Картотека дидактических игр
картотека (подготовительная группа) на тему

Картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx65.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи какой»

(начало)

Цель: Учить называть не только предметы, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? Прослушайте сти-хотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

1

«Скажи какой»

(продолжение)

- О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре). Как сказано в сти-хотворении о первом дне? Какой он? (Хмурый, серый). Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое). Что еще может быть хму-рым? (Настроение, погода, небо, человек). Что может быть солнечным?

- Есть еще слова, которыми называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом можно сказать по-другому? (Грустит, расстроил-ся, обиделся).

- А есть такие слова и выражения, которые передают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом». «Это я проснул сестричку». «Я ботинки наизнан-ку надел». Можно ли так сказать? Как надо ска-зать правильно?

2

«Найди точное слово»

(начало)

Цель: Учить точно называть предмет, его качества и действия.

О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

- Дополните другими словами: снег белый, холодный … (еще какой?); сахар сладкий,  а лимон …; весной погода теп-лая, а зимой …

- Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

- Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона … (летает), рыба …, кузнечик …, уж … Кто из животных как голос подает? Петух … (кукарекает), тигр …, мышь …, корова …

1

«Найди точное слово»

(продолжение)

- Помогите мне найти слова, протии-воположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь … (низко).

Скажу ч слово далеко,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай … (конец).

- Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.

2

             

            «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош-ка, гла-за).

     

              «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

            «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

           «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ']

       «Кто как разговаривает?» 

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова  мычит. Тигр  рычит. Змея шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает.

Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. «Кто где живёт?»

                    «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в». 

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в  норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь.

Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове.

         

       «Горячий – холодный» 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.Например: Горячий-холодный. Хороший-плохой. Умный-глупый. Весёлый-грустный. Острый-тупой. Гладкий-шероховатый.

   

    «Что происходит в природе?» 

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна». Педагог:-Дети: Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

     

«Кто  может совершать эти    действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

           

           «Из чего сделано?» 

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые. Таз из меди-медный. Ваза из хрусталя-хрустальная. Рукавички из шерсти-шерстяные.

  «Лови да бросай – цвета называй» 

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой-небо, лёд, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки.

       

       «Что бывает круглым?» 

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.  Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

     

 «Назови ласково» 

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

              «Весёлый счет» 

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка –  пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок. Одна банка – пять банок.

                 « Прятки»

Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход:Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д.

Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.

       

          «Подбери правильно»

Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они.

Ход:О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог даёт образец: Воспитательница – она, дети – они, стул – он, окно – оно.

Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце.

                «Магазин»

Цель: Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам.

Ход: Воспитатель предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить?

Дети отвечают индивидуально и парами.

Примерные ответы:

- Я хотел бы купить… Я хотела бы купить… Мы хотели бы купить…

- Я хочу купить… Мы хотим купить…

       

             «Кто это? Чье это?»

Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Ход:Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д.

Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д.

      «Подбери слова правильно»

Цель: Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Ход: Педагог предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои.

«Мой чайник»

«Моя лейка»

«Мои санки»

   

        «Составь предложение»

Цель: Упражнять в составлении предложений из заданных слов.

Ход:Педагог предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали.

- Филин, спать, день. – Филин спит днём.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье?

- Федя, нюхать, фиалка. – Федя нюхает фиалку.

- Мальчик, рисовать, фломастеры. – Мальчик рисует фломастерами.

                «Было - стало»

Цель: Расширять словарь детей словами – антонимами.

Ход:Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, какимбыл тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас.          Тополь был тонким, а стал толстым. Был низким, стал высоким. Был молодым, стал … старым.         Веток было мало, стало … много.     Ветки были короткие, стали … длинные. Кора была гладкая, стала… шероховатая. Листья были маленькими, стали … большими. Были мокрыми, стали … сухими.

         

         «Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающий транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Назови предметы одним словом. (Транспорт). Сколько слогов в этих словах? Какой звук встречается во всех этих словах? (Т,С) Где они располагаются? Составь предложение с любым словом. Скажи, что летает? Что плывет? Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала:

Т-С, А-С, С-Т, В-Т.

               «Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какое из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану и т.д.).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, вредитель, соты , жужжит, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница.

Вариант игры: Какие слова подходят к овощу, фрукту.

«Найди другое слово»

                (начало)

Цель: Учить обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годиться – она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не обор-вется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую). А затем? (Креп-кую, прочную).

- Но вот наступила … зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и по-чувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий). Мороз крепчал (становился сильнее).

- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить). Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит сильный, стойкий человек.

«Найди другое слово»

(продолжение)

Объясните, что означают слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и каких? (В сказке «Волк и семеро козлят» коза крепко-накрепко (очень строго) наказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь. Придумайте свои предложения со словом «крепкий».

- Я буду называть слова, а вы говорите мне с противоположным смыслом: длинный, глубо-кий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бе-жать.

- Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете использовать слова, которые только что называли.

«Один - много»

                (начало)

Цель: Упражнять в образовании множест-венного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учить подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие; учить находить в словах первый звук, определять количество слогов и подбирать слова, сходные по звучанию.

Это … шар, а это … (шары). Здесь много … (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеле-ные). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные).

- Это … мак, а это … (маки). В букете мно-го… (маков). Какие они? (Красные). Что еще бывает красным? Как вы понимаете выраже-ние «красная девица»? где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

- Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это … лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький). В корзинке много чего? (Лука).

«Один - много»

(продолжение)

Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук).

- С какого звука начинаются слова: шар, мак, лук? (ш, м, л).

- Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог).

Задания:

1.Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

2.Подобрать слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка).

3.Если все названные предметы или объекты исчезнут, как нужно сказать, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек).

«Картина - корзина»

Цель: Учить находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Сколько слогов в словах картина, лягуш-ка, ракета? (Три).

- Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, маши-на), лягушка (подушка, кадушка), ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), бе-реза (мимоза).

- Что делают лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит).

Дети произносят все слова и говорят, что у каждого из этих слов по три слога.

«Коза - стрекоза»

Цель: Развивать представление о похо-же звучащих словах; учить подбирать пары слов с разным количеством слогов.

Подберите пары слов, похожих по звуча-нию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – са-мовар, шина - машина).

- Назовите слова, в которых один слог, два и три слога (в словах пар, сук – один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук – два слога, в словах – самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина – три слога).

- Закончите фразы, чтобы получилось складно: «Я поехал на машине … (у меня пропала шина); побежал за стрекозой … (тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку … (и сорвал в лесу ромаш-ку); зацепился я за сук … (а под ним сидел барсук); под столом лежала кошка … (рядом с ней стоит лукошко).»

«Про ежей, про елки»

Цель: Учить различать предметы, ко-торые называются одним словом; закреп-лять представление о многозначном слове.

Дети рассматривают рисунок с изобра-жением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой – еж.

- Назовите деревья и животных, в кото-рых спряталось слово игла? (Ель, сосна, лиственница, еж). Какие это иглы? (Ело-вые, сосновые, лиственные, иголки у ежа).

- Назовите другие предметы, которые называются словом игла. Что можно де-лать иглой? Для чего нужны иглы?

- Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки.

Воспитатель записывает за каждым ребенком сказку, затем предлагает сделать рисунки (или рисует сам) по сюжету сочиненной сказки (по всему сюжету или его части).

«Кто как двигается»

Цель: Учить сопоставлять название жи-вотного и его движение.

Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их дви-жения (Лягушка и кузнечик прыгают, воро-бей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут).

- Расскажите, что делают эти животные? Что они могут еще делать? (Кошка сидит, черепаха ползает, петух клюет зернышки, бабочка летает, крокодил плывет. Кошка мо-жет мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы).

- Составите предложения из двух слов (бабочка летает, петух кукарекает) и из трех слов (кошка пьет молоко).

- Опишите бабочку. Какая она? Кого вы хотите еще описать: петуха, кошку или дете-ныша любого животного?

«Игла - пила»

                (начало)

Цель: Дать представление о разных значениях многозначного слова; учить подбирать признаки и действия к задан-ным словам; учить определять количест-во слогов в словах, сходных по звучанию.

В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар – по одному слогу. А сколько слогов в сло-вах игла, мишка, ложка?

- Какие иглы вы знаете? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, елки, сосны, лиственницы). Чем они похо-жи? (Все иглы острые).

- Как называются иглы у елки? (Еловые). Как называются иглы у сосны? (Сосно-вые). Чем отличаются иглы елки и сосны? Какие иглы длинней? (Сосновые). А чем отличаются иглы у елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лист-венные мягкие).          

«Игла - пила»

(продолжение)

- А какие еще иглы вы знаете? (Швейные). Что можно сказать про швейную иглу? Какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестя-щая). Что делают швейной иглой? (Шьют). Что шьют швейной иглой? (Одежду). А что еще можно делать швейной иглой? (Вышивать, зашивать, подшивать, што-пать).

- назовите предметы, которые вы видите.

Дети должны назвать единственное (это игла) и множественное число (это иглы) слова игла.

- Скажите, много … чего?

Дети называют предметы и дают форму родительного падежа множественного число (много… игл или иголок).

- Кто здесь нарисован? (Мишка, мишки). Кого здесь много? (Мишек).

«Лето - зима»

Цель: Учить подбирать слова, противопо-ложные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам.

Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовите мне слова, противоположные по смыслу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка. (Дети называют слова: зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик).

- Вспомните любую пару слов с противопо-ложным значением и назовите их (лето – зи-ма, ночь – день, солнце – луна, лимон – сахар, река – ручей, девочка - мальчик).

- Подберите определения ко всем словам. Какое лето и какая зима? (Лето теплое, а зима холодная; ночь темная, а день светлый; солн-це жаркое, горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар сладкий; река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, а мальчик грустный).

- Придумайте рассказ про веселую девочку и грустного мальчика. Обязательно расскажи-те, как девочка развеселила мальчика. Когда это было: теплым летом или холодной зимой?

«Хочу погладить»

Цель: Познакомить с разными значениями многозначных глаголов и существительных.

Можно ли ежа погладить рукой? Почему? Закончите предложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он … (колючий)».

- Кого можно погладить? (Котенка, собачку, ребенка).

- Девочка гладит себе платье. Чем она гла-дит? (Утюгом). Что еще можно погладить утюгом? (Брюки, кофту, юбку). Как одним словом можно назвать эти вещи? (Одежда).

- когда девочка гладит котенка, что он дела-ет? Закончите предложение: «Котенок выгнул спинку, когда …».

- У каких предметов есть спинка? (У дивана, стула). А у кого есть спина? (У людей). Какие выражения со словом «спина» вы часто слышите? (Выпрямить спинку, лечь на спин-ку, повернуться спиной). Как вы понимаете выражение: «Прятаться за чужую спину»? (Перекладывать свое дело на другого).

«Идет - стоит»

Цель: Познакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противопо-ложным значением; учить заканчивать прос-тые и сложные предложения.

Отгадайте загадку: «Стучат – стучат, не велят скучать. Идут – идут, а все тут да тут». Что это? (Часы).

- Как сказать по-другому? Часы идут (шагают, тикают). Дождь идет (капает, льет-ся). Мальчик идет (шагает, движется). Поезд идет (едет, мчится). Фильм идет (демонстри-руется). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет). Лед идет по реке (плывет).

- Закончите предложения: «Мальчик пошел … . Девочка ушла … . Люди вышли … . Я при-шел … . Саша идет медленно, а Вова … . Можно сказать, что он не идет, а …».

- Подберите слова, противоположные по смыслу: идти (стоять), падать (подниматься), разрешить (запретить).

«Лить - поливать»

Цель: Работа с многозначными глаголами.

Вы помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы про-ливает». (Лук). Как можно заменить выраже-ние «слезы проливает»? (Плачет).

- Что можно лить? (Воду из кувшина). Что можно наливать? (Сок, чай).

- Отгадайте еще одну загадку: «Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, зем-ля, трава).

- Что значат выражения: «дождик льет как из ведра», «лить слезы в три ручья», «льется песня над полями»?

Воспитатель загадывает детям еще одну загадку:

- Из горячего колодца

Через нос водица льется.

Ты послушай мой вопрос:

Что там льется через нос?

(Горячая вода льется из чайника).

«Шишка»

                (начало)

Цель: Знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Отгадайте загадку: «Рыжая, пушистая на сосну взбирается, шишками кидается». Кто это? (Белка).

- Закончите предложение: «Белка бросила в волка … (шишку). На лбу у волка выросла … (шишка)».

- Какие шишки бросала белка? (Еловые). Что выскочило у волка на голове? (Шишка). Еловая? Сосновая? А какая?

- Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. (Шишка – мышка, малышка, трусишка).

- Белка угостила ежа орехами, а он не смог их … (съесть). Еж взял молоток и … (раско-лол орехи). Что еще можно колоть? (Дрова). Чем можно уколоться? (Иголкой). Почему? (игла острая, колючая).

«Шишка»

(продолжение)

- О чем мы говорим острая? (Игла, пила, вилка). Острый? (Нож, язык, слух). Острые? (Ножницы, иглы).

- Закончите фразу так, чтобы было складно: «Где ты, белочка, гуляла? (Я орешки собирала). Ежик, ты кого нашел? (Я вам белочку привел). А ежиха в лес пошла, … (спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала, … (все орешки растеряла). В стороне стоял грибок, … (еж его найти не смог)».

«Кто хитрее?»

(начало)

Цель: Учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилага-тельных; образовывать новые слова (прила-гательные) с помощью суффиксов –еньк        (-оньк); -оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (-ейш).

Вспомните сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая). А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная).

- Каким показан журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль … (еще хитрее, хит-рющий). Лиса умная, а журавль… (еще умее, умнейший).

- Волк злой, а волчище … (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка … (еще трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот … (еще худее, худющий). Один чело-век полный, другой не совсем полный, а … (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще … (толще, толстенный).

«Кто хитрее?»

(продолжение)

- Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот … (еще больше, большущий). Этот пла-ток синий, этот не совсем синий, а … (синева-тый). Этот лист зеленый, а этот … (еще зеле-нее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зе-леный, слегка … (зеленоватый). Это платье красное, это не совсем красное, а ... (красно-ватое).

- Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький). Рисунок плохой или … (плохонький, плоховатый).

«Как лучше сказать»

(начало)

Цель: Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации.

Вспомните рассказ В.Бианки «Купание мед-вежат». Я расскажу вам про этих медвежат.

- Вот выкупались и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый мед-вежонок – веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице.

- Какой был медвежонок? К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу (ра-достный, оживленный, шустрый, бодрый, рез-вый). И к маме он не просто побежал, а … (помчался, понесся, полетел стрелой, пом-чался сломя голову).

- Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный.

- А как можно о нем сказать по-другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, не-поворотливый).                                                                         

«Как лучше сказать»

(продолжение)

- Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или … (грустно, скучно, обидно). Какой он был? (Грустный, обиженный, огорченный, пе-чальный). И к маме он не просто пошел, а … (побрел, поплелся).

- Придумайте рассказ о том, как неугомон-ный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою мед-лительность.

- Придумайте складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал)». «Медвежата, где вы были? (По ма-лину в лес ходили, на полянке мы бродили)». «Медвежонок мед искал (и братишку поте-рял)».

- Выберите ответ, который вам больше всего понравился. Один из вас говорит первую фра-зу, остальные отвечают громко, тихо, шепо-том (быстро, умеренно, медленно).

«Скажите точнее»

(начало)

Цель: Развивать точность словоупот-ребления в связных повествовательных рассказах.

Послушайте мой рассказ. Там, где я буду останавливаться, вы будете мне помогать: подбирать слова и составлять предложе-ния.

- Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый глав-ный!» Какой может быть ветер? (Стиль-ный, резкий, порывистый, холодный). Вет-рище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной). Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый). Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться.

«Скажите точнее»

(продолжение)

Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, трава пригнулась к земле). Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал). Подул ветер - ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся). Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались). И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озор-ничал, раскачивал веточки). Что произош-ло? (Листочки зашелестели, птички за-пели, стало прохладно и приятно).

- Придумайте сказку о ветре, ветерке и ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперни-ками, друзьями, товарищами). Что они мо-гут делать? (дружить, меряться силой, спорить, разговаривать).

«Доскажи словечко»

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж и его …(Ежиха)

Ну и платье: сплошь иголки, Его носят      вечно…(Ёлки)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная…(Задача)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла…(Зима)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен…(Иней)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная…(Картошка)

           «Доскажи словечко»

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский…(Вертолет)

Чтобы было где писать,

В школе мне нужна…(Тетрадь)

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…(Утюг)

Все ребята со двора

Малярам кричат…(Ура!)

Вот пришла и осень, и придут метели.

И с прощальным криком птицы…(Улетели)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это…(Буратино)

«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко?»

И покраснела…(Божья коровка)

А водитель спозаранку

Крутит круглую…(Баранку)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…(Василек)

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок

Красный, маленький…(Флажок)

В яме спит зимою длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется…(Медведь)

            Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали? Это... (Кот)

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б на встречу ни поплыл,

Всех проглотит…(Крокодил)

«Доскажи словечко»

Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно…(Карандаш)

На скамейке у ворот

Лена горько слезы…(Льет)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…(Лису)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из…(Лейки)

Заставил плакать все вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(Лук)

Лейся дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по …(Лужам)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной…(Медведь)

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой …(Мыли)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось…(Мыло)

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым…(Ножиком)

Золотой и молодой, за неделю стал седой.

А денечка через два, облысела голова.

Спрячу - ка в карманчик

Бывший…(Одуванчик)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка

И зовут его…(Петрушка)

           «Доскажи словечко»

Он и волк, и Дед Мороз,

Он смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом.

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он…(Артист)

Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури…(Альбатрос)

Яростно река ревет и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел…(Апрель)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Как приятен он на вкус,

И зовут его…(Арбуз)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(Воробей)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица…(Грач)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(Гол)

Лодки по морю плывут,

Люди веслами…(Гребут)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный серый…(Гусь)

«Доскажи словечко»

Немытое в рот ни за что не возьмет.

И ты будь таким, как чистюля…(Енот)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда поднявши пыль,

Пробежит…(Автомобиль)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все…(Алфавит)

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый…(Барабан)

На ветке не птичка-зверек невеличка,

Мех теплый как грелка.

Кто же это…(Белка)

Она весну встречает - сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице - в полоску.

Ты узнаешь…(Березку)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(Подосиновик)

Портфель у меня не велик и не мал:

Лежит в нем задачник,

Букварь и…(Пенал)

Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе…(Позвал)

«Повтори»

Ца-ца-ца, наша Таня умница.

Цу-цу-цу, я пойду на мельницу.

Цы-цы-цы, наши дети молодцы.

Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Со-со-со, у Васи колесо.

Ос-ос-ос, на поляне много ос.

Су-су-су, было холодно в лесу.

Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.

За-за-за, бежит по полю коза.

Зу-зу-зу, я пасу свою козу.

За-за-за, уходи домой коза.

Зу-зу-зу, моем Катю мы в тазу.

Зы-зы-зы, есть козлята у козы.

Жу-жу-жу, молочка я дам ежу.

Жи-жи-жи, пьет Андрюша рыбий жир.

            Ра-ра-ра, начинается игра.

Ры-ры-ры, у мальчиков шары.

Ро-ро-ро, у нас новое ведро.

Ру-ру-ру, продолжаем мы игру.

Ре-ре-ре, стоит домик на горе.

Ри-ри-ри, на ветках снегири.

Ар-ар-ар, кипит наш самовар.

Тё-тё-тё, отложили мы шитьё.

То-то-то, стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать, мы идем гулять.

Ат-ат-ат, берем с собою самокат.

Ва-ва-ва, во дворе растет трава.

Ву-ву-ву, Вова рвет козе траву.

Вы-вы-вы, много он нарвал травы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....