педсовет
материал на тему
Предварительный просмотр:
Педсовет
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)
Команды:
- Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)
1 команда | 2 команда |
Что является объектом познания детей раннего возраста? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы | Что первично, причина или следствие? Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины |
Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию. Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. | Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации |
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет. Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов. | Объекты наблюдения для детей 3-4 лет. Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание |
Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте. Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство) |
Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях | Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания |
Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет. Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями | Новая форма познания у детей 4-5 лет. Способны понимать слово воспитателя без наглядности |
- Объяснялки:
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
- Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
- Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах(Океанолог)
- Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить.(Вулканолог)
- Вспомним содержание работы с воспитанниками по познавательно- исследовательской деятельности.
Роли: ведущий : проводит блиц- опрос, уточняет правильность ответов.
Игроки: воспитатели.
Содержание игры.
- *Что подразумевается под понятием « познавательная деятельность» ( активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности)
- *Что такое «проблема?» ( затруднение, неопределенность, любая теоретическая и практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься)
- *Что такое « проект?» ( Наиболее интересный способ решения проблемы)
- *Как вы понимаете термин « эксперимент?» ( эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач)
- * Каково значение познавательно - исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников? ( Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на пути подготовки ребенка к школе»; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности дошкольника).
- *Какие этапы исследования вы знаете? ( Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов)
- *Какие формы работы по поисково- познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками? ( занятия, опыты, эксперименты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев и библиотек и др.).
- *Как увидеть и сформулировать проблему? ( увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег….)
- * Какие типы проектной деятельности используются с дошкольниками? (исследовательские, творческие, нормотворческие)
- *Перечислите материалы, необходимые для организации детского экспериментирования в группе.( сосуды разной формы, разного объема, воронки из разного материала, резиновые игрушки, пипетки, природный материал, бросовый материал, увеличительные лупы, механические и песочные часы, микроскоп, пробирки, ножницы, бумага, картон, карандаши , линейки и др.)
- *Как организовать развивающую среду, которая способствует формированию у детей исследовательских знаний и умений?
- ( чаще говорить с каждым ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже действия, затем- признаки и свойства предметов; рассуждать вслух и обосновывать свои суждения.
- Задавать как можно чаще вопросы типа: как ты думаешь?
- Всегда внимательно выслушивать рассуждения ребенка и при этом никогда не иронизировать.
- Просматривать любопытные книги, вещи, истории. Делиться этим с ребенком.
- Приглашать в группу интересных людей.
- Проводить совместные опыты и наблюдения.
- Эмоционально поддерживать исследовательскую деятельность ребенка. Поощрять его инициативу и самостоятельность.
- Поддерживать инициативу родителей по познавательно- исследовательской деятельности дома.
- *Какие формы работы с родителями можно использовать в данном направлении?
- Беседы о познавательной деятельности ребенка;
- Рекомендации по созданию развивающей среды дома;
- Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на информационном стенде для родителей;
- Создание библиотечки для родителей с периодическими познавательными изданиями ;
- Консультирование по теме с учетом особенностей каждого ребенка;
- Семейные проекты « Генеалогическое древо моей семьи»;
- Совместные мероприятия;
- Мастер – классы.
- Заключение.
По результатам блиц – игры определяются активные воспитатели, ответившие на большинство вопросов. Они поощряются призами.
- Выбрать из предложенных характеристик – относящиеся:
1 команде к демонстрационному,
2 команде к фронтальному наблюдению и эксперименту.
+Хорошо видны мелкие детали +Возможность использовать для обследования все анализаторы, рассмотреть объект со всех сторон +Работать в индивидуальном ритме +Реализуется потребность к деятельности +Высокое эмоциональное воздействие | +Исключены ошибки при проведении опыта +Нет риска нарушений правил безопасности +Возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе +Возможность рационально распределить время на различные этапы +Возможность сосредоточения внимания детей на существенных моментах, выделить главное |
-Трудно найти достаточное количество объектов -Трудно отследить ход процесса познания -Трудно отследить качество усвоения знаний каждым ребенком -Постоянно возникает несинхронность в работе -Высок риск нарушений правил безопасности | -Объект виден под одним углом зрения, восприятие с помощью одного, реже двух анализаторов -Нет возможности рассмотреть мелкие детали -Низкий эмоциональный уровень восприятия -Относительная пассивность детей -Ритм восприятия навязан педагогом, минимум личной инициативы детей |
Фронтальный опыт и эксперимент Демонстрационный опыт и эксперимент
| |
+Хорошо видны мелкие детали +Возможность использовать для обследования все анализаторы, рассмотреть объект со всех сторон +Работать в индивидуальном ритме +Реализуется потребность к деятельности +Высокое эмоциональное воздействие | +Исключены ошибки при проведении опыта +Нет риска нарушений правил безопасности +Возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе +Возможность рационально распределить время на различные этапы +Возможность сосредоточения внимания детей на существенных моментах, выделить главное |
-Трудно найти достаточное количество объектов -Трудно отследить ход процесса познания -Трудно отследить качество усвоения знаний каждым ребенком -Постоянно возникает несинхронность в работе -Высок риск нарушений правил безопасности | -Объект виден под одним углом зрения, восприятие с помощью одного, реже двух анализаторов -Нет возможности рассмотреть мелкие детали -Низкий эмоциональный уровень восприятия -Относительная пассивность детей -Ритм восприятия навязан педагогом, минимум личной инициативы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета
Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...
Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года
Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...