Проблема жизни в философии
статья на тему

Макина Мария Алексеевна

Введение                                                                                             3

1.Смысл жизни, как философская проблема                         4

2.Философские течение о смысле жизни                                5

Заключение                                                                                         7

    Список используемой литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Философия15.1 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Введение                                                                                 3

  1. Смысл жизни, как философская проблема                        4
  2. Философские течение о смысле жизни                                5

Заключение                                                                                7

    Список используемой литературы                                                8

Введение

         Актуальность темы заключается в том, что издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесло связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры – с призывом к самопознанию.

        Проблема жизни в философии долгое время не являлась центральной. Речь идет о постановке проблемы в чистом виде, то есть философском осмыслении собственно понятия жизнь и всего, что напрямую связано именно с жизнью, живым; можно сказать и так: философия на удивление редко задавала вопрос: «Что такое жизнь?», предпочитая размышлять о вариациях на тему жизни: смысл жизни, происхождение жизни, жизнь и смерть, жизнь и бессмертие и тому подобное. Для большинства философов прошлого такая постановка вопроса казалась естественной. Схема была достаточно стандартной, если можно применить слово «стандарт» к истории человеческой мысли: тот или иной мыслитель задумывался о проблеме жизни и почти сразу же переходил к рассмотрению проблем смерти либо бессмертия, а то и смысла жизни.

        Проблема жизни (живого) в философии и проблема поисков смысла жизни, установка цели существования должны различаться между собой. Отличие в нюансах, но это отличие есть.

        Цель данной работы – исследовать проблемы жизни в философии.

        Задача заключается в следующем:

- изучить смысл жизни, как философскую проблему;

- раскрыть философские течения о смысле жизни.

        Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

  1. Смысл жизни как философская проблема

         Смысл жизни, смысл бытия – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человека, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.*

        Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чем состоят жизненные ценности?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового), «Зачем (для чего) жить?».

        Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чем состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

        Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл жизни в достижении счастья, благополучия; во враждебной среде  существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.**

_________________

* Спиркин А.Г. Философия – М.: Юрайт, 2012. – 832с.

** Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2012. – 592с.

  1. Философские течения о смысле жизни

         Философия жизни – философское течение конца 19– начало 20 веков.

        Жизнь – то, что возникает естественно, бытие – то, что возникает искусственно. Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества.

        Многие философы в разные времена рассуждали о смысле жизни:***

- в первом вере до нашей эры буддийское Хайннаяма утверждает, что человек должен спасти себя сам. Смысл жизни – попасть в Рай, избежать ада; Киренаики.

- Благо человека – это его наслаждение. В этом и смысл, и цель жизни Основатель этой ветви Гедонип ( 7 век до н.э.);

- в 4-3 веке до н.э. Китай – Даосизм.  Дао Цзы – уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности;

- древнегреческий философ Сократ считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности;

- в 13 вере в Европе Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой формы, кроме одной лишь мыслительной души;

- итальянец 16 века Макеавелии считал, что желания человека ненасытна, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого;

- в России во второй половине 19 века возникает русский космизм. Философы И.Кириевский, В.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский. Человек – основная часть Природы и рассматривать их надо в единстве, человеческий Разум ответственен перед природой.

        Програтизм – Смысл жизни – достижение успеха (Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джеймс). Экзистенциализм (философия существования) – возникла в конце первой мировой войны, основатели: Шестов, Бердяев. Затем в Германии ( Хайдеггер, Ясперс) после второй мировой войны во Франции (Камю, Сартр).

_________________________________

***Ильин В.В., Лебедев С.А. Философия – М.: Эксмо, 2011. – 336с.

        Экзистенциализм религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр) смысл бытия – Бог; атеистический: жизнь в целом абсурдна (смысла нет), только человек может определять свою жизнь, если человек не свободен – он не личность.

Заключение

         Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии.

        Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

        Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержания массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

        Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни – основное назначение человеческой жизни.

        Великие философы : Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмыслена) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

        Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку.

        В данный момент наука в состоянии ответить, с определенной доле вероятности, на конкретные вопросы, типа «Как именно…?», «При каких условиях..?», «Что будет, если…?». В то же время вопросы типа «В чем (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии.

Список используемой литературы

  1. Алексеев П..В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2012. – 592с.
  2. Батурин В.К. Философия науки – М.: Юнити-Дана, 2012. – 304с.
  3. Ильин В.В., Лебедев С.А. Философия – М.:Эксмо, 2011. – 336с.
  4. Садохин А.П. Концепции современного естествознания – М.:Омега-Л, 2012. – 240с.
  5. Спиркин А.Г. Философия – М.:Юрайт, 2012, 832с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника...

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях

Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, з...

Семинар-практикум. Проблема патриотического воспитание в трудах известных философов и педагогов.

ВВЕДЕНИЕ        Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том...

Моё ЭССЕ на тему «Моя здоровье сберегающая педагогическая философия» «Режим дня в жизни дошкольника»

В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь....


 

Комментарии

Королева Нина Борисовна

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. СПАСИБО ЗА ИНФОРМАЦИЮ.