статья "Проблема раннего обучения чтению"
статья на тему

Домбровская Людмила Николаевна

Проблема раннего обучения детей чтению дискутируется на протяжении многих лет. Наш взгляд на систему раннего развития ребёнка, в том числе и обучение чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_rannego_obucheniya_chteniyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад Теремок»  ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова  с. Исаклы

 «Проблема раннего  обучения чтению»

                                                                                                 Подготовил:  

                                                                                                         учитель-логопед

Л.Н. Домбровская

 Известно, что готовность к обучению складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения, а так же специальной готовности. Что касается специального аспекта готовности, то под ним понимается определённый уровень умелости ребёнка в отношении чтения, письма и счёта.

    Проблема раннего обучения детей чтению дискутируется на протяжении многих лет. У раннего обучения чтению есть как сторонники, так и противники даже тогда, когда запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. На наш взгляд, система раннего развития ребёнка, в том числе и обучение чтению может и должна иметь положительный  результат, только  в том случае,  если смотреть на неё как на одно из средств познания мира ребёнком.  Тогда суть вопроса будет не в целесообразности раннего обучения чтению, а  в  том,   как  лучше  это  сделать.

     Многолетний  опыт  работы с детьми многих известных педагогов–практиков подтверждает, что чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе и тем больше положительных эмоций в процессе обучения в первом классе. Многие известные педагоги  считают, что  в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, обучение чтению даёт возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики.  Они приводят такие  аргументы в пользу вышесказанного:

 - буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение;

 - развивается аналитико-синтетическая деятельность;

 - уточняется, обогащается словарь, ребёнок овладевает навыками    словоизменения и словообразования;

 - совершенствуются коммуникативные связи;

 - появляется  уверенность в себе.

    И  всё  же  нельзя  забывать, что процесс  становления   чтения сложен. Огромное значение для овладения  навыками чтения имеет как развитие психических процессов ребёнка, так и  степень сформированности всех сторон речи (произношение, словарь, грамматический строй, звукобуквенный анализ и связная речь).

   Чаще всего при чтении у дошкольников встречаются  ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия, когда ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук.  Особенно это касается детей с речевыми нарушениями.

    При выборе методики обучения чтению детей, имеющих речевые нарушения, необходимо  уточнить, какой тип восприятия  доминирует у ребёнка (аналитический или синтетический).  Так одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально  и только потом выделяют элементы (предложения делят

-2-

на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки.   Итогом работы является звуко-буквенный анализ.

    Таким образом, при обучении грамоте детей, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-синтетический метод и учет индивидуального темпа обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах.

    Работая с дошкольниками,  мы всегда должны помнить, что  обучение  должно проходить в форме игр и интересных заданий, прекращать игру нужно прежде, чем ребёнок устанет от неё.

  Так на занятиях по обучению грамоте сформировать стабильный графический образ буквы  нам помогают такие упражнения, как выкладывание буквы из палочек и  её преобразование. Для развития зрительно-пространственной ориентировки на занятиях проводим сравнение сходных по написанию букв и выделение  общих  элементов, учим видеть разницу в их расположении, что позволит в дальнейшем избежать смешения букв и снизит количество оптических ошибок. Так же считаем, что эффективны такие приёмы, как обведение контура буквы пальцем, приёмы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное   опознание   букв    (дид. игры типа «Чудесный мешочек»).

Во многих логопедических пособиях, которые  используем в работе с дошкольниками,  отмечено, что  дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых, что не нужно задерживаться на чтении слогов, а нужно переходить к чтению односложных слов с закрытым слогом. Это окрыляет детей, вселяет уверенность. Затем можно вводить чтение 2 – 3-сложных слов с прямыми слогами и стечением согласных. На начальных этапах обучения чтению мы используем следующие дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Назови слог», затем учим слоговые таблицы.

  Для преодоления трудностей детей  в делении слов на слоги в логопедических группах мы используем цветовую маркировку слогов, деление на слоги с помощью вертикальных чёрточек, игры «Телеграф», «Помоги Незнайке», преобразование слов путём смены одного слога и многие другие игры.

 Пока дети находятся на слогово-аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного ещё разобщены, мы используем различные игры, которые убеждают ребёнка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. Это такие игры, как «Разведчик», «Следопыт» и другие. Ребёнок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков («На шкафу», «Лежит в ящике» и т.д). Дети читают, выполняют инструкцию и находят сюрприз. По мере овладения качеством чтения текст усложняется.

  При  обучении чтению, особенно на первоначальных этапах, мы используем занимательный букварь Резниченко Т.С., а также  букварь  Жуковой Н.С., в них много иллюстраций, а так же  многоцветный и одноцветный текст, это привлекает  и радует детей.  Поскольку разные дети имеют разные темпы

-3-

обучения чтению (одни дети долго остаются на выборочном прочтении отдельных слогов и слов, другие могут уже перейти к прочтению текстов),  мы всегда  следим за тем, чтобы читаемое было доступно ребёнку.

  Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребёнка уверенность в собственных силах, желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни. Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребёнку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение.  Мы  рекомендуем родителям  использовать приобретённые навыки в чтении следующим  образом: находить знакомых букв в текстах с крупным шрифтом, читать  афиши по дороге домой,  читать заголовков в газетах или детских журналах и т.д.  Работая с детьми логопедических групп нельзя забывать, что  очень важно дозировать объём материала, индивидуализировать темп его подачи, и учитывать произносительные возможности ребёнка.

Используемая  литература:

1.   Справочник логопеда.  //  М.А. Поваляева

2.   Обучение грамоте детей с нарушениями речи. // Е.В. Кузнецова,

      И.А.  Тихонова.

3.  Букварь.  //Н.С. Жукова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее обучение чтению, каприз или дань моде.....???

Первый вопрос, который часто задают родители, это вопрос о возрасте, с которого нужно начинать обучение. Уже давно и ученые и практики, работающие с детьми, пришли к выводу, что качественно мозг...

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению: плюсы и минусы"

Письмо и чтение - сложные процессы, состоящие из нескольких операций. Многие родители очень рано начинают обучать своих детей данным процессам, при этом не учитывая многих факторов. Раннее обучение чт...

Статья. Раннее обучение чтению: за и против.

Краткий теоретический обзор по проблеме раннего обучения чтению....

Статья "Полезно ли раннее обучение чтению"

Психологическая готовность ребенка к обучению чтению...

Статья "Проблемы дистанционного обучения дошкольников"

В статье раскрывается информация, как в нынешней ситуации пандемии на первое место выходит проблема дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Описывается, что это связано не только ...

статья "Игры по обучению чтению"

Приведены примеры игр для обучению чтению...

Консультация для родителей "Проблема раннего обучения чтению"

Нужно и ребенка обучать раннему овладению чтению?...