Методическое пособие "Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Теремок» комбинированного вида города Ишимбая муниципальный район Ишимбайский район Республики Башкортостан
Проектная деятельность
в условиях дошкольного учреждения
Из опыта работы воспитателя
высшей категории
Винокуровой Надежды Михайловны
2015г.
Составитель: Винокурова Надежда Михайловна
Воспитатель МАДОУ - детский сад №14 «Теремок»
В пособии предлагается обобщенный опыт работы воспитателя
МАДОУ - детский сад «Теремок» Винокуровой Надежды Михайловны
по теме: «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Введение
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»
А. Эйнштейн
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Педагогов привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Всё это можно реализовать с помощью проектной деятельности. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.
В нашем методическом пособии мы рассмотрим часть теоретической и практической значимости проектов, взятых из моего собственного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_dlya_sayta.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Теремок» комбинированного вида города Ишимбая муниципальный район Ишимбайский район Республики Башкортостан
Проектная деятельность
в условиях дошкольного учреждения
Из опыта работы воспитателя
высшей категории
Винокуровой Надежды Михайловны
2015г.
Составитель: Винокурова Надежда Михайловна
Воспитатель МАДОУ - детский сад №14 «Теремок»
В пособии предлагается обобщенный опыт работы воспитателя
МАДОУ - детский сад «Теремок» Винокуровой Надежды Михайловны
по теме: «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Введение
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»
А. Эйнштейн
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Педагогов привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Всё это можно реализовать с помощью проектной деятельности. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.
В нашем методическом пособии мы рассмотрим часть теоретической и практической значимости проектов, взятых из моего собственного опыта работы.
Проектная деятельность в условиях
дошкольного учреждения.
При разработке проекта на начальной стадии, я обязательно пользуюсь теоретическими аспектами, которые включают в себя: проблему (актуальность), цель и задачи; временной отрезок; возрастные рамки участников; виды деятельности; содержание самого проекта; методы реализации; предполагаемый результат и рефлексия.
Итак, далее мы рассмотрим классификацию, этапы составления и виды проектов, в которых мы детально увидим все наши теоретические аспекты.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
- По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские
- По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.
- По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).
Основные этапы метода проектов.
Выделяются несколько этапов:
1.Выбор цели проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
2.Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.
3.Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
4.Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
По видам проекты подразделяются на следующие:
- Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
- Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
- Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
- Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
Далее представлены разработанные и реализованные проекты, из опыта работы.
(полностью проекты вы можете просмотреть на диске)
Паспорт проекта «Я люблю тебя МАМА!»
Актуальность проекта:
Мама играет важную роль в жизни каждого человека, но на современном этапе общение матери с ребенком минимизируется из-за занятости мам и нехватки времени на духовное общение, душевную близость. А ведь отношения между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями. А не духовными. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.
Цель проекта: воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери; совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей.
Задачи проекта:
• Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
• Развивать интерес ребенка к своим близким.
• Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
Гипотеза проекта: если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, теплые, доверительные отношения.
Вид: краткосрочный, творческий, групповой
Время реализации: ноябрь 2013 г.
Участники: воспитанники старшей логопедической группы №12, родители (законные представители), воспитатели.
Предполагаемый результат:
- знать информацию и составлять рассказы о своей матери;
- проявлять заботу и уважение;
- умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Продукт проектной деятельности
Организация:
- фото - выставка «Мама – милая моя»;
- папка - передвижка посвященная Дню матери;
- выставка рисунков на тему «Выходные с мамой» (совместно с родителями);
- подарки аппликации «Волшебная полянка»;
- конкурс чтецов «Маму свою очень люблю».
Схема реализации проекта:
Игровая деятельность:
- Организация сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад»
- Дидактические игры «Мамины помощники», «Кем быть?», «Мама, папа, я».
Речевое развитие:
- Творческое рассказывание детей по темам: «Как я помогаю маме», «Выходной день в моей семье» и «Как я люблю маму!»
- Беседы с детьми: «Где и с кем я живу?», «Как и чем можно порадовать близких», «Мои близкие».
- Ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.).
Социальное развитие:
- Выпуск группового альбома «Мама - милая моя»;
- Самостоятельная организация сюжетно – ролевых игр;
- Сбор рисунков на тему «Выходные с мамой» в брошюрку.
Здоровье и физическое развитие
- Разучивание пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик;
- Физкультминутки.
Эстетическое развитие
- Пословицы, поговорки и стихи о маме;
- Чтение художественной литературы;
- Заучивание стихотворений;
- Рисование «Портрет моей мамы»
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
- Составление паспорта проекта;
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Практический.
- Проведение с детьми бесед.
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Проведение конкурса чтеца «Маму свою очень люблю»
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов по теме).
- Рассматривание картин, рисование рисунков, составление брошюрки и фотоальбома.
- Организация НОД по окружающему миру и речевому развитию «Пусть всегда будет мам!»
- Организация НОД по аппликации «Подарок маме…»
- Проведение консультации для родителей (законных представителей) «Роль матери в воспитании позитивной половой идентичности у дочери и сына»
3 этап. Заключительный.
- Фотоальбом «Мама – милая моя»;
- Папка - передвижка посвященная Дню матери;
- Брошюрка из рисунков на тему «Выходные с мамой»;
- Подарки аппликации «Волшебная полянка»;
- Конкурс чтецов «Маму свою очень люблю»;
ПАСПОРТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Сроки проведения:
28 апреля –
8 мая 2014 года
Цель:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в ВОВ, уважение к ветеранам.
Задачи:
- Сформировать представление о празднике Дне Победы; познакомить с героями ВОВ.
- Расширить знания о военной технике, о памятниках, монументах и улицах города.
- Раскрыть значение победы в ВОВ.
- Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.
- Организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
- Воспитать уважение к ветеранам ВОВ, всем защитникам Родины.
- Воспитать храбрость и мужество, стремление защищать Родину.
- Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание ребенка- основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому большую работу по воспитанию патриотических чувств нужно вести в ДОУ. С каждым днем утрачивается связь поколения, очень мало осталось в живых героев ВОВ. Молодежь не знает, как зовут героев войны, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город-герой» и за какие заслуги.
Отсюда возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
Ожидаемые результаты:
Понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека; в результате проведенных мероприятий дети должны узнать о легендарном прошлом нашей Родины; иметь представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о памятных местах родного города; о земляках-героях, о героях своей семьи; должны быть познакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; называть города-герои; иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).
Участники проекта:
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты и родители (законные представители).
Тип проекта:
Краткосрочный
Работа с детьми:
- Проведение занятий и бесед «Праздник со слезами на глазах», «Что такое героизм», «Дети войны», «Почему война называется ВОВ», «В нашей семье есть герой», «Георгиевская лента- символ Дня Победы», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете».
- Чтение и обсуждение произведений о войне:
- Л. Кассиль «Памятник солдату».
- С. Баруздин «Слава», «За Родину».
- С. Михалков «Быль для детей».
- О. Высоцкая «Салют».
- А. Агебаев «День Победы».
- С. Орлов «9 мая 1945года».
- Е. Благинина «Шинель».
- Е. Трутнева «Парад».
- Разучивание стихотворений, песен, пословиц на военную тематику.
- Сюжетно-ролевая игра «Полевая почта», составление поздравительных писем ветеранам ВОВ ко Дню Победы.
- Рассматривание репродукций картин:
- Ю. Непринцев «Отдых после боя».
- П. Кривоногов «Победа».
- Л. П. и С. П. Ткачевых «Май 45-го».
- С. Алексеев «Первая колонна».
- М. И. Лихачев «Память».
- Проведение подвижных игр «Полоса препятствий», «Опасная разведка», «Помоги раненому», «Захватим вражеское знамя».
- Изготовление творческих работ для оформления выставок.
- Праздник «День Победы» по плану музыкального работника, с использованием видео – презентации «9 мая День Победы - Праздник со слезами на глазах!»
- Компьютерная презентация «Дети герои войны».
- Выставка детских работ.
Работа с родителями:
1. Консультации «Юный гражданин», «Защитник Отечества».
2. Сбор информации, материала о ВОВ.
3. Участие в оформлении выставок (совместные работы родителей и детей) .
4. Составление альбома памяти (рассказы взрослых о членах семьи-участниках ВОВ, фото, рисунки).
Паспорт проекта
опытно - экспериментальной деятельности
«Чудеса Кока – колы»
Историческая справка:
Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем кока-колы был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.
Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.
В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а «выжатые», кокаина в них уже не было. С тех пор кока-кола начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 г. с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.
Актуальность:
В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же, в свою очередь, привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому, возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.
В результате опроса «Мой любимый напиток», проводимого воспитателем с детьми в подготовительной к школе группе, выяснилось, что дети всем напиткам предпочитают кока-колу, а также добавили, что любят «колу», но она, по словам родителей, вредна. На вопрос, в чем этот вред, дети затруднялись ответить или говорили словами родителей, что это «химия».
По результатам опроса мы решили провести ряд экспериментов и точно установить, действительно ли «кока-кола» вредна для организма.
Цель проекта:
Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека.
Задачи исследования:
- Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет;
- Проанализировать взаимодействие кока-колы и ржавчины;
- Изучить действие кока-колы на зубы;
- Исследовать совместимость кока-колы с другими продуктами.
Объект исследования:
Свойства кока-колы.
Предмет исследования:
Вредное влияние кока-колы на организм человека.
Гипотеза работы:
«Кока-кола» небезопасна для здоровья.
Методы исследования:
Наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анкетирование.
Вид: краткосрочный, творческий, групповой
Время реализации: март 2015г.
Участники: воспитанники логопедической подготовительной к школе группы №12, родители (законные представители), воспитатели.
Этапы исследования:
1. Опрос детей других групп, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый напиток» и «Знаете ли Вы о вреде колы?»
2. Выдвижение гипотезы.
3. Непосредственное проведение опытов.
4. Наблюдение за взаимодействием кока-колы с веществами и предметами.
5. Выводы.
Материалы для проведения экспериментов:
Бутылки с кока-колой или пепси-колой, прозрачные стаканчики, ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, молочный зуб, видеоматериал «Реакция кока – колы на конфеты «Ментос»»
Ход исследования
В марте в группе №12 проводилась беседа «Моя мама – лучший кулинар». Дети с удовольствием рассказывали в группе о своих любимых блюдах, которые им готовит мама, и описывали их. Постепенно беседа коснулась любимых напитков. В результате выяснилось, что большинство детей предпочитает кока-колу и пепси колу, хотя многим родители покупают эти напитки не часто, потому что они вредны для здоровья. Сами дети не понимали, почему колу пить нельзя.
Было решено провести анкетирование среди родителей о напитках «Кока-колы» и «Пепси – колы», а также послать «журналистов» от группы к другим детям, чтобы они сделали репортаж о вкусовых предпочтениях воспитанников сада. По результатам анкетирования мы сделали вывод, что зная о её вреде, все – равно покупают, аргументируя тем что не так часто и что большего вреда она не принесёт . А после опроса детей выяснилось, что воспитанники разновозрастных групп также любят кока-колу, но не знают о ее вреде. Все воспитатели знали, что кока-кола плохо влияет на здоровье, но никто не смог доказать это.
Поэтому, было решено провести ряд экспериментов, чтобы доказать наглядно какой вред приносят напитки «Кока-кола» и «Пепси – кола».
Опыт 1
У Тимура выпал молочный зуб, и мы решили проверить, что будет, если положить его в кока-колу. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день зуб почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красители, которые проникают даже в твердый зуб.
На третий день на зубе появилась трещина, а на четвертый день зуб распался на две половинки.
Вывод:
КОКА-КОЛА разрушает зубы. Красители колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
Опыт 2.
Для опыта разрезали кусочек колбасы на две половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в колу. На второй день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле превратилась в кашицеобразное черное пюре.
Вывод:
Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.
Опыт 3.
Взяли два ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с колой.
На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в коле, наоборот, даже очистился от нее.
Вывод:
Кока-кола разъедает даже ржавчину.
Опыт 4.
Были взяты 2 белые чашки со следами от чая. Обычной водой следы не отмылись в 1 чашке. Дети налили во 2 чашку колу и вышли на прогулку. Потом проверили. Следы от чая пропали.
Вывод:
Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.
Опыт 5
Показ видеоматериала «Реакция кока – колы на конфеты «Ментос»» (в целях безопасности здоровья детей и порчи имущества, данный опыт был показан детям в видео ролика, с рекомендацией не повторять такие действия дома)
Вывод:
Нельзя запивать «Ментос» колой!
Опыт 6
В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.
Вывод:
В кока-коле очень много сахара.
Вывод: Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая, ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму.
Значит, мы были правы и подтвердили нашу гипотезу: КОКА-КОЛА НЕБЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
Оглавление:
- Введение ………………………………………….…... 3
- Основная теоретическая тема ……………………...... 4 – 5
- Творческий проект « Я люблю тебя Мама»…………. 6 – 9
- Познавательный проект « 9 МАЯ – день Победы»…. 10–13
- Научно – исследовательский проект
« Чудеса Кока колы»……………………………………….14 - 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Семинар-практикум разработан с целью обеспечения условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединения усилий колл...
Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения
Семинар для педагогов ДОУ "Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения"Цель: Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими техно...
Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практ...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Цель семинара-практикума: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ГБОУ Школы №69...
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.
laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...