Методическое пособие "Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Винокурова Надежда Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Теремок» комбинированного вида города Ишимбая муниципальный район Ишимбайский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность

в условиях дошкольного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Из опыта работы воспитателя

                                            высшей категории

                                            Винокуровой Надежды Михайловны

 

 

 

 

                                                 2015г.

 

      

 

 

 

 

Составитель: Винокурова Надежда Михайловна

                                                                                                                                                                               Воспитатель МАДОУ - детский сад №14 «Теремок»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В пособии предлагается обобщенный опыт работы воспитателя
 

МАДОУ - детский сад «Теремок» Винокуровой Надежды                Михайловны

 

по теме: «Проектная деятельность в условиях дошкольного   учреждения»

 

 

Введение

«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»

А. Эйнштейн

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Педагогов привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Всё это можно реализовать с помощью проектной деятельности. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

 Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.

В нашем методическом пособии мы рассмотрим  часть теоретической и практической значимости проектов, взятых из моего собственного опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_dlya_sayta.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Теремок» комбинированного вида города Ишимбая муниципальный район Ишимбайский район Республики Башкортостан

Проектная деятельность

в условиях дошкольного учреждения

                                                     Из опыта работы воспитателя

                                            высшей категории

                                            Винокуровой Надежды Михайловны

                                                 2015г.

       

Составитель: Винокурова Надежда Михайловна

                                                   Воспитатель МАДОУ - детский сад №14 «Теремок»

 

В пособии предлагается обобщенный опыт работы воспитателя

МАДОУ - детский сад «Теремок» Винокуровой Надежды                Михайловны

по теме: «Проектная деятельность в условиях дошкольного   учреждения»

Введение

«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»

А. Эйнштейн

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Педагогов привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Всё это можно реализовать с помощью проектной деятельности. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

 Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. 

В нашем методическом пособии мы рассмотрим  часть теоретической и практической значимости проектов, взятых из моего собственного опыта работы.

Проектная деятельность в условиях 

дошкольного учреждения.

При разработке проекта на начальной стадии, я обязательно пользуюсь теоретическими аспектами, которые включают в себя: проблему (актуальность), цель и задачи; временной отрезок; возрастные рамки участников; виды деятельности; содержание самого проекта; методы реализации; предполагаемый результат и рефлексия.  

Итак, далее мы рассмотрим классификацию, этапы составления и виды  проектов, в которых мы детально увидим все наши теоретические аспекты.

 

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

  • По тематике и способам реализации результатов:  творческие, информационные, игровые или исследовательские
  • По составу участников:  индивидуальные, групповые и фронтальные.
  • По срокам реализации:  краткосрочные (1-3 занятий),  средней продолжительности (1-2 месяца)  и долгосрочными (весь учебный год).

Основные этапы метода проектов.

Выделяются несколько этапов:

1.Выбор цели проекта.

Педагог  помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2.Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.

3.Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

4.Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

  • Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

  • Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

  • Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

  • Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.

Далее представлены разработанные и реализованные  проекты, из опыта работы.

(полностью проекты вы можете просмотреть на диске)

Паспорт проекта «Я люблю тебя МАМА!»

Актуальность проекта:

 Мама играет важную роль в жизни каждого человека, но на современном этапе общение матери с ребенком минимизируется из-за занятости мам и нехватки времени на духовное общение, душевную близость. А ведь отношения между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями. А не духовными.    Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери  в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.

Проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.

Цель проекта: воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери; совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

 • Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.

 • Развивать интерес ребенка к своим близким.

 • Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

Гипотеза проекта: если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, теплые, доверительные отношения.

Вид: краткосрочный, творческий, групповой

Время реализации: ноябрь 2013 г.

Участники: воспитанники старшей логопедической группы №12, родители (законные представители), воспитатели.

Предполагаемый результат:

- знать информацию и составлять рассказы о своей матери;

- проявлять заботу и уважение;

- умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Продукт проектной деятельности

Организация:

  • фото - выставка «Мама – милая моя»;
  • папка - передвижка посвященная Дню матери;
  • выставка рисунков на тему «Выходные с мамой» (совместно с родителями);
  • подарки аппликации «Волшебная полянка»;
  • конкурс чтецов «Маму свою очень люблю».

Схема реализации проекта:

Игровая деятельность:

  • Организация сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад»
  • Дидактические игры «Мамины помощники», «Кем быть?», «Мама, папа, я».

Речевое развитие:

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Как я помогаю маме», «Выходной день в моей семье» и «Как я люблю маму!»
  • Беседы с детьми: «Где и с кем я живу?», «Как и чем можно порадовать близких», «Мои близкие».
  • Ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.).

Социальное развитие:

  • Выпуск  группового альбома  «Мама - милая моя»;
  • Самостоятельная организация сюжетно – ролевых игр;
  • Сбор рисунков на тему «Выходные с мамой» в брошюрку.

Здоровье и физическое развитие

  • Разучивание пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик;
  • Физкультминутки.

Эстетическое развитие

  • Пословицы, поговорки и стихи о маме;
  • Чтение художественной  литературы;
  • Заучивание стихотворений;
  • Рисование  «Портрет моей мамы»

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный.

  • Составление паспорта проекта;
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Практический.

  • Проведение с детьми бесед.
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
  • Проведение конкурса чтеца «Маму свою очень люблю»
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов по теме).
  • Рассматривание картин, рисование рисунков, составление брошюрки и фотоальбома.
  • Организация НОД по окружающему миру и речевому развитию «Пусть всегда будет мам!»
  • Организация НОД по аппликации «Подарок маме…»
  • Проведение консультации для родителей (законных представителей) «Роль матери в воспитании позитивной половой идентичности у дочери и сына»

3 этап. Заключительный.

  • Фотоальбом «Мама – милая моя»;
  • Папка - передвижка посвященная Дню матери;
  • Брошюрка из рисунков на тему «Выходные с мамой»;
  • Подарки аппликации «Волшебная полянка»;
  • Конкурс чтецов «Маму свою очень люблю»;

                                   

ПАСПОРТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

 

 

                                                                  

 

Сроки проведения:

28 апреля –

 8 мая 2014 года

Цель:

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в ВОВ, уважение к ветеранам.

Задачи:

  1. Сформировать представление о празднике Дне Победы; познакомить с героями ВОВ.
  2. Расширить знания о военной технике, о памятниках, монументах и улицах города.
  3. Раскрыть значение победы в ВОВ.
  4. Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.
  5. Организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
  6. Воспитать уважение к ветеранам ВОВ, всем защитникам Родины.
  7. Воспитать храбрость и мужество, стремление защищать Родину.
  8. Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей.

Актуальность темы:

Патриотическое воспитание ребенка- основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому большую работу по воспитанию патриотических чувств нужно вести в ДОУ. С каждым днем утрачивается связь поколения, очень мало осталось в живых героев ВОВ. Молодежь не знает, как зовут героев войны, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город-герой» и за какие заслуги.

Отсюда возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.

Ожидаемые результаты:

Понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека; в результате проведенных мероприятий дети должны узнать о легендарном прошлом нашей Родины; иметь представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о памятных местах родного города; о земляках-героях, о героях своей семьи; должны быть познакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; называть города-герои; иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).

Участники проекта:

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты и родители (законные представители).

Тип проекта:

Краткосрочный

Работа с детьми:

  1. Проведение занятий и бесед «Праздник со слезами на глазах», «Что такое героизм», «Дети войны», «Почему война называется ВОВ», «В нашей семье есть герой», «Георгиевская лента- символ Дня Победы», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете».
  2. Чтение и обсуждение произведений о войне:
  • Л. Кассиль «Памятник солдату».
  • С. Баруздин «Слава», «За Родину».
  • С. Михалков «Быль для детей».
  • О. Высоцкая «Салют».
  • А. Агебаев «День Победы».
  • С. Орлов «9 мая 1945года».
  • Е. Благинина «Шинель».
  • Е. Трутнева «Парад».
  1. Разучивание стихотворений, песен, пословиц на военную тематику.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Полевая почта», составление поздравительных писем ветеранам ВОВ ко Дню Победы.
  3.  Рассматривание репродукций картин:
  • Ю. Непринцев «Отдых после боя».
  • П. Кривоногов «Победа».
  • Л. П. и С. П. Ткачевых «Май 45-го».
  • С. Алексеев «Первая колонна».
  • М. И. Лихачев «Память».
  1. Проведение подвижных игр «Полоса препятствий», «Опасная разведка», «Помоги раненому», «Захватим вражеское знамя».
  2. Изготовление творческих работ для оформления выставок.
  3. Праздник «День Победы» по плану музыкального работника, с использованием видео – презентации  «9 мая День Победы  - Праздник со слезами на глазах!»
  4. Компьютерная презентация «Дети герои войны».
  5. Выставка детских работ.

Работа с родителями:

 1. Консультации «Юный гражданин», «Защитник Отечества».

 2. Сбор информации, материала о ВОВ.

 3. Участие в оформлении выставок (совместные работы родителей и детей) .

 4. Составление альбома памяти (рассказы взрослых о членах семьи-участниках ВОВ, фото, рисунки).

Паспорт проекта

опытно - экспериментальной деятельности

«Чудеса Кока – колы»

Историческая справка:

Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем кока-колы был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.

Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.

В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а «выжатые», кокаина в них уже не было. С тех пор кока-кола начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 г. с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.

Актуальность:

В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же, в свою очередь, привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому, возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.

В результате опроса «Мой любимый напиток», проводимого воспитателем с детьми в подготовительной к школе группе, выяснилось, что дети всем напиткам предпочитают кока-колу, а также добавили, что любят «колу», но она, по словам родителей, вредна. На вопрос, в чем этот вред, дети затруднялись ответить или говорили словами родителей, что это «химия».

По результатам опроса мы решили провести ряд экспериментов и точно установить, действительно ли «кока-кола» вредна для организма.

Цель проекта:

Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека.

Задачи исследования:

  • Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет;
  • Проанализировать взаимодействие кока-колы и ржавчины;
  • Изучить действие кока-колы на зубы;
  • Исследовать совместимость кока-колы с другими продуктами.

Объект исследования:

Свойства кока-колы.

Предмет исследования:

Вредное влияние кока-колы на организм человека.

Гипотеза работы:

«Кока-кола» небезопасна для здоровья.

Методы исследования:

Наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анкетирование.

Вид: краткосрочный, творческий, групповой

Время реализации: март 2015г.

Участники: воспитанники  логопедической подготовительной к школе группы №12, родители (законные представители), воспитатели.

Этапы исследования:

1. Опрос детей других групп, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый напиток» и «Знаете ли Вы о вреде колы?»

2. Выдвижение гипотезы.

3. Непосредственное проведение опытов.

4. Наблюдение за взаимодействием кока-колы с веществами и предметами.

5. Выводы.

Материалы для проведения экспериментов:

Бутылки с кока-колой или пепси-колой, прозрачные стаканчики, ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, молочный зуб, видеоматериал «Реакция кока – колы на конфеты «Ментос»»

Ход исследования

В марте в группе №12 проводилась беседа «Моя мама – лучший кулинар». Дети с удовольствием рассказывали в группе о своих любимых блюдах, которые им готовит мама, и описывали их. Постепенно беседа коснулась любимых напитков. В результате выяснилось, что большинство детей предпочитает кока-колу и пепси колу, хотя многим родители покупают эти напитки не часто, потому что они вредны для здоровья. Сами дети не понимали, почему колу пить нельзя.

Было решено провести анкетирование среди родителей о напитках «Кока-колы» и «Пепси – колы», а также  послать «журналистов» от группы к другим детям, чтобы они сделали репортаж о вкусовых предпочтениях воспитанников сада. По результатам анкетирования мы сделали вывод, что зная о её вреде, все – равно покупают, аргументируя тем что не так часто и что большего вреда она не принесёт . А после опроса детей выяснилось, что воспитанники разновозрастных групп также любят кока-колу, но не знают о ее вреде. Все воспитатели знали, что кока-кола плохо влияет на здоровье, но никто не смог доказать это.

Поэтому, было решено провести ряд экспериментов, чтобы доказать наглядно какой вред приносят напитки «Кока-кола» и «Пепси – кола».

Опыт 1

У Тимура выпал молочный зуб, и мы решили проверить, что будет, если положить его в кока-колу. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день зуб почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красители, которые проникают даже в твердый зуб.

На третий день на зубе появилась трещина, а на четвертый день зуб распался на две половинки.

Вывод:

КОКА-КОЛА разрушает зубы. Красители колы очень стойкие и зубы от них темнеют.

Опыт 2.

Для опыта разрезали кусочек колбасы на две половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в колу. На второй день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле превратилась в кашицеобразное черное пюре.

Вывод:

Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.

Опыт 3.

Взяли два ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с колой.

На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в коле, наоборот, даже очистился от нее.

Вывод:

Кока-кола разъедает даже ржавчину.

Опыт 4.

Были взяты 2 белые чашки со следами от чая. Обычной водой следы не отмылись в 1 чашке. Дети налили во 2 чашку колу и вышли на прогулку. Потом проверили. Следы от чая пропали.

Вывод:

Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.

Опыт 5

Показ видеоматериала «Реакция кока – колы на конфеты «Ментос»» (в целях безопасности здоровья детей и порчи имущества, данный опыт был показан детям в видео ролика, с рекомендацией не повторять такие действия дома)

Вывод:

Нельзя запивать «Ментос» колой!

Опыт 6

В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.    

Вывод:

В кока-коле очень много сахара.

Вывод: Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая, ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму.

Значит, мы были правы и подтвердили нашу гипотезу: КОКА-КОЛА НЕБЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Оглавление:

  1. Введение ………………………………………….…... 3
  2. Основная теоретическая тема ……………………...... 4 – 5
  3. Творческий проект « Я люблю тебя Мама»…………. 6 – 9
  4. Познавательный проект « 9 МАЯ – день Победы»…. 10–13
  5. Научно – исследовательский проект

« Чудеса Кока колы»……………………………………….14 - 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар-практикум разработан с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединения  усилий колл...

Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения

Семинар  для педагогов ДОУ "Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения"Цель: Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими техно...

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель семинара-практикума: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ГБОУ Школы №69...

«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.

laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...