статья:"Коррекция интеллектуальных дефектов"
статья на тему

Парамонова Татьяна Адольфовна

 

Сегодня нам хотелось бы поговорить на очень важную и актуальную, на наш взгляд, тему - коррекцию интеллектуальных и речевых дефектов, у детей нашего учреждения. Все мы знаем, что у нас в Центре находятся в основном трудные дети, дети из неблагополучных семей. Многие из них - это педагогически запущенные, дети из неблагополучных семей. Педагогическая запущенность есть такое состояние ребёнка, которая проявляется в общем недоразвитии, в его отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами и поддающихся устранению педагогическими средствами. Значит, если не заниматься с ребёнком, не воспитывать его, не развивать, то этот ребёнок в дальнейшем может стать ребёнком, имеющим интеллектуальный дефект.

Дети с нарушением интеллекта - это дети, у которых познавательная деятельность и личность по тем или иным причинам отклоняется в своём развитии от N.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvazhaemye_kollegi.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Сегодня нам хотелось бы поговорить на очень важную и актуальную, на наш взгляд, тему - коррекцию интеллектуальных и речевых дефектов, у детей нашего учреждения. Все мы знаем, что у нас в Центре находятся в основном трудные дети, дети из неблагополучных семей. Многие из них - это педагогически запущенные, дети из неблагополучных семей. Педагогическая запущенность есть такое состояние ребёнка, которая проявляется в общем недоразвитии, в его отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами и поддающихся устранению педагогическими средствами. Значит, если не заниматься с ребёнком, не воспитывать его, не развивать, то этот ребёнок в дальнейшем может стать ребёнком, имеющим интеллектуальный дефект.

Дети с нарушением интеллекта - это дети, у которых познавательная деятельность и личность по тем или иным причинам отклоняется в своём развитии от N.

Это дети с У. О. и с ЗПР.

Умственная отсталость - это такое состояние, при котором наблюдается выраженное, стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате поражения Ц.Н.С.

Умственная отсталость - это не просто малое количество ума, это качественное изменение всей психики, всё личности в целом, это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоция, воля, поведение, физическое развитие.

Умственная отсталость подразделяется на олигофрению и деменцию.

Олигофрения - (перевод с лат.) малоумие. Это стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, в результате поражения Ц.Н.С. в перинатальный и постнатальный (до 3-х лет) периоды.

При олигофрении отмечается недоразвитие познавательной деятельности - в первую очередь мышления. Имеет место недоразвитие ЭВС и личности в целом.


2

Для неё характерна тотальность недоразвития, начиная с сенсомоторики и кончая ВПФ (высшими психическими функциями).

Отмечается так же иерархичность, выражающаяся в том, что недостаточность сенсомоторной среды, речи, пространственных эмоций, памяти проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления.

Сильнее всего страдают высшие функции: произвольная память, словеснологическое мышление (обобщение, абстракция), сложные двигательные навыки (н/р письмо).

Познавательная деятельность осуществляется за счёт взаимодействия таких процессов как: ощущение, восприятие, мышление, речь, память.

На познавательную деятельность оказывает влияние состояние ЭВС и индивидуально - типологические свойства личности, важную роль играет сформированность умственной деятельности ребёнка.

Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники. Сверстники испытывают потребность познания. Из-за недоразвития и атипичного развития психических функций эти люди получают не полное и порой искаженное представление об окружающем, их опыт крайне беден. Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, ЭВС личности, происходит замедленно, с отставанием в развитии от N.

Восприятие.

У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушение познавательной деятельности начинается с нарушения восприятия.

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения и недоразвития речи. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его


3

замедленный темп по сравнению с Ы, детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал.

Замедленность восприятия усугубляется тем, что дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями, персонажами. Отличается так же узость V восприятия и нарушение его избирательности.

Для коррекции восприятия необходимы: наводящие вопросы, обучение приёмам восприятия изучаемого объекта, использование наглядного и другого стимульного, опорного материала, создание ситуации, когда они должны использовать эти приёмы.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются трудности восприятия пространства, что мешает им ориентироваться в пространстве. Самым сложным для них является восприятие времени. Они плохо представляют временную длительность и недостаточно локализуют события во времени.

Для них недоступно историческое время.

Дети с интеллектуальной недостаточностью позже, чем нормальные начинают различать цвета. Это связано с трудностью осмысления цвета предметов и отражения его в речи. Особенно трудно воспринимаются оттенки цвета.

Коррекционная работа здесь проводится следующая.

Сначала предлагается ребёнку найти такой же предмет, без названия цвета. Затем вводиться название цвета и предлагается ребёнку найти цвет по названию. Так постепенно изучаются основные цвета, один за другим. Оттенки цвета начинают изучаться тогда, когда дети самостоятельно начинают воспроизводить цвет.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью очень трудны такие оттенки цвета, как темно-зелёный и темно-синий.

Для обогащения чувственного опыта с детьми проводятся сенсорные занятия, на которых они производят действия с предметами. Восприятие детей на этих занятиях делается целенаправленным.


4

Мышление.

Все операции мышления у детей с интеллектуальным дефектом недостаточно сформированы, и имеют своеобразные черты в связи с тем, что их развитие идёт в условиях неполного чувственного познания, речевого недоразвития, ограничения предметно-практической деятельности.

Эти дети анализ проводят бессистемно, пропускают ряд свойств, вычленяя лишь наиболее заметные, затрудняются выделить связи между предметами. При анализе предметов вычленяют общие свойства, а не их индивидуальные признаки.

Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несуществующим признакам, затрудняются устанавливать различие в сходных предметах и общее в отличающихся.

Для операции сравнения характерно «соскальзывание», проявляющиеся в том, что сопоставив предметы по 2-3 соотносительным признакам, ребёнок сбивается на более лёгкую задачу - перечисление признаков, присущих одному из сравниваемых предметов.

Особая трудность возникает при абстрагировании и обобщении.

Недоразвитие абстрактно-логических операций особенно ярко проявляется в понимании текстов со скрытым смыслом, условия задач, метафор, загадок.

Они не могут выделить главное отвлеченное содержание и перенести это на другие ситуации.

Процесс обобщения у 1-4 классов характеризуется хаотичностью, не устремленностью, преобладает ситуативное выделение признаков. Большую сложность представляет понимание причинно-следственных связей.

Связи.

Событие —» его причины —> последствия

Для активации умственной деятельности при коррекционной работе подводят детей к самостоятельному определению причин и следствий.

Это достигается путём сочетания наглядных и словесных средств обучения, постановкой перед ребёнком конкретных практических задач, вовлекая его в


практическую деятельность.

Память.

Это сложный познавательный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прежнего опыта.

Дети с интеллектуальной недостаточностью запоминают внешние, иногда случайные, зрительно-воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, чем у нормальных сверстников формируется произвольное запоминание.

Для развития памяти детям предлагается следующие задания;

  • сравнивание схожих между собой объектов;
  • расчленение на составляющие части;
  • установление связей между частями;
  • проговаривание запоминаемого материала;
  • использование наглядно-схематичной записи;
  • варьирование способов самопроверки;
  • выработка умения сопоставлять свою работу с оригиналом.

Память детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется сужением запоминаемого материала, замедленным темпом запоминания, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

Воспроизведение у них не точно, нелепо, непосредственно.

Как отмечает Занков и Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения, и в этом их главное отличие от N.

Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер, незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания приводит к ошибке воспроизведения.

Наибольшие трудности возникают при воспроизведении словесного материала.


Внимание.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается неустойчивость внимания, которая ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, что свидетельствует о незрелости нервной системы.

Нарушение внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в следующем:

  • снижение концентрации проявляется в трудностях сосредоточения на объектах деятельности, программе её выполнения, быстрой утомляемости,
  • снижение V внимания: ребёнок удерживает одновременно меньший V информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные, жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

-снижена избирательность внимания, ребенок отвлекается на раздражители, что затрудняет выделение цели деятельности, условие её реализации среди несущественных деталей.

  • прилипание внимания (вязкость), т.е. трудности переключения с одного вида на другой.
  • повышенная отвлекаемость.

Различные свойства внимания оказывают не одинаковое влияние на успешность детей по различным предметам.

Н/р: при овладении математикой ведущую роль играет V внимания, при

(

овладении русским языком - точность распределения внимания, при чтении - устойчивость внимания.

Коррекционно-развивающая работа.

  1. Диктант с комментарием.
  2. Метод поэтапного формирования умственных действий.
  3. Коррекция свойств внимания.
  • внимания- количество элементов, воспринимаемых за один акт восприятия.

7

Н/р: ребёнку предлагается бессмысленной набор букв, и смотрится, сколько он букв воспринял.

  • и распределение внимания.

Н/р: найди все числа от 1 до 5 и т.д.

Концентрация внимания:

Н/р: а) вычеркни все буквы А из предлагаемого набора букв, б) задание с зеркалом.

Инструкция: «Повтори движения, которые я показала».

Распределение внимания.

Н/р: а) предлагается чтение предложения с постукиванием карандашом.

б)        при прослушивании сказки ребёнок вычеркивает в предлагаемом наборе букв все буквы О.

в)        найди слово среди набора букв.

Переключение внимания.

Н/р: а) первую ми нугу вычеркиваем букву «А», вторую минуту — букву

б) «Каждой рукой своё дело».

Левой круг, правой - квадрат.

Такое задание хорошо предлагать гиперактивным детям.

Память.

Память у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет следующие недостатки:

  • Недостаточная продуктивность;
  • Малый V;

8

  • Неточность и трудность воспроизведения.

Коррекционно-развивающая работа.

Нужно научить ребёнка приёмам запоминания.

  1. Задание. «Развитие способности к воссозданию зрительных образов».
  1. этап. Ребенку говорят слово, а он должен его изобразить, (создание зрительного образа).
  2. этап. Слово сказали, а ребёнок мысленно его себе представил.

Затем ребёнок перечисляет эти слова.

  1. Задание. «Мысленные образы и эмоции».

Задание проводится с группой детей. Дети должны представить эмоционально себе и записать: «Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в вашем супе».

Это задание на развитие зрительной памяти.

  1. Задание: «Развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.»

Здесь проводиться поэтапная работа ребёнка с образцами:

а)        «Сделай так же « (образец перед глазами)

б)        затем усложняем (образец запоминает 15-20 сек., а потом по памяти).

  1. Задание «Развитие слуховой памяти».

Выполнение чего-либо по словесному описанию.

  1. Запоминание на основе приемов группировки (логическое запоминание) НУр: Даётся набор букв. Дети разделяют их на слова и запоминают. Овощи

или фрукты, запоминаем по три предмета.

  1. Задание для запоминания согласных букв.

Н/р: «Ж», «К», «Т». Добавляем по одной гласной и запоминем.

«Жа», «Ка», «Та».

При планировании своей работы с детьми, испбльзуя индивидуальный подход к каждому ребёнку вы, уважаемые коллеги, можете использовать следующие методы и приёмы.


Для коррекции и развития памяти:

  • Сравнивать между собой объекты,
  • Расчленять изучаемый материал на составляющие его части,
  • Устанавливать между ними связи,
  • Проговаривать запоминаемое,
  • Использовать наглядно-схематичную запись,
  • Варьировать способы самопроверки,
  • Обучать приёмам запоминания.

Для коррекции и развития мышления:

  • Специально создавать практическую ситуацию, а затем фиксировать практические действия в речи ребёнка. Например:

-Педагог: «Как положить машинку на верхнюю полку в шкаф?»

-Ребёнок: «Нужно взять стульчик, поставить его возле шкафа, затем встать и положить машинку на полку»

  • Наблюдение за действиями сверстников, а затем словесный отчёт о последовательных действиях,
  • Приём припоминания.

Например: Когда мама варит суп, то она берёт кастрюлю, моет овощи, чистит их, наливает в кастрюлю воду и ставит её на плиту.

  • Организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы, установление между ними связи.

Главное нужно добиваться того, чтобы ребёнок учился мыслить, рассуждать.

Для коррекции и развития внимания Для того, чтобы внимание наших детей стало более сосредоточено, чтобы они меньше отвлекались, при выполнении ими каких-либо заданий, мы педагоги, должны создавать следующие условия:

  • Ребёнок должен отчётливо понимать конкретную задачу, выполняемую деятельность,

  • Условия, в которых он выполняет работу, должны быть привычными.

Если ребёнок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности, содержаться в порядке, а сам процесс работы строго сконструирован, то это создаёт установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

  • Возникновение косвенных интересов.

То есть сама деятельность может не вызвать у ребёнка заинтересованности, ну он должен знать конечный результат, так как у ребёнка существует устойчивый интерес к результату деятельности.

  • Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательных действующих посторонних раздражителей.
  • Тренировка произвольного внимания путём повторений и упражнений для того, чтобы воспитывать наблюдательность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). В подготовительной группе ...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов.

В  данной консультации предложены нетрадиционные доступные формы работы по коррекции речевых дефектов детей с ОВЗ....

Статья: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как условие психолого-педагогической коррекции вторичного дефекта нарушения слуха

В данной статье рассматривается взаимосвязь развития функций рук и речевой функции. Мелкая моторика рук, выполнявшая все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивала площадь стимулированных у...

Игры с мячом в коррекции речевых дефектов

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.           Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возрас...

Статья на тему: "Дефект смягчения"

Дефект смягчения: особенности и коррекция....

Самообразование учителя-логопеда "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов"

              От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можн...

Презентация по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов»

Цель:  повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.Задачи:1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу з...