Статья " Взяимосвязь театрализованной деятельности и изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания"
статья по теме
участия в Региональном семенаре-практикуме" Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей до школьного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО" издательство
Скачать:
Предварительный просмотр:
Камалова Э.Р.
Воспитатель
(г. Нижнекамск, МБДОУ №8 Тургай.)
Взаимосвязь театрализованной деятельности и изобразительной деятельности процессе обучения и воспитания.
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр. Помогает решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звук. Поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Поэтому в моей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В частности, появился уголок по театрализованной деятельности. Реквизиты для разыгрывания сценок, набор кукол, ширма для кукольного театра, маски, атрибуты для различных игровых позиций. Широко стали использоваться такие виды кукольных театров, как пальчиковый, театр рукавичек бибабо, теневой. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных. Деткам своей группы я рассказываю доступные их пониманию такие сказки как : «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», и другие.
Русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди, помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей.
Я считаю, что театрализованная деятельность не должна существовать в процессе воспитания детей как отдельный компонент и поэтому в своей работе использую ее в непосредственной образовательной деятельности, в работе с родителями и свободной деятельности детей.
Основной упор использование театрализованных представлений я отношу к непосредственной образовательной деятельности. В младшем дошкольном возрасте это лепка, рисование, аппликация, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, музыка, ознакомление с окружающем. В каждой области театрализованную деятельность я использую по разному.
Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности воспитывает самостоятельность, аккуратность, активность, а помогают им в этом сказочные персонажи. Огромную радость доставляет подведение итогов, каждый ребенок вместе с гостем проводит презентацию своего рисунка или поделки.
Следует отметить, что всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях с использованием театрализованных игр самого педагога. На мой взгляд, необходимо совершенствовать театральное воспитание дошкольников, и использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Список литературы.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.10. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
6. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
опыт работы дефектолога с "особенными" детьми...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»...
Статья «Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Статья посвящена проблеме обучения и воспитания ...
Статья Значение театрализованной деятельности в коррекционном процессе детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодалению коммуникативной дезадаптации....
Статья «Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
В данной статье представлен опыт работы по интеграции двух направлений художественно- эстетического развития: театрализованной деятельности и изобразительного творчества....