Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотеке нейропсихологических игр и упражнений для логопедов, воспитателей, родителей | 62.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Алёнка» г.о. Спасск - Дальний
Картотека нейропсихологических игра и упражнений
Составила учитель-логопед
Гуршалова А.Ю.
2023г.
https://nsportal.ru/node/6224162
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Пояснительная записка.
Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и
«травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».
У данной категории детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью есть речевые нарушения.
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.
Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется. И нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
Чтобы его обеспечить, достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в ДОО и в повседневной жизни вообще.
Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
Упражнения следует выполнять по утрам перед любым обучающими мероприятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп. Кроме того, для достижения положительного результата важна последовательность выполнения применяемых упражнений. Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития. Комплекс приобретает большую эффективность, если воспитатель или родители владеют им в полном объеме сами. Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «левоправо», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.
Игра: «Разложи предметы»
Цель: учить ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов.
Возраст: от 5 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Материал: можно использовать любые предметы (в приведенном примере это ластик, карандаш и тетрадь).
Процедура проведения: ребенок должен располагать имеющиеся предметы так, как скажет педагог.
Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами:
- Положи карандаш на тетрадь.
- Положи тетрадь на карандаш.
- Положи карандаш между ластиком и тетрадью.
- Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком.
- Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
- Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.
- Положи карандаш справа от тетради и ластика».
Пространственная «раскраска»
Цель: ориентирование в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ.
Возраст: от 6 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Материал: лист бумаги; простой карандаш; 4 карандаша разных цветов.
Процедура проведения: педагог рисует в разных участках листа бумаги четыре воздушных шара. Второй шар должен быть меньше остальных. Задача ребенка - раскрасить шары в соответствии с указаниями педагога.
Инструкция: «Есть одна такая страна, где все окрашено только в белые и черные цвета. Там живут ребята, которые никогда не видели ничего яркого и красивого. Давай мы их порадуем воздушными шарами, которые ты раскрасишь.
Раскрасить их надо так: маленький шарик должен быть желтого цвета и находиться между красным и синим, синий справа от желтого, красный шарик слева от маленького, а зеленый под и между синим и желтым».
Игра: «Художник»
Цель: ориентирование в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ.
Возраст: от 5-6 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Материал: лист плотной бумаги; карточки любого лото (можно начать с 5-6 карточек, постепенно увеличивая их количество до 11); карандаш или фломастер.
Процедура проведения
- й вариант. Ребенок выкладывает на листе бумаги «картину» из карточек с разными изображениями, располагая эти карточки там, где скажет педагог.
Инструкция:
«Представь, что ты - художник! Сейчас мы будем с тобой создавать картину. Я буду твоим помощником. Чтобы тебе было легче, я буду называть тебе картинку, нарисованную на карточке, и говорить, где ты должен ее разместить.
Начнем с солнышка. Расположи его, пожалуйста, в верхнем левом углу. Вверху и посередине листа мы поместим облако. Птичка у нас будет лететь под облаком и слева от него. В нижнем левом углу у нас будет стоять забор, а справа от забора дом. В нижнем правом углу растет ель, а слева от нее гриб. Слева от гриба куст, справа от куста гуляет петушок. Справа от дома сидит котенок, а за ним цыплята (можно накладывать одну картинку на другую). Улитка ползет вправо от цыплят. Молодец, у тебя получилась очень красивая картина! Давай мы теперь придумаем к ней название».
- й вариант. Педагог и ребенок меняются ролями.
Инструкция: «Теперь я буду твоим помощником. Придумай другую картину и скажи мне, как разложить изображения».
- й вариант. Ребенок может рисовать различные изображения по указаниям педагога. Здесь важно сказать ребенку, что главное -правильно расположить предметы, а не красиво их нарисовать.
Игра «Дутибоп»
Цель: Повышение тонуса мозговой деятельности
Инструкция: Ребёнок и взрослый сидят или лежат на полу друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Роль шарика может выполнять скомканный листочек бумаги или ваты. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника.
Другой вариант этой игры — «Рекорды», когда ребёнок соревнуется сам с собой. Ребёнок дует на шарик, стараясь с каждым разом продвинуть его как можно дальше. Результат каждой попытки отмечается, например, карандашом. Дополнительно можно попросить ребёнка чередовать вдохи: первый раз — вдох носом, выдох ртом, второй раз —вдох ртом и выдох ртом.
Игра «Запоминалочка»
Цель: Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Инструкция: Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.
Улица.
Зелёная улица.
Зелёная улица с домиками.
Зелёная улица с красивыми домиками.
Игра «Цветные карточки»
Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться
Инструкция: У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: ≪Жёлтая — шаг вперёд, зелёная —шаг назад, синяя — влево, красная — вправо≫. Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.
Упражнение «Чтение под стук»
Цель: Развитие концентрации и распределения внимания
Инструкция: Взрослый читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать количество ударов. Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.
В деревне
Приехал Миша летом в деревню из города. Всё незнакомо. Вышел во двор.
А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор:
— Ку-ка-ре-ку!
Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого в городе не увидишь.
Игра «Hoc — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.
Игра "Речка-берег"
Цель: игра позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций, внимания и речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком.
Возраст: 5 – 7 лет
Оборудование: веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.
Ход игры: Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны, "течет" река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.
Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.
Вариант 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением.
Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.
Игра: "Рисовалка»
Цель: игра развивает возможность планирования своих действий с помощью речи.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши.
Ход игры: дайте ребенку чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.
Упражнение "Угадай-ка"
Цель: это упражнение развивает способность ребенка выделять и удерживать значимые признаки ситуации, отсекая лишнее, и принимать решение, основываясь на полном наборе необходимых условий.
Возраст: 6 – 7 лет
Оборудование: набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных "лото".
Ход упражнения: Разложите перед ребенком 30-40 карточек. Инструкция: "Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет"". Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: "Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, "это пишет?" или "это – длинное?", и т.д. Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами, относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма ("это круглое?"), цвет ("это красное?"), размер ("это длинное?"), вес ("это легкое?"), функция ("из этого едят?"), материал ("это деревянное?"), детали ("у этого есть ручка?").
Игра «Ухо – нос – хлопок»
Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Возраст: 4 – 7 лет.
Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».
Упражнение «Зеркальное рисование»
Цель: развитие пространственных представлений и снятие импульсивности.
Возраст: 5 – 7 лет.
Ход упражнения: Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребенка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый.
Игра ««Повтори»
Цель: Развитие концентрации внимания.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.
Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.
Предложите ребенку выполнять задания, чередуя правую и левую руки.
Упражнение «Вращаем глазками»
Цель: Способствует улучшению координации движений глаз и головы.
Возраст: от 4 лет
Ход упражнения: Повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх, вниз, по кругу, не
поворачивая при этом головы. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить.
Упражнение «Замочек» - сложные перекрестные непривычные движения, требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий (рис.).
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги. Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.
Упражнение «Рисование знака бесконечности»
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Рисование знака бесконечности в воздухе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую - правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе. Точка перекреста линий находится на уровне средней линии тела. В точке перекреста направление движения вверх, по бокам - вниз.
При этом упражнении синхронизируются двусторонние гетеролатеральные импульсы от глаз, рук и всего тела.
Упражнение «Двуручное письмо и симметричные рисунки» Цель: укрепить межполушарные связи, развивать внимание Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Рисование симметричных фигур одновременно двумя руками включает оба полушария в выполнение одной задачи.
Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными.
Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном
упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.
Игра «Остановись» Цель: развитие внимания Возраст: 4-7 лет
Ход игры: Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся)
«Игры с мячом».
Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.
Материал: мячи малого размера.
Методика проведения: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.
Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.
Игра «Ряд из палочек по цветовой гамме»
(первая зеленая, вторая синяя, последняя розовая и так до 10 штук). Варианты рядов из палочек могут быть разнообразными.
«Игры с пластилином».
Цель: развитие мелкой моторики и ориентировки на плоскости.
Формировать навык работы обеими руками.
Материал: две доски для пластилина и сам пластилин разных цветов.
Методика проведения: Педагог просит ребенка одновременно каждой рукой скатать шар, раскатать палочки, выполнять надавливание на шар. Затем можно сложить или выполнить простые рисунки и объекты.
Например: пирамидка и снеговик (каждая рука свой объект), затем можно сравнить два объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Сообщение "Использование музыкальных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Сообщение "Использование музыкальных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения"...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Сегодня мне хочется рассказать о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются результативными и эффективными средствами коррекции и по...
Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.
Картотека нейропсихологических игр и упражнений. Данные игры помогут логопедам, воспитателям и родителям при работе с детьми имеющих речевые нарушения....
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...