Проект "Добрые друзья природы"
проект по теме
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Поэтому в своей работе я использую самую близкую, значимую для ребёнка среду - это его семью! В семейной среде ребенок, прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Я считаю, что наиболее эффективно нравственное воспитание и формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества. Исходя из всего выше сказанного, у меня возникла идея данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrye_druzya_prirody.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Добрые друзья природы»
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний
малыш»
В. А. Сухомлинский.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы , тем самым поставили под угрозу выживание человечества. Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности, а это значит, что начинать экологическое воспитание детей нужно в раннем возрасте и в определённой среде, где ребёнок наблюдает за явлениями и событиями в природе, где ему помогают понять взаимосвязи в природе, он может задавать вопросы ей и получать на них ответы. Одним из таких мест является дошкольное образовательное учреждение.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т.В. Потапова предлагает несколько иной подход: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего, созидательного обращения с ними и желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.
Поэтому в своей работе я использую самую близкую, значимую для ребёнка среду - это его семью! В семейной среде ребенок, прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Я считаю, что наиболее эффективно нравственное воспитание и формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества. Исходя из всего выше сказанного, у меня возникла идея данного проекта.
Цель проекта:
1. Способствовать формированию экологического сознания родителей, и детей в совместной деятельности.
2. Формирование на основе экологических знаний бережного и созидательного отношения к природе.
3. Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросе «экологическое воспитание детей».
Задачи проекта:
1. Создание условий в группе для родителей и детей к формированию основ экологии и природопользования.
2. Расширение представлений родителей о том, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одного звена в цепи может вызвать непоправимое.
3. Приобщение родителей к реальной жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
4. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
5. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, своей придомовой территории, микрорайона.
6. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме рационального обращения с отходами.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня экологической культуры родителей (понимание того, что человек является частью природы и потому зависит от неё и биологически и духовно, а значит недостойно быть равнодушным к проблемам экологического характера.
2. Непосредственное участие родителей в экологическом образовании детей, на примере своих собственных поступков.
3. Активное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятиях.
Возможные риски:
- не понимание родителями актуальности проблемы экологического воспитания детей
- не заинтересованность в реализации проекта
- не усвоение детьми материала.
Пути преодоления рисков:
- индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями о воспитании детей.
- организация круглого стола по проблемным вопросам в воспитании детей.
- тренинг для родителей «Знаю ли я свой край?».
- индивидуальные поручения родителям по созданию рефератов «Комнатные растения», « Родничок, ручеёк, река».
- проведение дидактических игр с детьми.
- беседы с детьми по вопросам охраны природы.
Перспективный план по реализации проекта:
Этап. Информационный.
Мероприятия | Срок | Ответственные | |
1 | Анкетирование родителей с целью выявления знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста. | Май | Воспитатель |
2 | Подготовка наглядного материала для просвещения родителей, в папки – передвижки. Разработка перспективного плана работы с родителями и воспитанниками. | Май | Воспитатель |
Этап. Практический.
1 | Акция «Чистая планета» | Май | Воспитатель, родители, дети |
2 | Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании макетов | Июнь – сентябрь | Воспитатель, родители, дети |
3 | Проведение совместно с родителями праздников, развлечений, выставок на экологическую тему. Круглый стол | Октябрь | Воспитатель, музыкальный руководитель, дети |
4 | Создание лаборатории природы в группе: подбор исследовательского материала, развивающих игр, энциклопедий, разработка экологических знаков. | Ноябрь - декабрь | Воспитатель, родители, дети |
5 | Изготовление силами родителей «паспортов» животных, гербария растений Самарского края | Январь | Воспитатель, родители, дети |
6 | Акция: «Столовая для пернатых» | Февраль | Воспитатель, родители, дети |
7 | Проект «Огород на окошке» | Март | Воспитатель, родители, дети |
8 | Акция: «Капелька воды» | Апрель | Воспитатели |
9 | Проект «Деревья нашего участка» | Май | Воспитатели, родители. дети |
При создании проекта учитывались педагогические принципы:
- возрастные особенности детей
- доступность для понимания, как детям, так и взрослым
- наглядность
- сезонность
- последовательность
Реализация проекта.
В начале работы, по воплощению в жизнь проекта, было проведено анкетирование родителей. В результате выяснилось, что из 100% только 40% родителей чётко ответили на вопросы по содержанию экологии и экологического воспитания детей. А значит надо начинать с экологической грамотности взрослых. Одной из доступных форм просвещения в детском саду являются папки передвижки, в которых представлен материал на темы: « Игры с детьми по экологии», «Экологическое воспитание в семье». Материал меняется по ходу реализации проекта. Мною были подобраны книги для мини-библиотеки, проведены «круглые столы». В процессе обсуждения за «круглым столом» данной темы с инициативной группой родителей, пришли к выводу, что это очень важно и необходимо заинтересовать остальных родителей в экологическом воспитании детей.
Следующим шагом к намеченной цели - родительское собрание, с презентацией, на котором, ими были озвучены цели и задачи данного проекта. Заинтересованность родителей и детей проявилась в создании и разработке:
макетов прогулочных участков;
изготовление кормушек для птиц
оформление выставок детских рисунков на темы: «Наши питомцы»,
«Жизнь в лесу», «Первоцветы», совместные поделки, родителей и детей из бросового материала.
ауди и видеотеки со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).
Как доказано психологами для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, таким образом, дети должны усваивать сведения не вербальным, а наглядным методом. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций. Поэтому совместными усилиями, родителей и педагогов была создана: - лаборатория неживой природы под названием «Хочу всё знать!» в которой дети с удовольствием играют в «исследователей». Узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится), песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки и многое, многое другое, а родители пополняют материал, и радуются новым открытиям детей.
Для создания атмосферы взаимопонимания, радости и веселья проводились досуги, развлечения с экологической тематикой. Чтобы эти мероприятия были востребованы, был разработан алгоритм подготовки:
определение темы и цели мероприятия
разработка сценария
распределение ролей взрослых (родителей)
изготовление пригласительных
изготовление атрибутов и плакатов
Анализ совместной с родителями деятельности и результаты.
Таким образом, проводимая работа позволила повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах:
- экологии и экологического воспитания детей;
- взаимоотношений детей и взрослых;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта.
Перспектива развития.
Наш проект успешно реализуется, а главное это направление имеет перспективу дальнейшего развития:
- оформление «Альпийской горки»;
- создание «Метеоплощадки»;
- продолжение обустройства уголков леса, экологической тропы.
Родители и дети заинтересовались разработкой новых проектов:
- «Вода - кровь земли»;
- «Чудо - растения»;
- «Что такое быть здоровым?!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1) Выявить знания о птицах, животных, деревьях;2)...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...
Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе
Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....