Значение игр для развития мелкой моторики.
статья на тему

в этой статье говорится о том,  как важно развивать мелкую моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игр для развития мелкой моторики.

Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.

Большую роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, разного размера и цвета, ткани разной фактуры и оттенка.

 Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи.

Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, отчасти даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье человека, о его силе, о профессии, темпераменте. В нашем языке не случайно так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки»«золотые руки»«рукой подать»«руками развести», и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки — органа чувств и познания.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно систематически заниматься с детьми развитием моторики пальцев рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию у детей мелкой моторики. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект.

Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, бутылочек.
  • Наматывание нитки на катушку.
  • Наматывание нити на клубок.
  • Составление контуров предметов (например, стола, дома) из счетных палочек или спичек.
  • Нанизывание пуговиц, бусин на шнурок.
  • Доставание бусинок ложкой из стакана.
  • Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
  • Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
  • Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
  • Игры со шнуровками.
  • Разрывание бумаги на мелкие кусочки.
  • Скатывание шариков пальчиками из мелко нарванной салфетки.
  • Рисование пальчиками, цветными карандашами.
  • Лепка из пластилина, соленого теста.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, листьев и т.д.).
  • Игры с песком.
  • Вдавливание мелких предметов в пластилин (мозаика на пластилине).
  • Завязывание и развязывание бантиков, узелков.
  • Переливание воды из одного сосуда в другой.
  • Накручивание гаек на болты.
  • Прикрепление бельевых прищепок по периметру открытой коробки.
  • Собирание матрешек.
  • Игры с вкладышами.
  • Игры с пазлами.

Как видите, развивать у детей мелкую моторику рук очень просто! Главное, чтобы детям эти игры доставляли радость и удовольствие.

И помните: в целях безопасности детей, любая игра с мелкими предметами обязательно должна быть под контролем взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение оригами для развития мелкой моторики

В этом материале показано значение оригами для развития мелкой моторики детей....

Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы.

Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы....

Сообщение для родителей «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

quot;Значение работу по развитию мелкой моторики рук у ребенка"...

Родительское собрание Тема: «Значение и способы развития мелкой моторики рук»

Цель:·        Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.·...

Значение лепки в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества....

Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторикиМелка...

Значение работы по развитию мелкой моторики рук для развития речи дошкольников с ОНР.

Развитие движений пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие для детей с нарушениями речи. В статье подчеркивается взаимосвязь развития мелкой моторики рук и  речи, значимость рабо...