, дочка,

Будешь ты вязать крючочком,

Штопать надо научиться,

Девочка должна трудиться.

Подари мне куклу, папа,

Есть уже для куклы шляпа,

Свяжу ей два носочка,

Не простынет наша дочка.

Игра используется на тематическом занятии по изучению образцов прикладного искусства, где детям показывают работы мастериц Вологды, Павлово-посада, воротнички и кружева, выполненные в технике фриволите и макраме. Детей знакомят с иллюстрациями, на которых изображены златошвейки, коклюшницы и т.п. Сотрудники детского сада устраивают небольшую выставку работ, выполненных своими руками. Показывают детям некоторые элементы вязания, плетения, разрешают поупражняться в наматывании нити, вдергивают ленту в картонную иглу и пр. После основной части занятия начинается игра.

В центре зала усаживают «Бабушку» с корзинкой (коробкой) для ниток. В коробке лежат клубки с толстыми нитками или веревочками, намотанными на катушку. Веревочки можно нарезать и колготок, разрезая их шириной 1 см по кругу. Один конец клубка необходимо привязать к корзине.

Ход игры.

Дети встают вокруг Бабушки (как в хороводе) и под свой речетатив выполняют движения, бабушка делает то же самое.

Вышивает, шьем и вяжем, что получится – покажем.

(«укалывают» ноготком правой руки первый         бугорок на левой ладошке, тянут воображаемую нить вправо, затем то же самое проделывают на 2,3,4ом бугорке и на слово «покажем» плавно выставляют ладони двух рук вперед – показывают свою работу)

Вот узоры челночком,

(собирают пальцы рук «щепоткой» и, вращая кистями рук, обматывают одна рука другую, ведя обе руки справа налево)

Это кружево крючком,

(указательным пальцем правой руки обматывают поочередно пальцы левой руки)

Шаль пушистую связали и на шее завязали,

(поднимают руки вверх, как бы набрасывая шаль и наслаждаясь ее мягкостью и теплом)

Рукавички хороши, все старались от души

(гладят то правую, то левую руку, делают по три хлопка в разные стороны)

Вяжет бабушка носочки –

(дети хороводом идут вокруг)

Вдруг рассыпались клубочки!

(все приседают, хватая клубок)

        А кто первый накрутил,

Тот сегодня победил!

(Бабушка хвалит победителя, дети хлопают ему в ладоши, победителю можно дать конфетку или игрушку, если игра используется в качестве сюрприза на празднике)

Волшебники

По ходу игры дети тренируют свое внимание, развивают чувство ритма, упражняют различные группы мышц, приобретают коммуникативные качества. В игре развиваются индивидуальные творческие способности ребенка, его воображение и мышление. Игра проводится без инструментального сопровождения. Рекомендуется детям старшего дошкольного возраста для развлечений на улице.

Ход игры.

Дети делятся на две группы. Встают шеренгами друг против друга, руки сплетены в «плетень». На первую часть текста подгруппы выполняют шаг в сторону с приседанием (вправо-влево). На слова «приготовились» - прихлопывают в ладоши. В конце куплета бегут на свои места.

Мы в волшебников играли,

Кем мы будем выбирали,

Приготовились, пошли…

Нас чуть видно от земли.

Мы бредем, как муравьишки,

Обходя грибы и шишки.

Страшно в луже утонуть,

Надо лужу обогнуть.

(Дети приседают, идут в любом направлении)

Мы в волшебников играли,

Мы закрыли полземли,

Словно бревна наши ноги,

Утопили все дороги.

Нам по пояс тополя,

Мы идем – дрожит земля.

(выполняются движения «великаны», дети могут идти в любом направлении, но с концом текста должны успеть встать на свое место)

Мы в волшебников….пора.

Полетели ввысь…Ура.

Высоко летают птицы,

Им на месте не сидится

Полетим за облака,

Подождите нас пока.

(свободный полет)

Выигрывает та подгруппа, в которой дети быстрее всего построятся и возьмутся ща руки «стенкой» (плетень).

Утки

Игру проводят с детьми младших групп на утренней гимнастике или между занятиями для разминки. Игра развивает у детей мышцы шеи, ног, рук укрепляет позвоночник, улучшает координацию движений.

Ход игры.

Дети сидят на коврике по-восточному, скрестив ноги. Руки-крылья отведены в стороны.

Утки в воду клюв макали, червячков себе искали,

(наклоняют все тело вперед)

Вышли важно на песок чистить начали носок.

(поворачивают голову из стороны в сторону)

С перьев воду отряхали и на травке отдыхали

(встряхивают все тело)

А потом пошли опять в воду чистую нырять

(подходят к ковру, кувыркаются).

Росточки

Игра-упражнение для детей младшего дошкольного возраста. Текст читает воспитатель, делает упражнение вместе с детьми.

Тянут нежные росточки

Утром к солнцу лепесточки.

Вот проснулся мой цветок,

Потянулся на восток.

Целый день цветочек рос,

Возле тоненьких берез,

А когда прошел денек,

Он на травушку прилег.

Игрушки

Деревянные куклешки

Игра – импровизация, в которой дети должны почувствовать предельное напряжение всего тела. Движения придумываются детьми самостоятельно, с помощью музыкального руководителя. Перед началом игры проводится предварительная работа, детям показывают заводную куку, дают возможность ею поиграть. Текст проговаривают дети и под него выполнят движения. Игра может быть использована на Новогоднем празднике, как отдельный номер.

Деревянные куклешки

На шарнирах наши ножки.

Мы всегда напряжены,

Двигать шеей не должны.

Резко вправо повернулись,

Сильно в поясе согнулись,

Заведи нас, мы опять

Будем ручками махать.

Мягкая игрушка

Игра-импровизация на максимальное расслабление мышц. Выполняется под словесное сопровождение.

Нас из мягких тряпок сшили, лоск уточками набили.

Нет скелетика внутри, мы как нитки – посмотри.

Словно маятник суставы, нас качает влево-вправо,

Мы слабы, нежны, мягки и в движении легки.

Игра-пляска

Исполняется под импровизированное пение воспитателя.

Что за ножки у ребят, поплясать они хотят…

(выставляют ножки поочередно вперед, к себе)

Побежали по дорожке, застучали громко ножки (2 раза)

(бегут парами по кругу)

Что за ручки у ребят, пошалить они хотят

(разводят руки в стороны – к себе, грозят пальчиком то правой, то левой руки)

Завертелись, закружились и в веселый пляс пустились (2 раза)

(кружатся, делая фонарики)

Что за глазки у ребят, посмотреть везде хотят.

(Девочка отворачивается от мальчика, мальчик, взяв девочку за пояс, пытается заглянуть ей в глаза то справа, то слева)

Улыбнулись мы друг другу и бежим вдвоем по кругу (2 раза).

(бегут, взявшись «лодочкой» по маленькому кругу)

Осьминожки

Дидактическая игра развивает у детей чувство ритма, улучшает гибкость тела, координацию движений, тренирует в выполнении танцевальных движений, развивает творческое воображение, улучшает коммуникативные качества личности ребенка. Перед началом игры дети должны уже иметь представление об обитателях морей и океанов, знать повадки птиц и животных. Для этого им предлагается просмотр картин открыток, слайдов, с детьми проводятся предварительные беседы. Вместе с детьми готовятся атрибуты для игр.

Разминались осьминожки,

(дети стоят парами друг к другу лицом, руки сцеплены в «замочек», выставляют руки ладонями вперед, прикасаясь к рукам партнера, одновременно делают пружинки)

Упражнялись наши ножки

(поднимают поочередно ноги, коленями в стороны, «замочками» рук как бы давят вниз на воду)

Делай вместе

(ставят подушечки пальцев правой руки на подушечки левой и пружинят ими)

Делай врозь

(с силой выбрасывают пальцы, разжимая кулаки на уровне плеч)

Резче щупальца отбрось

(движение «стряхивание» воды с рук, выполняется около бедер – слева, справа)

Роль чаек выполняют девочки.

Чайки к морю полетели

(машут руками)

За волну крылом задели

(наклоны вправо-влево, доставая носок ноги)

Пену белую клюют

(наклоняют только голову, не сгибая спины)

Рыб из моря достают

(Делают низкий наклон вперед, отводя обе руки назад)

Испугались осьминожки

(закрывают голову скрещенными руками, меняют центр тяжести, перенося его с одной ноги на другую)

Затряслись от страха ножки

(лежа на спине, болтают ногами)

Ловко съежились в комок

(подгибают под себя ноги)

Не найдете длинных ног.

Присмирели, притаились

С головой в песок зарылись.

(Приживаются плотно к ковру всем телом)

Отдышались и опять

(винтовыми движениями поднимают руки вверх)

Стали по морю гонять

(игра повторяется или заканчивается легким бегом, после которого каждый осьминожек должен найти свой домик, ориентируясь на цвет ножек. Домиками могут служить цветные кубики, картонные кружки или обручи, обмотанные лентой нужного цвета)

Игру рекомендуется использовать на утренней зарядке, на физкультурном занятии или как разминку между занятиями. Атрибуты к игре, браслеты на каждый. Руку и ногу, изготовленные из шнуровой резинки, к которой прикрепляются разноцветные ленточки, из креповой бумаги или тонко нарезанного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Сборник игр направлен на умение детей в процессе игры развивать свои коммуникативные навыки.Игры делятся на 4 блока : 1. Умение сорудничать ;                ...

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков  и эмоциональной сферы дошкольников....

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков делей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков дошкольников

*    Вашему вниманию, я предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение с...

Буклет "Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Игровой тренинг для родителей с детьми на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников

laquo;Поиграй со мной!» - как часто нам приходится  слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаем...