Защита прав ребенка
консультация на тему
Материал может быть полезен для проведения консультаций с педагогами, может быть использован при подготовке мероприятия с родителями (законными представителями). Материал можно разместить на информационном стенде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защита прав ребенка | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ
- «Декларация прав ребенка» - принята ООН в 1959 г.
- «Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989
- «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
- принята ООН в 1990 году.
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
• на имя;
• гражданство;
• любовь;
• понимание;
• материальное обеспечение;
• социальную защиту;
• возможность получить образование;
• развиваться физически;
• нравственно;
• духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего документа – «Конвенции о правах ребенка».
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:
• воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
• воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.
Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе контроля над соблюдением прав детей, но в полной мере повлиять на соблюдение прав не в состоянии.
Права, соблюдение и защиту которых могут обеспечить педагоги ДОУ:
• право на охрану здоровья;
• право на образование;
• право участвовать в играх;
• право на сохранение своей индивидуальности;
• право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.
Нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня:
• Конституция РФ.
Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
• Семейный кодекс РФ.
• Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
• Закон «Об образовании».
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных организациях.
ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого – педагогической культуры их родителей.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми);
• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие:
• боязнь физического контакта с взрослыми;
• стремление скрыть причину травм;
• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
• суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
• ночные кошмары, страхи;
• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
• стремление полностью закрыть свое тело;
• депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
• различные соматические заболевания;
• беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• задержка психического, умственного развития;
• плохая успеваемость;
• нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
• задержка речевого и моторного развития;
• постоянный голод, кража пищи;
• требование ласки и внимания;
• низкая самооценка, низкая успеваемость;
• агрессивность, импульсивность;
• сонный вид и утомленность;
• санитарно – гигиеническая запущенность;
• отставание в физическом развитии;
• часто вялотекущая заболеваемость.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
• создание доверительно-делового контакта с родителями;
• участие родителей в работе дошкольного учреждения;
• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
• психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
• ребенок неухожен, неопрятен, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе ведет себя;
• часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
•у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
• ребенок проявляет отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
• чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми;
• демонстрирует взрослое поведение, интересуется вопросами секса;
• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
• у ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестком обращении над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей, в беседах с ним выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
• проявить внимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
- показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
- обвинять человека, совершившего поступок, потому что ребенок часто эмоционально привязан к нему и продолжает его любить;
- просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях...
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал» Тема: защита прав ребенка
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал»Тема: защита прав ребенкаРазработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка» Ц...
Презентация "Защита прав ребенка"
В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...
родительское собрание "Защита прав ребенка"
Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...
Защита прав ребенка в Российской Федерации
Защита прав ребенка в Российской Федерации...
Как защитить права ребенка
Как защитить права ребенка...
Защита прав ребенка
Защита прав ребенка...