Отчет по реализации программы дополнительной образовательной услуги "Литературная гостиная"
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа) по теме

Коровина Ольга Викторовна

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной услуги для детей среднего дошкольного возраста «Литературная гостиная».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_kruzhkovoy_rabote_korovina_o.v.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида № 46

«Кот в сапогах»

Отчет по реализации программы  

дополнительной образовательной услуги

РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"Литературная гостиная"

за 2014 – 2015 учебный год

Руководитель: воспитатель

высшей квалификационной      

категории  Коровиной О.В.

Нижневартовск, 2014-2015 год

     В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной услуги для детей среднего дошкольного возраста «Литературная гостиная».

Книга - не только источник знаний, но и средство художественного воспитания, которое формирует личность, оставляет в душе глубокий след, признательность за то, что мы, взрослые,  ввели ребенка в мир прекрасного.

Поэтому совершенно очевидна польза книг, которая позволяет вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.

   В ФГОС ДО указывается, что реализация программы образования предполагает развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал,  к которому стремится общество, это обучающиеся, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с  взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей  «социальной ситуации развития» -  школе.

      Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Основным направлением работы детского сада является организация единого  коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

      Программа  по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста «Литературная гостиная»  разработана на основе, методического  пособия Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», направлена на развитие правильной речи, воспитание культуры речи и любви к родному языку, формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности каждого ребенка. Данная программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 46 в групповой комнате с детьми среднего дошкольного возраста (5-го года жизни) группы компенсирующей направленности  № 2

     Итоги реализации программы на конец года (36 неделя):

  • итоговое занятие
  • отчет воспитателя – руководителя кружка.

Кружок посещает 8 детей среднего дошкольного возраста.

 

Цель учебной программы:

Формирование познавательно-речевых  навыков у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к художественной  литературе.

Задачи программы:

1. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с     произведениями художественной литературы.

2. Развитие речи и памяти детей через разные формы работы над литературными произведениями.

3. Воспитание положительного эмоционального отношения к чтению художественной литературы.

Особенности организации дополнительной образовательной услуги

   Программа рассчитана на 1 год обучения детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводились вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут.

    Программой дополнительной образовательной услуги определена последовательность решения комплекса задач, соответствующих лексическим темам, разработанных в «Адаптированной образовательной программе МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Опираясь на данный тематический принцип построения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование Программы дополнительной образовательной услуги выстроено по следующим разделам:

1 раздел: "Устное народное творчество".

Сказки, загадки, потешки, колыбельные - народные произведения, клад нашей языковой культуры, самые близкие и понятные каждому ребенку с рождения.

   2 раздел: "Страна детства".

В этом разделе дошкольники знакомятся с произведениями детских писателей о детях , их жизни и окружающем социуме. Ребята получают возможность взглянуть на себя со стороны, без нравоучений и наставлений дети понимают "хорошо и плохо".

   3 раздел: "О братьях наших меньших".

Раздел знакомит детей с произведениями писателей-натуралистов о жизни и повадках животных. Эти произведения пробуждают любознательность и наблюдательность детей, интерес к живой природе.

   4 раздел: "Люблю природу русскую".

Дети закрепляют знания о временах года и учатся видеть и понимать красоту русской природы.

         В самом начале учебного года мы столкнулись с проблемой, что большинство детей нашей группы совершенно не умеют слушать чтение. Дети были неусидчивы и не воспринимали содержание произведений на слух. Процесс чтения способствовал духовному общению взрослых и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Совместное чтение помогло укрепить любовь, внесло в жизнь ребёнка дивные впечатления и ни с чем несравнимую радость. В будущем чтение может стать надёжной опорой для обучения и воспитания ребёнка.

     При создании Программы учитывались индивидуальные особенности детей, поэтому использовались разные формы работы над произведениями, для лучшего восприятия чтение сопровождалось образной демонстрацией (иллюстрированием, показом, инсценировкой и т.д.). Постоянное чтение дошкольникам детских книг стало устойчивой потребностью. Дети отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играли иллюстрации, дети стали подолгу рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. К концу учебного года любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Круг произведений литературного чтения у детей нашей группы значительно расширился, благодаря работе кружка " Литературная гостиная".

  К концу учебного года отмечено повышение уровня речевого развития и развитие памяти детей. Дети быстрее запоминают стихи и песни, отмечается длительность удержания их в памяти детей. Замечено, что дети используют в речи фразы, слова из прочитанных произведений. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Благодаря, положительному эмоциональному отношению к чтению художественной литературы, дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты, свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.  

      Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития обучающихся. Такая оценка производилась в рамках педагогической диагностики, которая проводилась в ходе наблюдений за активностью обучающихся в кружковой деятельности. Диагностика уровня развития проводилась два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. (Приложение 1)

       Достигнуты и ожидаемые результаты:

  • Повысился уровень коммуникативных навыков на 10%;
  • Повысился уровень восприятия и усвоения содержания литературных произведений на 15%;
  • Повысился уровень удовлетворенности родителей на 10%.

Работа с родителями в ходе реализации

Программы дополнительной образовательной услуги "Литературная гостиная"

   ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители участвовали в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

   Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к литературе стало основой для дальнейшего формирования интереса и любви к книгам.

В результате сотрудничества с родителями

  • несколько детей стали посещать детскую библиотеку и клуб "Карапуз";
  •  три ребенка посещают курс "Сказкотерапия";
  • театральный уголок пополнился новыми персонажами, выполненными руками родителей;
  • проведена акция "Книжкина больница";
  • организованы выставки "Литературная новинка", "Книга-раритет";
  • консультация "Книга и детство";
  • фотовыставка "Читающая семья".

В результате работы кружка:

Дети узнали:

•детских писателей и их произведения

• правила обращения с книгой

• литературные жанры (сказка, стихотворение, рассказ, быль).

Дети научились:

  • читать стихи наизусть
  • рассказывать сказки
  • участвовать в инсценировке произведений
  • ориентироваться в книге

 

Приложение 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика по методике Н.Ф. Комаровой, О.А. Сафоновой.

Диагностика по методике Н.Е. Вераксы.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития обучающихся. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики

   Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью обучающихся в кружковой деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого обучающегося в ходе:

коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

игровой деятельности;

познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

художественной деятельности.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы.

Диагностика детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

1. Карты наблюдений уровня развития сформированности интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у детей среднего возраста

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Понимает содержания произведения и сопереживает его героям

Участвует в играх и инсценировках по литературным сказок

Интерес к слушанию чтения худ. лит.

Знает и называет произведения  предложенного жанра

Проявление интереса к книжным иллюстрациям

Количество баллов

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Аня В.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

н

с

2

Лев З.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

н

н

3

Эмиль К.

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

5

9

н

с

4

Ваня К.

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

9

10

с

с

5

Саша П.

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

7

10

н

с

6

Максим С.

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

5

7

н

н

7

Ахмед Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

н

н

8

Егор Ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

н

н

9

Софья М.

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

10

-

с

-

10

Никита Ш.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

6

6

н

н

Высокий уровень  развития - от 13  до  15 баллов

Средний уровень  развития - от 9  до 12 баллов

Низкий уровень развития-     ниже 8 баллов

 2. Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень  (от 13  до  15 баллов) – адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний, стремится радовать других, быть полезным. Ребенок с интересом слушает литературное произведение; правильно отвечает на вопросы по содержанию;  адекватно реагирует на события, описанные в тексте; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей  и мотивирует её. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; объясняет мотивы поступков героев. Охотно участвует в драматизациях небольших по объему  литературных произведений. Адекватно, ярко,  реагирует на мир природы, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, рассказывает о своих эмоциональных переживаниях, творчески используя речевые и неречевые средства выразительности.

Средний уровень  (от 9  до 12 баллов) – реагирует на эмоциональное состояние других людей, но недостаточно точно различает эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении. Ребенок охотно откликается на предложение слушать чтение, но отвлекается при слушании. Эмоционально реагирует на события, описанные в тексте; но может проявлять неадекватные ситуации переживания (например, смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию); затрудняется дать эмоциональную и моральную оценку персонажам; испытывает затруднения при воспроизведении литературных текстов. С  помощью взрослого  участвует в драматизациях небольших сказок, стихотворений. Мир природы,  музыкальные, изобразительные произведения вызывают некоторые эмоции, но эмоциональное реагирование неглубокое, кратко «оречевляет» свои эмоциональные переживания.

Низкий уровень (ниже 8 баллов) - не понимает эмоциональных состояний других людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны  в данный момент для самого ребенка. Интерес к слушанию чтения книг выражен слабо. Эмоционально не откликается на содержание текста, не понимает эмоций персонажей, не может дать им эмоциональную оценку. Отказывается от участия в драматизациях знакомых произведений. Явно не откликается на образы природы, музыкальные и изобразительные произведения; «не оречевляет» свои переживания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....

Презентация "Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"

Отчет о работе по  дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"...

Отчет о реализации программ дополнительного образования в МКДОУ № 4 г. Аши

Отчет о реализации программ дополнительного образования в МКДОУ № 4 г. Аши...

Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» Срок реализации – 2 года (старшая и подготовительная группы)

Актуальность. Современное образование диктует новые условия для подготовки детей к школе. Школа – это новая ступень для ребенка в его жизни. Подготовка ребенка к школе необходима, стоит начинать...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» Срок реализации – 2 года (старшая и подготовительная группы)

Актуальность. Современное образование диктует новые условия для подготовки детей к школе. Школа – это новая ступень для ребенка в его жизни. Подготовка ребенка к школе необходима, стоит начинать...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...