Практическое пособие "Игры на формирование правильной осанки "Маленький гимнаст"
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Приобретение осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_posobie_igry_na_formirovanie_pravilnoy_osanki.doc114.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Малахитовая шкатулка»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Игры на формирование правильной осанки

«Маленький гимнаст»

Подготовила инструктор

по физической культуре

(плавание) Капина М.И.

г. Нижневартовск

 

Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. В задачи игр входят:

  • укрепление опорно - двигательного аппарата;
  • усиление мышечного «корсета» позвоночника;
  • улучшение функций дыхания и сердечно - сосудистой системы.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.

Подвижные игры, направленные на профилактику нарушений осанки.

Данные игры не только помогут закрепить навык правильной осанки,  но и

повысят интерес ребёнка к занятиям.

Предлагаемые игры можно проводить как в зале, так и во время прогулки. В

последнем   случае   они   помогут   занять   и   развлечь   ребёнка,   повысить   его коммуникабельность.

Ходим в «шляпах» Детям кладут на голову «шляпу» - мешочек (весом 200г) или дощечку, колесо от пирамиды. Проверив правильность осанки, взрослый даёт сигнал к ходьбе. Дети ходят обычным шагом, сохраняя хорошую осанку и удерживая «шляпу».

Усложнить игру можно тем, что детям предлагают пройти по линии, намеченной по полу мелом, по гимнастической скамейке или переступать через различные предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала.

«Весёлая ходьба» Дети проверяют осанку у зеркала или у стены. Затем идут друг за другом, сохраняя правильную осанку: обычным шагом, на носках, на пятках, на наружных сводах стоп.

Мы проверили осанку. И свели лопатки.  Мы походим на носках,

Мы идём на пятках. Мы идём, как все ребята.  И как мишка косолапый.

«Черепахи» Дети ползают на животе, передвигая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. «Черепахи» ползают под натянутыми верёвками, стараясь не задеть их. Задевший верёвку считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.

«Послушный мяч» Дети лежат вытянувшись на спине, зажав мяч между стопами. Поворачиваются на живот, стараясь не выронить мяч.

Вот какой послушный мяч!  Между стоп его запрячь.

Повернись и оглянись. Мячик, на пол не катись!

«Переправа с грузом на голове» Взрослый рассказывает: «Мы идём в поход. В лесу встретится ручей, его надо перейти по мостику или по камушкам, затем придётся пробраться под низкими колючими кустиками. Главное - не уронить груз». Мостик   -   перевёрнутая   гимнастическая   скамейка;   камушки   -   кубики   на расстоянии 20 - 30см друг от друга, кустики - обручи.

Дети выполняют задания с мешочком на голове.

«Спрячься у стены» Дети бегают по залу. Водящий стремится их поймать. Спастись от него можно у стены, плотно прижавшись к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Тот, кто принял не правильную позу или не добежал до стены, может быть пойман. Пойманный становится водящим.

«Кто донесёт мяч» Дети стоят парами. Между ними на уровне   ушей - надувной мяч, который они поддерживают головами. Каждая пара старается   дойти до финиша, не уронив мяч. Дети идут колонной друг за другом, на голове - мешочки.

Водящий меняет положение рук, например, кладёт их на пояс, на затылок или

выполняет  какое-нибудь  упражнение  в  ходьбе,  например,   идёт  приставным шагом. Остальные дети должны точно повторять его движения. По сигналу взрослого водящий делает шаг в сторону, дожидается последнего и идёт вслед за ним. Новый водящий должен показывать уже другие упражнения.

Выигрывает тот, кто не ошибается, а из водящих - тот, кто не повторит старого

упражнения, выдумает наиболее красивое, интересное, забавное.

«Длинная скакалка» Цель игры: улучшение функции дыхания, сердечно — сосудистой системы; укрепление связочно - мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый материал: скакалка или длинная верёвка.

Ход игры: Ребёнок с ведущим равномерно вращает скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное подпрыгивание и т.д.

«Летим на марс» Цель: обучение приёмам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.

Материалы: стул, мяч.

Ход игры. Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берёт мяч и кидает его вверх. Ребёнок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5 — браз. Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч попадёт, ребёнок подходит к нему, берёт его и по команде («ракета полетела») кидает снова.

Ведущему необходимо подбадривать ребёнка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

«Большие ноги идут по дороге» Цель:   развитие   мышления   (умения   создать   образы        лёгкого   и   быстрого, медленного и тяжёлого движения), сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости).

Ход игры. Ведущий держит ребёнка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднята нога. Поза вначале удерживается не более одной секунды, затем опорная нога меняется.

«Качели - карусели» Цель: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Ход игры. Родители поднимают ребёнка в положении лёжа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребёнка под мышки, другой - за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребёнка под мышки (другой опускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребёнок почувствовал усталость.

«Маленький гимнаст» Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка равновесия.

Ход игры. Родители рассказывают ребёнку о гимнастах, показывают, как красиво они выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы), прижимая их своему телу. Другими руками берут за руки ребёнка, который становится одной ногой на руку папы, а другой - на руку мамы. Родители медленно встают и поднимают ребёнка на уровне пояса в положении стоя (ребёнок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, предлагая ребёнку продолжить стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг ускоряется. Через 1 — 2 минуты родители опять становятся на корточки, ребёнок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный эмоциональный заряд для ребёнка и родителей, так как редко удаётся играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.

«Гимнастика для ёжит» Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, т. е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети показывают, как ёжик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.

«Разбей цепь» Цель игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; воспитание творческого решения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает её, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остаётся 2-3 человека в цепи, потом игру повторяют.

«Регулировщик» Цель игры: формирование правильной осанки, походки; развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве, на месте; развитие быстроты реакции на сигнал, тормозных реакций; уравновешивание нервных процессов.

Необходимый материал: небольшие кольца, тарелочки, палочка - жезл.

Ход игры. Дети подразделяются на 2 команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам». У детей, изображающих машины, в руках тарелки в качестве «руля», и двигаются они на полусогнутых ногах. «Пешеходы» ждут на перекрёстке. Регулировщик - «водящий» поднимает палочку - «машины» движутся, опускает - «пешеходы» идут по своим «поперечным улицам».

Игра повторяется 2-3 раза. Если «машины» или «пешеходы» вовремя не останавливаются, то «милиционер» берёт с них штраф («фант») или на время сажает на скамейку в зале. После игры оштрафованные должны что-нибудь исполнить.

Перешагни через верёвочку» Цель:   развитие   координации   движений,   ловкости,   формирование   навыка   в перешагивании препятствия. Материалы: верёвочка, стулья.

Ход игры. Протягивается и закрепляется верёвочка на расстоянии 10 — 15см от пола. Ребёнок сидит на стуле в 3 — 5м от верёвочки. По команде ведущего ребёнок идее и перешагивает через верёвочку, затем поворачивается и снова перешагивает через верёвочку, пока не перешагнёт по всей длине. Если ребёнку трудно, то можно сделать 3-4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через верёвочку. Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт. Начинать можно с одной стороны верёвочки, а на другой стороне на стуле, к которому прикреплена верёвочка, можно положить приз.

«Попади в ворота мячом» Цель: развитие разносторонней координации движений и подвижности нервных процессов, умение держать равновесие.

Материалы: 2 стула или табуретки, рейка (1,5 - 2м), мячик.

Ход игры. Ведущий строит ворота (на спинке стульев или сиденья табуреток кладёт рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5 - 2м кладёт мяч. Ребёнок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя на четвереньках, ребёнок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время. Необходимо, чтобы ребёнок бежал за мячом прямо, не горбясь.

«Восточный официант» Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Материалы: поднос или книга, кубик.

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят узлы на голове. Ребёнок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперёд.. Выигрывает тот, кто дальше пройдёт. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться - и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

«Самый меткий» Цель:   развитие   координации   и   быстроты   движений   в   крупных   и   мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

Материалы: мячи, мишени - кольцо или коробка, кегли.

Ход игры.   На расстоянии, до которого ребёнок может добросить мяч, ставится

коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребёнок сделает несколько попыток

попасть в цель.

Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За сбитую

кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдаёт фант (жетон). Выигрывает

тот, у кого больше фантов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация практических пособий «Разговор о правильном питании»

Авторские дидактические игры по программе "Разговор о правильном питании"...

Практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагогов "Юные леди и джентльмены или как правильно сформировать красивую осанку"

Неправильная осанка не только существенно портит внешность ребенка, но и наносит вред здоровью. Сутулость или искривление позвоночника мешает работе внутренних органов, страдают межпозвоночные диски, ...

Практический тренинг «Научите родителей правильно играть с ребенком»

Цель: оказать помощь родителям в обучении навыкам совместной игры с ребенком.Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; п...

Практические рекомендации педагогам «Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Практические рекомендации педагогам«Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»...

"Формирование правильного речевого дыхания " (практические рекомендации)

В консультации даны этапы формирования правильного речевого дыхания, рекомендации по выполнению дыхательных упражнений и игры по развитию дыхания...