Я самее тебя (о кризисе ребенка 3-х лет)
консультация на тему

Обычно к концу третьего года жизни в поведении ребенка появляется целый комплекс явных изменений. Кризис трех лет - это протест ребенка, переросшего те отношения, которые сложились к моменту кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele5.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я самее тебя»

(о кризисе ребенка 3 лет)

Обычно к концу третьего года жизни (возможно на несколько месяцев раньше или позже) в поведении ребенка появляется целый комплекс таких явных изменений, что родители могут прийти в отчаяние: ребенка как будто подменили! Комплекс этих изменений, называемый «семизвездием симптомов», подробно охарактеризовал Л.С. Выготский в одной из своих лекций, посвященных кризису трех лет.

В комплекс входят следующие характеристики поведения малыша:

  1. негативизм;
  2. упрямство;
  3. строптивость;
  4. своеволие («я сам!»);
  5. протест-бунт;
  6. обесценивание;
  7. деспотизм-ревность.

Что именно обозначают эти названия?

Негативизмом называют такое поведение, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый. Не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив - желание сделать то, что ребенок хочет. Непослушание — это независимое активное поведение (его мотив идет изнутри), а негативизм — реактивное, реакция на внешнее воздействие, то есть, в сущности, зависимое поведение, социальный акт, относящийся к человеку, от которого исходит предложение, а не к содержанию предлагаемого. Иногда негативизм даже вынуждает ребенка поступать вопреки своему собственному желанию. Например, ребенок хочет идти в гости. Его зовут. Но раз зовут, он ни за что не идет. Ему говорят: «Ну, тогда иди к себе», — не идет и туда. Его оставляют в покое — он плачет. Крайняя форма негативизма — стремление делать все наоборот или просто противоречить. Например, взрослый утверждает, что эти ботинки теплые, и слышит в ответ: «Нет, холодные!». А когда тут же говорит: «Они холодные», ребенок опять возражает: «Нет, теплые!».

Упрямство — это такая форма поведения ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что он уже это сказал. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях, и нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, сразу начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование, — это настойчивость. В этом случае мотив — так называемый деятельностно-познавательный, за ним стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность своим первоначальным решением. Он стоит на своем только потому, что уже встал на это место. Мотив здесь связан с личностными потребностями, с системой отношений зарождающейся личности. При внешней похожести упрямства и негативизма между ними есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — отношение к себе, к своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, в самоутверждении).

Строптивость — это качество, которое в немецком языке обозначается словом trotz - «вопреки», «наперекор». Внешне оно проявляется в своеобразном вызывающем недовольстве ребенка всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Что это значит — «безлична»? Дело в том, что негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию. А строптивость против вообще всего привычного образа жизни, против установившихся на данный момент правил и норм поведения; в определенном смысле против того места в социуме, которое ребенок занимает и которое перестало соответствовать его развивающемуся самосознанию.

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, это его стремление к самостоятельности.

Протест-бунт Л.С. Выготский определяет следующим образом: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста. Как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». В этот период его частые ссоры с родителями становятся обычным делом.

Обесценивание проявляется в том, что ребенок начинает ругать или как-то иначе показывать свою агрессию, пренебрежение к тому, что само по себе никакой неприятности не приносит, до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным (игрушки, предметы обихода, знакомые люди).

Деспотизм-ревность. Двойное название этого симптома указывает на разницу между ситуациями, в которых находятся единственные дети и те, кто растет в семьях с несколькими детьми. В первом случае наблюдается деспотизм: ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими. Например, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он желает. Этого он есть не станет, а будет есть то, что хочет и т. д. В семьях с несколькими детьми та же тенденция к господству, власти становится источником ревности по отношению к другим детям — ревности, которая до кризиса никак себя не обнаруживала.

Итак, кризис трех лет — это протест ребенка, переросшего те отношения, которые сложились к моменту кризиса. Характеризуя изменение эмоционально-волевой сферы, которое указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка, Л.С. Выготский использует слово раздвоение. Можно предположить, что здесь имеется в виду разделение в сознании ребенка внешнего и внутреннего мира. Во второй половине третьего года жизни благодаря развитию речи можно обнаружить у ребенка способность осознавать собственный внутренний мир; однако осознается на этой стадии пока только восприятие. Ребенок может сказать: «Я вижу», или «Я плохо слышу», или «Дай мне посмотреть (понюхать и т. д.)», но он еще не может сказать: «Я вспомнил (помню)... подумал... узнал...» и т. п. Но даже такое первичное осознавание рассматривается Л.С. Выготским как главное приобретение периода раннего детства, потому что оно свидетельствует о появлении у ребенка так называемого системного сознания, отличающего человеческую психику от психики животных, «так как именно для человека существенно то, что он не просто воспринимает мир, но осмысливает мир, и его сознание движется всегда в плане чего-то осмысленного». Появление способности осознавать свой внутренний мир приводит к тому, что ребенок становится способен выделить себя из окружающего мира, а вместе с этим отделяется психологически от окружающих его близких людей. Это отделение, даже можно сказать разрыв, происходит достаточно болезненно для обеих сторон. Сложность этого периода развития подчеркивается его названием - «кризис». Осознавая границу между внешним и внутренним миром, ребенок обнаруживает и границу между собой и другими людьми, точнее, даже не границу, а стену. Только ударяясь об эту стену в конфликтах, сопровождающих кризис, ребенок познает свою отделенность, отдельность. Выход из кризиса — рождение «Я». Не просто слова-местоимения в речи (хотя само появление слова свидетельствует о близости или начале кризиса), а «Я» как некоторой внутренней, психической структуры, которая собственно и делает человека человеком, то есть существом, которое может не зависеть полностью от внешней среды, физической или социальной, а конструировать ее по собственному разумению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младшей группы: «Кризис ребенка 3-х лет».

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-х лет. Рассказать о кризисе 3-х лет...

Консультация для родителей "Как справиться с кризисом ребенка"

Возраст 2-3 лет – достаточно сложный период в жизни ребенка, это переходный этап, нередко он сопровождается кризисом. Ребенок старается отделиться от взрослых, установить с ними несколько другие, боле...

Консультация для родителей "Как справиться с кризисом ребенка"

Возраст 2-3 лет – достаточно сложный период в жизни ребенка, это переходный этап, нередко он сопровождается кризисом. Ребенок старается отделиться от взрослых, установить с ними несколько другие, боле...

КАК НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет

как надо вести себя родителям в период кризиса 3 лет...

Памятка для родителей "Как необходимо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет"

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг...

Тема недели: Безопасность на дороге.Транспорт. Дорога самое опасное место для ребенка. Но если его научить правилам дорожного движения, можно за ребенка быть спокойным.

Тема недели: Безопасность на дороге.Транспорт. Дорога самое опасное место для ребенка. Но если его научить правилам дорожного движения, можно за ребенка быть спокойным....

Чек лист самых важных слов для ребенка ребенку

Лишь немногие дети слышат это в своём детстве. Как правило, все происходит ровно наоборот. Сейчас выросло поколение взрослых, которым в детстве не хватало этих слов. И они до сих пор несут в себе груз...