Я самее тебя (о кризисе ребенка 3-х лет)
консультация на тему
Обычно к концу третьего года жизни в поведении ребенка появляется целый комплекс явных изменений. Кризис трех лет - это протест ребенка, переросшего те отношения, которые сложились к моменту кризиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Я самее тебя»
(о кризисе ребенка 3 лет)
Обычно к концу третьего года жизни (возможно на несколько месяцев раньше или позже) в поведении ребенка появляется целый комплекс таких явных изменений, что родители могут прийти в отчаяние: ребенка как будто подменили! Комплекс этих изменений, называемый «семизвездием симптомов», подробно охарактеризовал Л.С. Выготский в одной из своих лекций, посвященных кризису трех лет.
В комплекс входят следующие характеристики поведения малыша:
- негативизм;
- упрямство;
- строптивость;
- своеволие («я сам!»);
- протест-бунт;
- обесценивание;
- деспотизм-ревность.
Что именно обозначают эти названия?
Негативизмом называют такое поведение, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый. Не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив - желание сделать то, что ребенок хочет. Непослушание — это независимое активное поведение (его мотив идет изнутри), а негативизм — реактивное, реакция на внешнее воздействие, то есть, в сущности, зависимое поведение, социальный акт, относящийся к человеку, от которого исходит предложение, а не к содержанию предлагаемого. Иногда негативизм даже вынуждает ребенка поступать вопреки своему собственному желанию. Например, ребенок хочет идти в гости. Его зовут. Но раз зовут, он ни за что не идет. Ему говорят: «Ну, тогда иди к себе», — не идет и туда. Его оставляют в покое — он плачет. Крайняя форма негативизма — стремление делать все наоборот или просто противоречить. Например, взрослый утверждает, что эти ботинки теплые, и слышит в ответ: «Нет, холодные!». А когда тут же говорит: «Они холодные», ребенок опять возражает: «Нет, теплые!».
Упрямство — это такая форма поведения ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что он уже это сказал. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях, и нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, сразу начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование, — это настойчивость. В этом случае мотив — так называемый деятельностно-познавательный, за ним стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность своим первоначальным решением. Он стоит на своем только потому, что уже встал на это место. Мотив здесь связан с личностными потребностями, с системой отношений зарождающейся личности. При внешней похожести упрямства и негативизма между ними есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — отношение к себе, к своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, в самоутверждении).
Строптивость — это качество, которое в немецком языке обозначается словом trotz - «вопреки», «наперекор». Внешне оно проявляется в своеобразном вызывающем недовольстве ребенка всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Что это значит — «безлична»? Дело в том, что негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию. А строптивость против вообще всего привычного образа жизни, против установившихся на данный момент правил и норм поведения; в определенном смысле против того места в социуме, которое ребенок занимает и которое перестало соответствовать его развивающемуся самосознанию.
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, это его стремление к самостоятельности.
Протест-бунт Л.С. Выготский определяет следующим образом: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста. Как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». В этот период его частые ссоры с родителями становятся обычным делом.
Обесценивание проявляется в том, что ребенок начинает ругать или как-то иначе показывать свою агрессию, пренебрежение к тому, что само по себе никакой неприятности не приносит, до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным (игрушки, предметы обихода, знакомые люди).
Деспотизм-ревность. Двойное название этого симптома указывает на разницу между ситуациями, в которых находятся единственные дети и те, кто растет в семьях с несколькими детьми. В первом случае наблюдается деспотизм: ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими. Например, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он желает. Этого он есть не станет, а будет есть то, что хочет и т. д. В семьях с несколькими детьми та же тенденция к господству, власти становится источником ревности по отношению к другим детям — ревности, которая до кризиса никак себя не обнаруживала.
Итак, кризис трех лет — это протест ребенка, переросшего те отношения, которые сложились к моменту кризиса. Характеризуя изменение эмоционально-волевой сферы, которое указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка, Л.С. Выготский использует слово раздвоение. Можно предположить, что здесь имеется в виду разделение в сознании ребенка внешнего и внутреннего мира. Во второй половине третьего года жизни благодаря развитию речи можно обнаружить у ребенка способность осознавать собственный внутренний мир; однако осознается на этой стадии пока только восприятие. Ребенок может сказать: «Я вижу», или «Я плохо слышу», или «Дай мне посмотреть (понюхать и т. д.)», но он еще не может сказать: «Я вспомнил (помню)... подумал... узнал...» и т. п. Но даже такое первичное осознавание рассматривается Л.С. Выготским как главное приобретение периода раннего детства, потому что оно свидетельствует о появлении у ребенка так называемого системного сознания, отличающего человеческую психику от психики животных, «так как именно для человека существенно то, что он не просто воспринимает мир, но осмысливает мир, и его сознание движется всегда в плане чего-то осмысленного». Появление способности осознавать свой внутренний мир приводит к тому, что ребенок становится способен выделить себя из окружающего мира, а вместе с этим отделяется психологически от окружающих его близких людей. Это отделение, даже можно сказать разрыв, происходит достаточно болезненно для обеих сторон. Сложность этого периода развития подчеркивается его названием - «кризис». Осознавая границу между внешним и внутренним миром, ребенок обнаруживает и границу между собой и другими людьми, точнее, даже не границу, а стену. Только ударяясь об эту стену в конфликтах, сопровождающих кризис, ребенок познает свою отделенность, отдельность. Выход из кризиса — рождение «Я». Не просто слова-местоимения в речи (хотя само появление слова свидетельствует о близости или начале кризиса), а «Я» как некоторой внутренней, психической структуры, которая собственно и делает человека человеком, то есть существом, которое может не зависеть полностью от внешней среды, физической или социальной, а конструировать ее по собственному разумению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173068-1357450732.jpg)
Консультация для родителей младшей группы: «Кризис ребенка 3-х лет».
Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-х лет. Рассказать о кризисе 3-х лет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181611-1358422784.jpg)
Консультация для родителей "Как справиться с кризисом ребенка"
Возраст 2-3 лет – достаточно сложный период в жизни ребенка, это переходный этап, нередко он сопровождается кризисом. Ребенок старается отделиться от взрослых, установить с ними несколько другие, боле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181611-1358422784.jpg)
Консультация для родителей "Как справиться с кризисом ребенка"
Возраст 2-3 лет – достаточно сложный период в жизни ребенка, это переходный этап, нередко он сопровождается кризисом. Ребенок старается отделиться от взрослых, установить с ними несколько другие, боле...
КАК НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет
как надо вести себя родителям в период кризиса 3 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-421487-1395137915.jpg)
Памятка для родителей "Как необходимо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет"
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг...
Тема недели: Безопасность на дороге.Транспорт. Дорога самое опасное место для ребенка. Но если его научить правилам дорожного движения, можно за ребенка быть спокойным.
Тема недели: Безопасность на дороге.Транспорт. Дорога самое опасное место для ребенка. Но если его научить правилам дорожного движения, можно за ребенка быть спокойным....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-710407-1509265169.jpg)
Чек лист самых важных слов для ребенка ребенку
Лишь немногие дети слышат это в своём детстве. Как правило, все происходит ровно наоборот. Сейчас выросло поколение взрослых, которым в детстве не хватало этих слов. И они до сих пор несут в себе груз...