Методическое объединение. Текст выступления.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Социализация детей сегодня – это процесс, который направлен на воспитание инициативных молодых людей, способных найти свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, людей нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
В связи с этим проблема социально-личностного развития становится не просто актуальной, но и одной из самых важных.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Первые шаги к социализации малыш делает в рамках собственной семьи, пока круг его общения ограничен ближайшими родственниками.
Следующим шагом к социализации дошкольника – это общение со сверстниками. Детский сад именно то место, где ребенок знакомится с социальной жизнью за пределами дома. Здесь открывается мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольник испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – как самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игра - самый близкий, доступный, интересный для детей дошкольного возраста вид деятельности.
В процессе игры ребенок развивается, совершенствуется духовно и физически, знакомится с миром природы, миром людей, предметным миром. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.
На основании выше изложенного можно предположить, что игровая деятельность является важным средством формирования социальной компетентности ребенка.
Понимая актуальность этого вопроса, мы поставили перед собой цель исследования:
Способствовать развитию игровой деятельности для успешной социализации дошкольника.
Имея цель, наметили задачи, которые нам предстояло решить.
Работа проводилась на базе МДОУ д/с №7 «Журавушка» со 2 младшей группы на протяжении двух лет. Свое исследование мы начали с того, что изучили мнения психологов и педагогов современности по данной теме, изучили методику проведения и организации игровой деятельности, выделив виды игр и этапы педагогического руководства.
По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы: творческие и игры с правилами.
Особо значимы и важны для детей творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания и социализации детей дошкольного возраста.
Игры с правилами организуют, регулируют действия ребенка. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им собственные действия.
Чтобы перейти к следующему шагу нашего исследования, мы провели диагностику формирования игровых умений детей младшей группы в возрасте 3-4 лет.
По окончанию наблюдений были подведены итоги. Следующий шаг нашей работы – это организация предметно-игровой среды как необходимое условие формирования игровой деятельности. При организации такой среды мы стремились сделать ее универсальной, способной удовлетворить требования детей разного пола, разнообразные по содержанию. Для этого мы обратились за помощью к родителям. По нашей просьбе были закуплены игровые модули для развития сюжетно-ролевых игр. Для дидактических игр были приобретены игры и игрушки, согласно возрасту и влечениям детей.
Для решения нашей основной задачи: социализации детей через игровую деятельность, мы составили перспективное планирование игровой деятельности, включая все виды игр. Игры проводились в разное время дня, при этом мы старались применять индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из принципа, что наиболее короткий путь к сердцу ребенка – стать его партнером. Старались искренне заинтересоваться игрой, проникнуться их замыслами, играя одну из второстепенных ролей. Не оставили без внимания непопулярных детей. Постарались выявить положительные качества ребенка, его увлечения и поднять его самооценку и улучшить его положение среди сверстников. Мы старались как можно чаще использовать похвалу за положительное поведение в игре, за бережное и уважительное отношение к игре товарищей. Также мы старались научить детей играть сообща, объединять разные сюжеты в одну сюжетную линию.
На конец года мы провели повторное обследование и пришли к выводу, что наша работа принесла свои плоды: ребята научились играть сообща, брать на себя роль и взаимодействовать со сверстниками, научились самостоятельно подбирать атрибуты для игры.
Теперь нам предстояло развивать игровую деятельность на следующем этапе – с детьми 4-5 лет.
На основе этих задач провели обследование на начало года. Изучив результаты, мы наметили план работы в виде перспективного планирования игровой деятельности в средней группе на год по всем видам игр.
Для развития интереса, любознательности и желания играть мы внесли в группу новые атрибуты, игрушки, книги, костюмы, пополнили содержание игровых зон.
В своей работе по развитию игровой деятельности мы применяли разные приемы и методы воздействия на игру. Вступая в диалог с ребятами, брали на себя как главную, так и второстепенную роль, показывая образец взаимодействия с партнером и предметами. Выступали в роли советчика, помогая словом. Вводя в игру новые роли, помогали расширить представления об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Для обогащения содержания игр, проводились экскурсии по детскому саду, наблюдения за транспортом и трудом взрослых. Посещение театральных и цирковых представлений на базе учреждения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций приносит свои коррективы в развитии творческой игры. Чтобы научить детей играть по правилам проводились подвижные и дидактические игры. В работе с родителями мы ставили акценты на совместные наблюдения и беседы с детьми при посещении аптеки, магазина, парикмахерской, кафе и т.д. Также мы разработали консультации для родителей и подготовили беседы по организации игровой среды в домашних условиях.
На конец учебного года мы провели обследование игровой деятельности и пришли к выводу, что на данном этапе работы по социализации детей через игровую деятельность получили неплохие результаты: дети играют с желанием, умеют создать игровую обстановку, используют в игре предметы-заместители, умеют договариваться между собой, оценивать свои и чужие поступки, играть по определенным правилам. Но есть дети, которым это дается не легко: им трудно найти контакт со сверстниками, со взрослыми. Этим детям нужна помощь специалистов. Процесс социализации начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором живет, учится взаимодействовать, строить отношения сначала в семье, потом в коллективе сверстников и дальше по жизни. Задача педагогов и родителей помочь детям. Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка. В игре закладываются основы будущей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Тема выступления: «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры на липучках»
Подготовила:учитель-дефектолог ДАРБАКОВА Д.К...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...