Исследовательская деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Дергач Татьяна Владимировна

исследовательская деятельность со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Геологи - исследователи»

Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .

Программные задачи:

Обучающие: Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностями, их пользе в жизни человека.

Совершенствовать умение составлять описательные рассказы.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение Способствовать развитию умения обследовать предметы.

Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе, эстетические чувства, желание помочь кому либо в трудную минуту.

Предварительная работа:

1. Сбор коллекции камней.

2.Беседы по темам:« Какими бывают камни», « Что такое горы»,

« Как человек использует камни», « Подземная кладовая».

3.Чтение художественной литературы: Сказка И.Н. Рыжова « О чем шептались камешки» Сказы П.П. Бажова: « Малахитовая шкатулка», « Огнивушка–поскакушка», « Хозяйка медной горы»,

« Серебряное копытце»

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Мотивация к деятельности:

Дети заходят в группу, на столе стоит сундучок ощущений.

Воспитатель. Какая красивая коробка, да это же ящик ощущений интересно, что в нем лежит?

И для нас ли он приготовлен? Как узнать?

Дети. Прочитать адрес.

Воспитатель. Ребята, а кто знает адрес вашего детского сада?

Дети: Детский сад №2, г. Бузулук

Воспитатель. Правильно, здесь так и написано.

 Сейчас мы на ощупь определим ,что в нем лежит.(Ребенок просовывает руки в рукава и на ощупь определяет что это?)

Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжелый? Твердый? Гладкий или шероховатый? Ты догадался что это?

Ребенок. Это камень

Воспитатель. Молодец, правильно ,а с ним еще и записка.

Прочитаем?      

         Здравствуйте дорогие ребята.

           Я хозяйка медной горы.

           Прослышала я, что вы очень любознательные,

           Наблюдательные ,любуетесь красотой природы,

           Исследуете ее. Может вы сможете помочь моей беде?

           Злой колдун  разрушил  мои горы  

          И пока я не узнаю свойства  камней,

           Какую пользу они приносят людям,

           Мои горы будут разрушены.

Воспитатель. Как быть ребята?

Дети. Надо помочь Хозяйке Медной горы.

Воспитатель Ребята,  из чего состоят горы? Правильно из камней, камни бывают разные, но нам надо исследовать именно эти(обращаю внимание на поднос с камнями для исследования).

Ребята вы узнали, что это за камни? А я сейчас проверю.

 Я загадаю загадку, а вы отгадайте о каком камне идет речь?            

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землею огоньки-это в шахте горняки.

Отбивают молотками этот очень нужный камень.

Он имеет черный цвет. Всем дает тепло и свет.(Уголь)

Воспитатель .А почему вы думаете, что это каменный уголь?

Правильно, потому что каменный уголь добывают в шахтах, он черного цвета, лежит в земле пластами..).

Найдите каменный уголь .

Послушайте вторую загадку:

Белый маленький комочек, он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Попадет комочек в речку-утечет, как молоко.(Мел)

Воспитатель.Как вы догадались?(Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета).

Покажите мел.

Воспитатель.

 Это… (морской ) камень, а этот красивый камень как называется?(гранит)

Воспитатель. Чтобы помочь Хозяйке Медной горы  нам надо  исследовать эти камни, рассказать о их свойствах и  какую они приносят пользу.

 Ребята ,а вы знаете, как называют людей, которые ищут и исследуют камни?(Геологи).Правильно геологи.

У меня есть волшебная палочка, при помощи которой я превращу

вас в ученых геологов. Вы согласны помочь Хозяйке Медной горы?

Раз, два, три- в геологов превратитесь вы. Сейчас мы геологи(надеваю бейджики детям)возьмем по камешку и будем их исследовать в нашей лаборатории. Но ,чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить

Пальчиковая гимнастика с прищепками

Этот пальчик –самый большой(прижимаем каждый пальчик поочереди)

Самый веселый и самый смешной

Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный

Этот пальчик средний ни первый, ни последний

Этот пальчик безымянный он не любит каши манной

Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик

Совместная исследовательская деятельность.

Воспитатель. Сейчас мы будем  исследовать каждый свой камень.

Результаты исследований будем заносить в таблицу.

Опыт 1.Рассмотрите свой камень какого он цвета, отметьте в таблице цветным карандашом.Возьмите лупу,рассмотрите камень,что вы там видите?

Опыт 2.Потрогайте камень. Какой на ощупь. Гладкий как зеркало

или шершавый как щетка

Опыт 3. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый как кирпич или мягкий как пластилин.

Опыт 4.Возьмите камень, прислоните к щеке. Какой он теплый или холодный?

Опыт 5.Опустите камень в воду. Что происходит?

Дети.Тонет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Тяжелый.

Воспитатель. Если утонул, значит он тяжелее воды, где поставим галочку? Правильно ,где нарисована гантеля. У кого плавает камень ,где поставим галочку? Правильно, где воздушный шарик. Если идут пузырьки, значит там есть……(воздух

Обратите внимание камень в воде меняет цвет?Каким он стал?(Темнее)

Воспитатель. А сейчас ребята подумайте, как использует человек ваш камень в жизни .Кто готов рассказать о камне, который исследовал?(Составление рассказов детьми).

Понравилось вам  ребята быть геологами? Мы обязательно еще будем ими. А сейчас  я превращаю вас из геологов в обыкновенных ребят и приглашаю поиграть в игру «Гора и камешки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...