«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
( из опыта работы)
«Детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются
этой красотой».
В.Л. Сухомлинский
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования.
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.
Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности ребенка.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Поэтому одной из приоритетных целей своей педагогической деятельности считаю, развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Достижение обозначенной цели я осуществляю через решение следующих задач:
- овладевать элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
- дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
- развивать художественно-творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;
- развивать мелкую моторику;
- формировать творческую активность, художественный вкус.
Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у моих детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки.
С сентября 2010 года мои воспитанники (дети от 5 до 7 лет) получают дополнительное образование по эстетическому развитию. Они посещают кружок «Умелые ручки», который реализует программу «Изобразительная деятельность». За основу этой программы взято пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
В содержание программы включены моделирование, экспериментирование, развивающие и художественно-дидактические игры, творческие задания. В системе работы используются нетрадиционные методы и техники рисования. Приложение№1
Занятия в кружке проводятся с небольшой подгруппой (6-8 детей). Занятия проходят 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в уголке изодеятельности.
Занятия планируются с учётом возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности, носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:
- Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей.
- Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (рисование свечой, монотипия, рисование губкой, мыльная живопись, набрызг, рисование тычком, изолентой и т.д.)
- Познают свойства материалов (бумага, природные материалы)
У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
- Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
- Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц. Приложение№2
В образовательном процессе кружка используются разнообразные формы работы с детьми. Приложение№3.В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка;
- деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
- креативности. Создание условий для творческой активности детей;
- вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.
Методика моей работы с детьми построена таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Анализируя работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, в кружковой работе в начале года, я отметила, что в процессе творчества дети не умеют воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, не проявляют инициативу. Мониторинг показал следующие результаты:
Год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2012г | 2дет. - 15% | 5дет. - 38% | 6дет. - 46% |
2013г. | 4дет. - 30% | 4дет. - 30% | 5дет. - 38% |
2014г. | 2дет. - 15% | 8дет. - 61% | 3дет. - 23% |
Создавая ситуации незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций, детям не давала готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовала прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям предлагала задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения.
В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.
Результаты творчества кружка «Умелые ручки» представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада. Приложение№4
Результаты диагностики развития творческих способностей детей свидетельствуют о положительной динамике:
Год | высокий | средний | низкий |
2012г. | 6дет. - 46% | 4дет. - 30% | 3дет. - 23% |
2013г. | 8дет. - 61% | 3дет. - 23% | 2дет. - 15% |
2014г. | 9дет. - 69% | 3дет. - 23% | 1дет. - 7% |
Вывод: введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Но какие бы новшества не вносил педагог в свой процесс воспитания и обучения, они обязательно должны продумываться, адаптироваться на конкретный возраст и конкретную группу детей, здесь и должен проявиться творческий потенциал воспитателя, умение прочувствовать материал, пропустить его через себя.
В своей работе стараюсь придерживаться и следовать определенным правилам:
- только с улыбкой встречать детей;
- уважать личность каждого ребёнка;
- относиться к ребёнку как к партнеру, быть демократичным;
- позволять им делать ошибки и верить в ребёнка;
- давать только положительную оценку действиям детей;
- сравнивать его успехи только с собственными результатами;
- не сообщать истину, а открывать.
Развивая творчество у детей, я в то же время учусь вместе с ними быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительного творчества открывают огромные возможности развития детей, удивляют их и восхищают, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Обобщение опыта...
Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...
Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...