Как играть с гиперактивными детьми
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Ольга Витальевна

Консультация: как играть с гиперактивными детьми?

 

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры на тренировку одной функции

Тренировку слабых функций следует проводить поэтапно. На первых порах нужно подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции, например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Игры направленные на тренировку внимания. Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

 

Игра "Найди отличия"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

Игра "Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми газами или используя в игре одновременно несколько мячей.

 

Игра "Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

 

Игра "Броуновское движение"

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге. Игры направленные на тренировку движения. Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

 

Игра "Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрашивать цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?" Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

Игра "Говори"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?" Педагог делает паузу - "Говори"; "Какого цвета у нас в группе (в классе, в комнате) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс два?"... и т.д."

 

Как играть с гиперактивными детьми?

 

Как можно помочь гиперактивному ребенку, а точнее, в какие игры и как можно играть с гиперактивными детьми.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.

В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции (описание самих игр и упражнений приведено ниже). Например, игры, направленные на развитие только внимания ("Найди отличие") или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия ("Говори!"). Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности ("Разговор с руками").

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно.

Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

         Например, для тренировки внимания и контроля импульсивности хорошо подойдут - "Кричалки - шепталки - молчалки" "Гвалт"; для внимания и контроля двигательной активности - "Колпак мой треугольный" "Расставь посты"; для контроля импульсивности и двигательной активности - "Час тишины и час "можно", для тренировки внимания, контроля импульсивности и двигательной активности - "Слушай команду" "Слушай хлопки" и т.д.

 

Подвижные игры

 

1. "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

 

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

2. "Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)

 

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

 

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

 

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

3. "Кричалки-шепталки-молчалки" (Шевцова И.В.)

 

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

 

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

 

4. "Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997)

 

Цель: развитие концентрации внимания.

 

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

 

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

 

5. "Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

 

Цель: научить детей контролировать свои действия.

 

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

6. "Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

 

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

(Делаете паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д.

 

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

 

7. "Час тишины и час "можно" (Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.

 

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

 

8. "Колпак мой треугольный" (Старинная игра)

 

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове).

В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

 

9. "Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

 

10. "Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

 

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

 

11. "Замри" (Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

 

12. "Давайте поздороваемся" (Автор неизвестен)

 

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

 

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

 

1 хлопок - здороваемся за руку; 2 хлопка - здороваемся плечиками; 3 хлопка - здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

 

Гиперактивный ребенок

 

Так, что же это за ребенок? Какой же он на самом деле? Такой ребенок, став на ножки, сразу начинает бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, всех, кто общается с ребенком.

С таким ребенком трудно. Он всех изматывает своей кипучей энергией. Даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах и от того все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях.

Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают... Порою кажется, что их у малыша не две, а больше.

У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать, иногда без передышки. Бег с препятствиями главное для них.

Даже голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя только любопытство.

Любознательность не свойственна ему. Такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», зачем». Ну а если даже задает, то тут же «забывает» выслушать ответ. Но, тем не менее, он может целый день исследовать: как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Взрослым надо быть всегда неподалеку от него.

Тело его все в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее, он снова набивает те же «ШИШКИ», не пытаясь сделать вывод из того, что было.

Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться, на чем надо больше мига. Оно так же «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как.

Его может отвлечь даже муха. Но, отвлекшись из-за мухи, он мгновенно забывает про нее, делая обычно все настолько машинально, что потом не верит, что все это сделал он.

У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка — разве мог малыш предвидеть, что она возьмет и выскользнет из рук… Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них.

Такой ребенок импульсивнее своих ровесников. Он и сам не знает, что ему может в з брести в голову через миг. Настроение его колеблется. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и не дать реакции по большому счету. А негативизм — это просто норма для него.

Он обычно самый Шумный среди шумных, заводила, в центре драки, там — где гам, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить. Если его за что-то наказали, он не будет жаловаться или унывать.

Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек. У «воспитанных» детей с ним частые конфликты. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему прижиться невозможно.

Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше, и, приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. Они мешают ему в жизни, даже тогда, когда ему придется пойти в школу.

Весь взлохмаченный и вечно возбужденный, взмокший с головы до пят, с горящим взглядом . Весь в делах, весь в хлопотах, заботах, он за миг успеет сделать столько, сколько многим не удастся сделать и за день. Он все пачкает, все рвет, теряет. Он все время мельтешит перед глазами.

 

У родителей его обычно двойственные чувства — накипь раздражения и жалость оттого, что их малыш настолько нестандартен, что, быть может, это просто проявление болезни; накипь раздражения, что с ним невозможно быть все время рядом.

Он расслабляется только тогда, когда ложится спать. Время сна его единственное время, когда родители восстанавливают силы. Но малыш обычно днем не засыпает. Спит лишь ночью, но настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.

 

Что же делать с ним? Как укротить?

Надо запастись терпением, помогать малышу и ждать. Вы когда-нибудь видели, чтобы так себя вели взрослые? Нет. А ведь многие из них были в детстве такими.

 

КАК НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком?

Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родовая травма. Нередко гипердинамичность — это следствие ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда гиперактивность обусловлена болезнью, необходимого строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.

Все то, что может вызвать в доме любознательность ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы с поля зрения проказника, лишив его Возможности соблазна.

Даже лекарственные средства, Выписанные специально для ребенка, не говоря уже обо всех других, хранящихся в квартире, должны быть, спрятаны в надежном месте и, если можно, заперты на ключ.

Нужны лекарства Вашему ребенку или нет — не главное в общении с ним, В адаптации к дальнейшей жизни. Важнее всего — это мера Воспитательных Воздействий, система и методика осуществления их Вами.

Любое разногласие в семье в Вопросах Воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.

Прежде всего, старайтесь по Возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.

Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть Ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

Друзей у Вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше будет возбуждаться с ними и он, Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята.

Игра для Вашего ребенка — Важнее разных медикаментов, Вернее, главное лекарственное средство.

Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, В которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование Важнейших дел потом смогло войти в привычку.

Необходимо постараться Вам неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность малыша со сверстниками и ровесниками дома, Во дворе.

Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то Видом спорта, доступным его Возрасту и темпераменту.

Не путайте гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малыш холерик.

Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино.

Обычно эти игры помогают также концентрировать Внимание, что очень Важно малышу, особенно тогда, когда он поступает в школу.

Гиперактивного ребенка можно отвлечь рисованием и чтением любимых сказок.

Желательно, чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распалять его Внимание на остальные.

Малыш способен сделать только одно дело, посильное ему.

Не раздражайтесь, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите, добейтесь, чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня, завтра... Вам надо только запастись терпением.

Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем просили Вы, необходимо сразу поощрить.

Чтобы создать условия для концентрации Внимания гиперактивного ребенка во Время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей, Вплоть до окраски потолка и стен.

Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.

Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.

Учите его сдерживать бурлящие эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что Вам ребенок подражает.

Глубже прячьте свои раздражения и ярость.

О том, что Вы жалеете его, малыш не должен даже догадаться.

Пытайтесь погасить конфликты, В которые замешан Ваш ребенок, уже с момента первой искры.

Жонглируйте довольно осторожно своими "можно и нельзя".

Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.

Не забывайте то, что наказание словесною, телесною агрессией обычно вызывает идентичную ответную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказывать ребенка лишением Свободы действий и неподвижностью на многие часы.

Когда у Вас имеется хотя бы малейшая Возможность, повремените с оформлением ребенка в детский сад.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком

Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.

Пренебрегать советами Врача.

Неправильно дозировать лекарства. Давать их малышу, когда не назначают, и не давать, когда они необходимы.

Все разрешать ребенку, что бы ни хотел он сделать, или совсем не разрешать ничего.

Не убирать из поля зрения ребенка Вещи и предметы, таящие опасность травматизма, и оставлять в доступном месте, на Виду у всех, лекарства или Вещества, которыми ребенок может отравиться.

Воспитывать ребенка как придется, как вздумается каждому в семье.

Не корригировать расстройства концентрации Внимания, не реагировать на расторможенность и отвлекаемость ребенка, своими методами Воспитания усиливать все эти нежелательные свойства.

Не приучать ребенка к распорядку дня, к планированию и постановке цели его деятельности, не вмешиваться в эту деятельность.

 

Не обращать Внимания на игры малыша и поощрять его проказы.

Не подбирать ему друзей.

Оберегать от спорта.

Специально перевозбуждать игрушками и телепередачами.

Не вырабатывать усидчивость.

Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться.

Выплескивать свои эмоции наружу по поводу или без повода, давая Волю наказаниям, вплоть до побоев.

 

 

 

Источник: http://www.rostovmama.ru/content/view/680/116/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_igrat_s_giperaktivnymi_detmi.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: как играть с гиперактивными детьми?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры на тренировку одной функции

Тренировку слабых функций следует проводить поэтапно. На первых порах нужно подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции, например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Игры направленные на тренировку внимания. Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Игра "Найди отличия"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра "Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми газами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игра "Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

Игра "Броуновское движение"

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге. Игры направленные на тренировку движения. Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Игра "Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрашивать цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?" Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Игра "Говори"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?" Педагог делает паузу - "Говори"; "Какого цвета у нас в группе (в классе, в комнате) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс два?"... и т.д."

Как играть с гиперактивными детьми?

Как можно помочь гиперактивному ребенку, а точнее, в какие игры и как можно играть с гиперактивными детьми.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.

В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции (описание самих игр и упражнений приведено ниже). Например, игры, направленные на развитие только внимания ("Найди отличие") или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия ("Говори!"). Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности ("Разговор с руками").

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно.

Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

        Например, для тренировки внимания и контроля импульсивности хорошо подойдут - "Кричалки - шепталки - молчалки" "Гвалт"; для внимания и контроля двигательной активности - "Колпак мой треугольный" "Расставь посты"; для контроля импульсивности и двигательной активности - "Час тишины и час "можно", для тренировки внимания, контроля импульсивности и двигательной активности - "Слушай команду" "Слушай хлопки" и т.д.

Подвижные игры

1. "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

2. "Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

3. "Кричалки-шепталки-молчалки" (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

4. "Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

5. "Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

6. "Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

(Делаете паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

7. "Час тишины и час "можно" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

8. "Колпак мой треугольный" (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове).

В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

9. "Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

10. "Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

11. "Замри" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

12. "Давайте поздороваемся" (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку; 2 хлопка - здороваемся плечиками; 3 хлопка - здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.


Гиперактивный ребенок

Так, что же это за ребенок? Какой же он на самом деле? Такой ребенок, став на ножки, сразу начинает бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, всех, кто общается с ребенком.

С таким ребенком трудно. Он всех изматывает своей кипучей энергией. Даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах и от того все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях.

Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают... Порою кажется, что их у малыша не две, а больше.

У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать, иногда без передышки. Бег с препятствиями главное для них.

Даже голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя только любопытство.

Любознательность не свойственна ему. Такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», зачем». Ну а если даже задает, то тут же «забывает» выслушать ответ. Но, тем не менее, он может целый день исследовать: как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Взрослым надо быть всегда неподалеку от него.

Тело его все в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее, он снова набивает те же «ШИШКИ», не пытаясь сделать вывод из того, что было.

Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться, на чем надо больше мига. Оно так же «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как.

Его может отвлечь даже муха. Но, отвлекшись из-за мухи, он мгновенно забывает про нее, делая обычно все настолько машинально, что потом не верит, что все это сделал он.

У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка — разве мог малыш предвидеть, что она возьмет и выскользнет из рук… Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них.

Такой ребенок импульсивнее своих ровесников. Он и сам не знает, что ему может в з брести в голову через миг. Настроение его колеблется. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и не дать реакции по большому счету. А негативизм — это просто норма для него.

Он обычно самый Шумный среди шумных, заводила, в центре драки, там — где гам, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить. Если его за что-то наказали, он не будет жаловаться или унывать.

Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек. У «воспитанных» детей с ним частые конфликты. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему прижиться невозможно.

Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше, и, приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. Они мешают ему в жизни, даже тогда, когда ему придется пойти в школу.

Весь взлохмаченный и вечно возбужденный, взмокший с головы до пят, с горящим взглядом . Весь в делах, весь в хлопотах, заботах, он за миг успеет сделать столько, сколько многим не удастся сделать и за день. Он все пачкает, все рвет, теряет. Он все время мельтешит перед глазами.

У родителей его обычно двойственные чувства — накипь раздражения и жалость оттого, что их малыш настолько нестандартен, что, быть может, это просто проявление болезни; накипь раздражения, что с ним невозможно быть все время рядом.

Он расслабляется только тогда, когда ложится спать. Время сна его единственное время, когда родители восстанавливают силы. Но малыш обычно днем не засыпает. Спит лишь ночью, но настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.

Что же делать с ним? Как укротить?

Надо запастись терпением, помогать малышу и ждать. Вы когда-нибудь видели, чтобы так себя вели взрослые? Нет. А ведь многие из них были в детстве такими.

КАК НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком?

Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родовая травма. Нередко гипердинамичность — это следствие ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда гиперактивность обусловлена болезнью, необходимого строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.

Все то, что может вызвать в доме любознательность ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы с поля зрения проказника, лишив его Возможности соблазна.

Даже лекарственные средства, Выписанные специально для ребенка, не говоря уже обо всех других, хранящихся в квартире, должны быть, спрятаны в надежном месте и, если можно, заперты на ключ.

Нужны лекарства Вашему ребенку или нет — не главное в общении с ним, В адаптации к дальнейшей жизни. Важнее всего — это мера Воспитательных Воздействий, система и методика осуществления их Вами.

Любое разногласие в семье в Вопросах Воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.

Прежде всего, старайтесь по Возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.

Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть Ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

Друзей у Вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше будет возбуждаться с ними и он, Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята.

Игра для Вашего ребенка — Важнее разных медикаментов, Вернее, главное лекарственное средство.

Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, В которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование Важнейших дел потом смогло войти в привычку.

Необходимо постараться Вам неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность малыша со сверстниками и ровесниками дома, Во дворе.

Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то Видом спорта, доступным его Возрасту и темпераменту.

Не путайте гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малыш холерик.

Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино.

Обычно эти игры помогают также концентрировать Внимание, что очень Важно малышу, особенно тогда, когда он поступает в школу.

Гиперактивного ребенка можно отвлечь рисованием и чтением любимых сказок.

Желательно, чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распалять его Внимание на остальные.

Малыш способен сделать только одно дело, посильное ему.

Не раздражайтесь, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите, добейтесь, чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня, завтра... Вам надо только запастись терпением.

Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем просили Вы, необходимо сразу поощрить.

Чтобы создать условия для концентрации Внимания гиперактивного ребенка во Время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей, Вплоть до окраски потолка и стен.

Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.

Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.

Учите его сдерживать бурлящие эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что Вам ребенок подражает.

Глубже прячьте свои раздражения и ярость.

О том, что Вы жалеете его, малыш не должен даже догадаться.

Пытайтесь погасить конфликты, В которые замешан Ваш ребенок, уже с момента первой искры.

Жонглируйте довольно осторожно своими "можно и нельзя".

Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.

Не забывайте то, что наказание словесною, телесною агрессией обычно вызывает идентичную ответную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказывать ребенка лишением Свободы действий и неподвижностью на многие часы.

Когда у Вас имеется хотя бы малейшая Возможность, повремените с оформлением ребенка в детский сад.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком

Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.

Пренебрегать советами Врача.

Неправильно дозировать лекарства. Давать их малышу, когда не назначают, и не давать, когда они необходимы.

Все разрешать ребенку, что бы ни хотел он сделать, или совсем не разрешать ничего.

Не убирать из поля зрения ребенка Вещи и предметы, таящие опасность травматизма, и оставлять в доступном месте, на Виду у всех, лекарства или Вещества, которыми ребенок может отравиться.

Воспитывать ребенка как придется, как вздумается каждому в семье.

Не корригировать расстройства концентрации Внимания, не реагировать на расторможенность и отвлекаемость ребенка, своими методами Воспитания усиливать все эти нежелательные свойства.

Не приучать ребенка к распорядку дня, к планированию и постановке цели его деятельности, не вмешиваться в эту деятельность.

Не обращать Внимания на игры малыша и поощрять его проказы.

Не подбирать ему друзей.

Оберегать от спорта.

Специально перевозбуждать игрушками и телепередачами.

Не вырабатывать усидчивость.

Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться.

Выплескивать свои эмоции наружу по поводу или без повода, давая Волю наказаниям, вплоть до побоев.

Источник: http://www.rostovmama.ru/content/view/680/116/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?"

Гиперактивный ребенок по своей природе подвижен, возбужден, реактивен, постоянно находится в движении, поэтому игры должны быть тщательно подобраны....

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

Консультация для воспитателей. Тема: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым прави...

Логопедические игры с гиперактивными детьми

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей со сложностями в поведении...

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С  ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?  ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?...

Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми, чем занять их в детском саду и дома

Данный материал содержит краткую информацию по гиперактивности детей, игры, рекомендации педагогам и родителям по работе с ними....

Гиперактивность: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?

Гиперактивность: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?...