Статья "Гармоничное развитие детей раннего возраста"
статья на тему
В статье описан педагогический опыт гармоничного развития детей раннего возраста. Представлены задачи, принципы и способы реализации моей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_statya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга. Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека.
В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству.
В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:
-подражание,
-воспризведение,
-умение смотреть и слушать,
- сравнивать,
-сопоставлять,
-обобщать и др.
Высокая ориентировочная реакция (любознательность) побуждает ребенка к движению, а это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему и т.д.)
Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ! Они должны быть только положительными. В этом неоценима роль взрослого. От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем. В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе. Прослеживается прямая связь между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.
Поэтому моя программа «Гармоничное развитие детей раннего возраста» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его индивидуальных особенностей.
Занятия по программе позволяют ребенку найти пути взаимодействия с детьми и взрослыми, что смягчает адаптацию к детскому саду. Мамы приобщаются к миру ребенка. Создается основа для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Увлекательные игровые занятия с детьми способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
В основе занятий, лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов.
В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, развитию креативности, самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, оценке правильности решения. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Задачи программы:
-развитие навыков общения и совместной игры с другими детьми, активное развитие речи и интеллекта;
-развитие мышления, умения сосредотачиваться и удерживать внимание;
-углубление знаний об окружающем мире;
-развитие целенаправленной двигательной активности;
-развитие музыкального слуха, умения двигаться под музыку;
-развитие интереса к творчеству.
Основные принципы знакомства детей с окружающим миром:
-постепенное расширение исследуемого и осмысливаемого пространства, времени, норм поведения;
-включение программного содержания в беседы, занятия, проекты, игры, насыщение интересной информацией повседневной деятельности детей;
-включение детей в деятельность по освоению соответствующего представления;
-создание детьми своих собственных материалов по ознакомлению с окружающими миром, рисунков, аппликаций, моделей и т.д;
-обыгрывание одной и той же темы в разных видах деятельности.
Программа включает:
-развитие координации: ритмика, физкультурные разминки, хороводы, подвижные игры, разучивание танцевальных движений;
-пение (потешки, детские песни, песни из мультфильмов и сказок);
-развитие музыкальных способностей: ритма (игра на шумовых инструментах – бубны, треугольники, маракасы и т.д.), слуха (пение и игры на развитие музыкального слуха);
-артикуляционная гимнастика;
-развитие детского творчества: рисование (нетрадиционные техники рисования); лепка (пластилин, глина, тесто); аппликации из различных материалов;
-развитие речи, речевого дыхания (пальчиковые игры, потешки, считалки);
-знакомство с формами, цветом, простейшими размерами и величинами (обучающие игры);
-наглядное представление русских народных сказок.
Занятия состоят из двух блоков, и проводятся в двух разных помещениях.
Познавательное развитие:
– развитие речи;
– развитие мелкой моторики: пересыпание и перебирание крупы, шнуровка, нанизывание бусинок, игра с рамками-вкладышами;
– развитие элементарных математических представлений;
Эстетическое развитие:
– музыкальное воспитание;
–знакомство с устным народным творчеством (сказки) и малыми фольклорными формами (частушки, потешки, попевки…) Также показ кукольных спектаклей – совсем короткие, на 3-5 минут, по сказкам, которые дети уже хорошо знают («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя» и т.д.);
–изобразительная деятельность: лепка из пластилина и теста, моделирование, освоение кисточки и красок, аппликация из бумаги и ткани. На занятиях дети обязательно рисуют разными способами – пальцами, губкой, кисточками, гуашью, мелками, фломастерами; лепят, делают аппликации.
– развитие крупной моторики;
-игры в кругу: с пальчиками и кулачками на крупную и мелкую моторику, хороводы, игры на развитие чувства ритма и музыкального слуха, развитие дыхания и речи, а также детские потешки и песни;
-конструирование;
-музыкальная терапия;
-театр своими руками.
Занятия по комплексному раннему развитию проводятся 1 раз в неделю с родителями, продолжительность одного занятия — 1 час, в группе 5-7 человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...