педсовет
материал на тему

Нетрадиционные формы проведения песоветов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)

Команды:

  1. Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)

1 команда

2 команда

Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Что первично, причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Почему дети 4-5 лет в познавательной  деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых  предметах и явлениях

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в  познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Способны понимать слово воспитателя без наглядности

  1. Объяснялки:
  1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
  2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
  3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах(Океанолог)
  4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить.(Вулканолог)
  1. Вспомним содержание работы  с воспитанниками по познавательно- исследовательской  деятельности.

Роли: ведущий : проводит блиц- опрос, уточняет правильность ответов.

Игроки: воспитатели.

Содержание игры.

  1. *Что подразумевается под понятием « познавательная деятельность» ( активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности)
  2. *Что такое «проблема?» ( затруднение, неопределенность, любая теоретическая и практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься)
  3. *Что такое « проект?» ( Наиболее интересный способ решения проблемы)
  4. *Как вы понимаете термин « эксперимент?» ( эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач)
  5. * Каково значение познавательно - исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников? ( Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на пути подготовки ребенка к школе»; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности дошкольника).
  6. *Какие этапы исследования вы знаете?  ( Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов)
  7. *Какие  формы работы по поисково- познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками? ( занятия, опыты, эксперименты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев и библиотек и др.).
  8. *Как увидеть и сформулировать проблему? ( увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег….)
  9. * Какие типы проектной деятельности используются с дошкольниками? (исследовательские, творческие, нормотворческие)
  10. *Перечислите материалы, необходимые для организации детского экспериментирования в группе.( сосуды разной формы, разного объема, воронки из разного материала, резиновые игрушки, пипетки, природный материал, бросовый материал, увеличительные лупы, механические и песочные часы, микроскоп, пробирки, ножницы, бумага, картон, карандаши , линейки и др.)
  11. *Как организовать развивающую среду, которая способствует формированию у детей исследовательских знаний и умений?
  • ( чаще говорить с каждым  ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже действия, затем- признаки и свойства предметов; рассуждать вслух и обосновывать свои суждения.
  • Задавать как можно чаще вопросы типа: как ты думаешь?
  • Всегда внимательно выслушивать рассуждения ребенка и при этом никогда не иронизировать.
  • Просматривать любопытные книги, вещи, истории. Делиться этим с ребенком.
  • Приглашать в группу интересных людей.
  • Проводить совместные опыты и наблюдения.
  • Эмоционально поддерживать исследовательскую деятельность ребенка. Поощрять его инициативу и самостоятельность.
  • Поддерживать инициативу родителей  по познавательно- исследовательской деятельности дома.
  1. *Какие формы работы с родителями можно использовать  в данном направлении?
  • Беседы о познавательной деятельности ребенка;
  • Рекомендации по созданию развивающей среды дома;
  • Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на информационном стенде для родителей;
  • Создание библиотечки для родителей  с периодическими познавательными изданиями ;
  • Консультирование по теме с учетом особенностей каждого ребенка;
  • Семейные проекты « Генеалогическое древо моей семьи»;
  • Совместные мероприятия;
  • Мастер – классы.
  1. Заключение.

По результатам блиц – игры определяются активные воспитатели, ответившие на большинство вопросов. Они поощряются призами.

  1. Выбрать из предложенных характеристик – относящиеся:

1 команде к демонстрационному,

2 команде к фронтальному наблюдению и эксперименту.

+Хорошо видны мелкие детали

+Возможность использовать для обследования все анализаторы, рассмотреть объект со всех сторон

+Работать в индивидуальном ритме

+Реализуется потребность к деятельности

+Высокое эмоциональное воздействие

+Исключены ошибки при проведении опыта

+Нет риска нарушений правил безопасности

+Возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе

+Возможность рационально распределить время на различные этапы

+Возможность сосредоточения внимания детей на существенных моментах, выделить главное

-Трудно найти достаточное количество объектов

-Трудно отследить ход процесса познания

-Трудно отследить качество усвоения знаний каждым ребенком

-Постоянно возникает несинхронность в работе

-Высок риск нарушений правил безопасности

-Объект виден под одним углом зрения, восприятие с помощью одного, реже двух анализаторов

-Нет возможности рассмотреть мелкие детали

-Низкий эмоциональный уровень восприятия

-Относительная пассивность детей

-Ритм восприятия навязан педагогом, минимум личной инициативы детей

         Фронтальный опыт и эксперимент                                    Демонстрационный опыт и

                                                                                                                         эксперимент

                                                                                   

+Хорошо видны мелкие детали

+Возможность использовать для обследования все анализаторы, рассмотреть объект со всех сторон

+Работать в индивидуальном ритме

+Реализуется потребность к деятельности

+Высокое эмоциональное воздействие

+Исключены ошибки при проведении опыта

+Нет риска нарушений правил безопасности

+Возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе

+Возможность рационально распределить время на различные этапы

+Возможность сосредоточения внимания детей на существенных моментах, выделить главное

-Трудно найти достаточное количество объектов

-Трудно отследить ход процесса познания

-Трудно отследить качество усвоения знаний каждым ребенком

-Постоянно возникает несинхронность в работе

-Высок риск нарушений правил безопасности

-Объект виден под одним углом зрения, восприятие с помощью одного, реже двух анализаторов

-Нет возможности рассмотреть мелкие детали

-Низкий эмоциональный уровень восприятия

-Относительная пассивность детей

-Ритм восприятия навязан педагогом, минимум личной инициативы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...