Проект информационно-творческий "Әкият илендә"
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) по теме
Прект предназначен для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. Проект с использованием Региональным национальным компонентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Әкият илендә!»
Тип проекта: информационно-творческий.
Срок: 1 месяц.
Участники: дети, воспитатель, родители, логопед, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.
Цель проекта:
Развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с татарскими народными сказками.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить представление детей о многообразии татарских народных сказок.
2. Научить выделять основных сказочных героев.
3. Познакомить с волшебными предметами и событиями.
4. Научить различать сказочные и реальные события.
5. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
2. Формировать навыки связной речи.
3. Содействовать обогащению словаря детей;(волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).
4. Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать любовь к культуре родного края через татарские народные сказки.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
4. Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Актуальность:
Овладение языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказки.
Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Сказки Г. Тукая, А. Алиша являются блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками “Шурале”, “Су анасы”, “Тукмар белән Чукмар” дети узнают что такое доброте и честности.Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Используя народное творчество в сказках дети познают о татарской культуре, искусства, музыку, прикладное творчество.
Воспитатели видят многогранные возможности этого направления в своей деятельности и в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал. Поэтому тема проекта «Әкият илендә» является актуальной.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Слабо развиты творческие способности детей.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов татарского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по татарским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с татарскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам татарских народных сказок.
3. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Әкият илендә!», сценария праздника Навруз «Әкият сукмаклары».
4. Обогащение развивающей среды; (в книжный уголок – внесение татарских народных сказок)
Иллюстрированных разными художниками; (иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения)
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме, изготовление и постепенное внесение театров; на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, перчаточный, пальчиковый, марионеток.
В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
В ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев татарских сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по татарским сказкам; музыка –татарские фартуки, желетки, калфаки и тюбетейки для всех детей.
II этап «Информационно-творческий»
Познавательное развитие:
1. НОД: «По страницам татарских сказок».
2. ФЭМП (развивающие игры): «Блоки Дьенеша» – «Прошлый год убегает от шурале» (лабиринт); «Сложи узор» – «Тюльпан», «Камыр батыр», «Зилант», «Куян кызы». «Палочки Кюизенера» – «Белка», «Лягушка», «Паук». 3. Конструирование: «Построй сосуд для меда» (строитель); «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).
Речевое развитие:
1. НОД: Пересказ сказки «Болтливая утка».
НОД: Рассказывание по серии картинок «Лиса и гусь».
НОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».
2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах татарских сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».
6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Татарские сказки».
7. Чтение художественной литературы: «Два петушка», «Болтливая утка», «Три дочери», «Золотые зерныки» и «Су анасы» «Коза и баран», «Камыр батыр», «Лиса и гусь», «Пчела и оса», «Шурале», «Знание дороже», «Гульчечек», «Волшебное кольцо», «Три перышка».
Социально-коммуникативное развитие:
1. Игра-драматизация по татарской сказке «Су анасы».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Лиса и гусь», «Два петушка»,
3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя было три волшебных перышка?».
4. Отгадывание загадок.
5. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений.
6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» («Три дочери» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок («Игры на твоём столе»).
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Продаем горшок», «Тимербай», «Кошки-мышки», «Лисичка и курочки», «Скок перескок»; физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рассматривание иллюстраций по татарским сказкам.
2. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
3. Рисование песком «По мотивам татарских народных сказок».
5. Аппликация «Укрась фартук, калфак, тюбетей, ичеги для татарского костюма».
6. Аппликация из листьев по татарским сказкам «Волшебные листья».
7. Лепка «Мои любимые герои».
8. Театр своими руками.
9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Зайчишка» «Два петуха», «Три дочери» (плоскостной), «Болтливая утка» (на конусах), «Коза и баран» (настольный), «Шах- петух» (на фланелеграфе).
10. Просмотр мультфильмов по любимым народным сказкам.
11. Спектакль «По мотивам народных сказок».
12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение татарских сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы из природного материала, выполненные родителями и детьми дома.
3. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
4. Экскурсия в мини-музей: «Әкият илендә».
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
2. Ширма «Әкият илендә!».
3. Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5. Шитьё татарских фартуков, калфак, костюмов сказочных героев родителями.
III этап «Заключительный»
Предполагаемые результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о татарской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по татарским сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Участие родителей в ознакомлении детей с татарскими сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Предполагаемые продукты проекта:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песком, аппликации из листьев, лепка).
2. Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.
3. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
4. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
5. Костюмы, сшитые родителями.
6. Викторина «Әкият илендә» (дети и родители).
7. Презентация «Әкият илендә!».
8. Фотографии и видеоматериалы викторины «Әкият илендә!».
Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
6. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.» - М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
СПб.: «Паритет», 2007.
11. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
12. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №42
«Аленький цветочек» ЗМР РТ»
Проект информационно-творческий.
«Әкият илендә!»
Воспитатель по обучению татарского языка.
Ярмухамедова Назиля Мажитовна
ЗЕЛЕНОДОЛЬСК-2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Табышмаклар илендә кунакта"күңел ачу кичәсе.
Татар халык иҗатына багышланган кичә, зурлар группасына йөрүче балалар белән уздырыла.Бүлмә җәйге аланга охшатып бизәлә.Тирә-якта куаклар,бер читтә яшелчә бакчасы, анда түтәлл...
Конспект развлечения"Без яшибез дуслык илендә"
Конспект развлечения для старшей группы...
ТЕМА: “Балалар һәм әтиләр юл кагыйдәләре илендә.” (Мәктәпкә әзерлек төркеме балалары һәм әтиләре арасында үткәрелгән ярыш-кичәнең программасы)
КВНТЕМА: “Балалар һәм әтиләр юл кагыйдәләре илендә.”(Мәктәпкә әзерлек төркеме балалары һәм әтиләре арасында үткәрелгән ярыш-кичәнең программасы)...
Саннар илендә
Мәктәпкә хәзерлек төркемендә үткәрелгән шөгыль...
1 кечкенәләр төркемендә ачык шөгыль: “Уенчыклар илендә”.
1 кечкенәләр төркемендә ачык шөгыль. ...
1 кечкенәләр төркемендә ачык шөгыль: “Уенчыклар илендә”.
1 кечкенәләр төркемендә ачык шөгыль. ...
Икенче кечкенәләр төркеме өчен танып белү проекты "Тылсымлы буяулар илендә"
Һәр бала үзенчә сәләтле. Ләкин баланың сәләте кечкенә орлык кебек. Әлеге орлыктан көчле һәм матур чәчәк үсеп чыксын өчен күп көч куярга кирәк. Әлеге проект ярдәмендә минем балаларны буяулар иленең ты...