Содержание уголков экспериментальной деятельности.
консультация на тему
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_konsultatsiya.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Содержание уголков экспериментальной деятельности».
«Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить во-
просы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто
такой школы не прошёл».
К.Е.Тимирязев.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Дошкольники – прирождённые исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию (область познание). Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и «киндер – сюрпризы».
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы « Как?», «Почему?». Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму».
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст:
Компонент дидактический.
Компонент оборудования.
Компонент стимулирующий.
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны,лета, осени), «Ткани»;
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- "бросовый материал": верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- семена бобов, фасоли, гороха.
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделённые определёнными чертами («Почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены
Средний дошкольный возраст:
Компонент дидактический.
Компонент оборудования.
Компонент стимулирующий.
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны,лета, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- мини-музей (тематика различна, например «Камни», «Чудеса из стекла» и др.)
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Простейшие приборы и приспособления:
- лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- «бросовый материал»: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
- персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены
Старший дошкольный возраст:
Компонент дидактический.
Компонент оборудования.
Компонент стимулирующий.
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции.
- мини-музей (тематика различна, например, "Часы бывают разные:", "Изделия из камня").
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки;
- половинки мыльниц, формы для льда;
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
- мини-стенд «О чём хочу узнать завтра»;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
- персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ».
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследоват...
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Содержание уголка экспериментальной деятельности в старшей группе.
Содержание уголка экспериментальной деятельности....
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...
«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «...
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности.
В данной статье говорится об организации и проведении экспериментов с дошкольниками. Приведено более точное содержание уголков экспериментальной деятельности....