Развивающие игры для ребенка - воспитываем маленького ученого
статья по теме
Маленькие дети часто напоминают исследователей. С первых дней своей жизни малыши стараются узнать как можно больше об окружающем мире. И тяга к знаниям растет с каждым днем. В них с раннего детства скрыта любовь к приключениям, исследованиям, экспериментам. Игры и детские опыты можно условно разделить на несколько категорий: химия, физика, кулинария, робототехника, биология и т.д. Детские игры и эксперименты позволяют им примерить на себе роль ученых, узнать природу таких вещей как электричество, солнечная энергия, кристаллы и многое другое. В дальнейшем эти знания помогут легче освоиться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_dlya_rebenka.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для ребенка - воспитываем маленького ученого
Н.Ю. Румянцева
воспитатель ГБДОУ д/с № 81
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь»
Я. Корчак.
Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, расписано в многочисленных технологиях, методических разработках, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире, поэтому мы стремимся учить не всему, а главному: не сумме фактов, а целостному их пониманию, стараемся не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать образовательный процесс в котором ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Маленькие дети часто напоминают исследователей. С первых дней своей жизни малыши стараются узнать как можно больше об окружающем мире. И тяга к знаниям растет с каждым днем. В них с раннего детства скрыта любовь к приключениям, исследованиям, экспериментам. Они стремятся все попробовать, разобраться, как что устроено и как работают те или иные вещи. И эта естественная тяга к познанию с помощью увлекательных действий должна находить поощрение и поддержку, ведь зачастую в школе знания даются сухо, скучно и однообразно.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя окружающий его мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Сегодня в любом магазине игрушек можно найти игры, с помощью которых можно удовлетворить тягу к знаниям своего ребенка. Дело за малым – выбрать из предложенного спектра увлекательных и в то же время полезных для развития и образования способов времяпрепровождения что-нибудь, что придется Вашему малышу по душе. Ассортимент игр столь широк, что порой довольно сложно сделать выбор. Здесь стоит обратить внимание на заинтересованность малыша в той или иной сфере вашей жизни. Может он любит наблюдать за тем, как готовит мама? Или постоянно пытается разобрать часы, радиоприемник, пульт от телевизора.
Игры и детские опыты можно условно разделить на несколько категорий: химия, физика, кулинария, робототехника, биология и т.д. Детские игры и эксперименты позволяют детям примерить роль ученых, узнать природу таких вещей как электричество, солнечная энергия, кристаллы и многое другое. В дальнейшем эти знания помогут легче освоиться в школе. Главным достоинством игровых опытов является отсутствие параграфов, скучных теорий и т.д. Обучение проходит в легкой игровой форме, которая привлекает непоседливых малышей. Кто знает, может через несколько лет ваш ребенок попросит вас приобрести ему набор юного химика (будущий врач), мини-микроскоп для изучения насекомых (будущий орнитолог) или эфирные масла (будущий парфюмер). Особенно хорошо сочетать детские эксперименты с получением познаний в области таких серьезных наук как физика и химия. Вы можете приобрести наборы, которые помогают с помощью игры разобраться в действии законов, правил, закономерностей и логических последовательностей. Эксперименты для детей дадут им возможность самим примерить на себя роль ученых и изобретателей, а также наглядно посмотреть на природу таких сложных вещей, как электричество, солнечная энергия, возникновение и рост кристаллов и так далее. С такими наборами время пролетает незаметно, а вместе с тем юные ученые получают полезные знания, которые потом найдут свое применение в жизни и помогут лучше учиться в школе. Опыты для детей – отличная возможность не сводить науку к скучным правилам, занудным параграфам текстов и зубодробительным задачкам из учебников. Поэтому смело выбирайте то, что придется по вкусу Вашему ребенку – без сомнения, вы обязательно найдется что-то, способное заинтересовать любого экспериментатора. Помните – все начинается с детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересные развивающие игры с ребенком на прогулке.
Игры на улице с малышами. Рекомендации для родителей....
Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни
Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни...
Развивающие игры "Пазлы для самых маленьких"
Игры - разрезные картинки для детей....
Веселые развивающие игры с ребенком
Если вы идёте куда-то вместе с ребёнком и не знаете, чем заняться, то вам могут пригодиться эти замечательные игры «на ходу». Даже если предстоит пройти большое расстояние, вы совсем не за...
Как выбрать развивающие игры для ребенка.
Помощь родителям в выборе игр....
Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
Картотека.Развивающие игры для ребенка 2-3 лет...