Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melk._motor._ruk.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 42»
Тема: «Развитие мелкой моторики у
детей раннего возраста»
Воспитатель: Орлова
Содержание
1. Обоснование.
2. Цель задачи, предлагаемый результат.
3. Содержание работы по обозначенной теме.
4. Практическая значимость работы.
5. Заключение.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у
человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так
как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью
тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о
форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой
области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго
до поступления в школу, а именно- с самого раннего возраста.
С 2004 года я работала над развитием мелкой моторики пальцев рук у
детей раннего возраста.
Работая в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 лет до
3 лет, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой
моторики. Для этого имеется определенный набор пособий - шнуровки,
разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал,
материал для изобразительной деятельности. Но наблюдая за действиями
детей, отметила напряженность движений, неточность при выполнении
упражнений.
Проводимая ежегодная диагностика развития мелкой моторики
показывает, что в среднем около 60 % вновь пришедших детей имеют
низкий уровень развития мелкой моторики а, 40 % - средний уровень.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила
провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном
контакте со сменным воспитателем, родителями.
В ходе моей работы четко обозначилась проблема:
необходимости организации целенаправленной систематичной работы по
развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование
разнообразных форм, методов и приемов.
Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей
дальнейшей деятельности:
Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для
детей раннего возраста
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития
мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через
использование разнообразных форм, методов и приемов.
Предполагаемый результат:
I усовершенствована предметно-развивающая среда;
II положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме,
я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития у
детей раннего возраста мелкой моторики пальцев рук.
На основе данной литературы разработала проект по развитию мелкой
моторики, подобрала диагностический инструментарий, систематизировала
игры, дополнила предметно-развивающую группу нестандартным
дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со
стихами, скороговорками, картотеку пальчиковой гимнастики и другое.
Одной из форм работы с детьми являются занятия:
- сюжетные
— индивидуальные
- подгрупповые,
построенные в игровой форме.
Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания
эмоционального подъема, положительных эмоций и радости . Игра в
сочетании с художественным словом, словом с движением, имитаций,
звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр.
Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей
и индивидуально. Проведение игр-занятий способствует развитию мелкой
моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют
сенсомоторные способности детей.
Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим
материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю
помощь, создаю ситуацию успеха.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев
руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш различного типа,
разноцветные счёты, геометрические фигуры, матрёшки, крупная мозаика.
Игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными
наполнителями. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они
приобретают умения действовать на основе различения формы, величины,
цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно
интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на
части и собирать снова. Моя задача — поддержать это стремление,
организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе
предметной деятельности.
Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная
терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств
различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики,
обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-
негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности
детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:
«Водичка», «Наливаем-выливаем», «Угощение для друзей» «Домик для
черепашки».
Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются
пальчиковые игры. В комплексы пальчиковых игр включаются активные
упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость,
повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры проводим во
время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши
овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация
движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ,
языка и т.д.
Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое
сопровождение семейного воспитания. Применение современных
педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет мне
активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и
взаимодоверии. На родительском собрании мы ознакомили родителей с
содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей
раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх
направлениях:
- специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых
ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование моторики в специально созданных ситуациях с
использованием настольных и пальчиковых игр.
Родители являются первыми помощниками. В центр «Песка и воды»
приобрели наборы для игр с песком и водой, участвовали в оформлении
предметно-развивающей среды группы, а именно в изготовлении
нестандартного дидактического материала и пособий.
Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная
совместная деятельность, где родители являются участниками
образовательного процесса. Участвуя в проекте «Умелые ручки», цель
которого направлена на создание условий для развития мелкой моторики
пальцев рук у детей, родители изготовили игры с использованием пуговиц,
стимулирующие ручную и пальцевую координацию.
Мною искались и внедрялись разнообразные нетрадиционные формы
работы с родителями , нацеленные на решение данной проблемы.
К нетрадиционным формам взаимодействия могу отнести такие:
- совместное проведение занятий (визиты в группу);
- практикум по организации игр с детьми в домашних условиях,
способствующих развитию мелкой моторики;
— тематические консультации, папки-передвижки;
- выпуск памяток, информационных листков.
Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики
малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов:
восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие
речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и
профессионализм педагога, постоянная работа под повышением своей
профессиональной компетентности. В этом мне помогают:
- участие в методических мероприятиях детского сада;
- обобщение опыта работы на педагогических чтениях в детском саду;
- участие в группе профессионального общения воспитателей групп раннего
возраста;
- самообразование.
Я проектирую рост профессионализма через программу саморазвития,
ежегодно мною составляются планы по самообразованию. За эти годы
наблюдается рост моих теоретических знаний и практических умений в
области развития детей раннего возраста, и в частности развития мелкой
моторики.
Такой контакт со всеми субъектами образовательного сообщества
повлияли на рост моей коммуникабельности, рост творческого потенциала и
профессионализма.
Таким образом, понимая значимость моей цели, системность,
последовательность в работе, созданные мною педагогические условия,
использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же
рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала,
способствуют реализации права детей на доступное, качественное
образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста(1-3лет)
консультация для родителей...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...
Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...