Проект предметно-развивающего пространства группы «Островок настроения»
проект (подготовительная группа) на тему

Цель проекта: создать условия в среде группы,обеспечивающие гармоничное развитие личности ребёнка, его эмоциональный комфорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "остров настроения"48.3 КБ

Предварительный просмотр:

Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённых эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть  взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения… Страшная и мрачная картина.

                                         Анохин П. К., отечественный физиолог

Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее в направлении их должно видеть главную задачу.

                Выготский Л. С., педагог, учёный

Проект предметно-развивающего пространства группы «Островок настроения»

        Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом формированию «умных» эмоций, коррекции недостатков эмоциональной сферы ребёнка уделялось недостаточное внимание.

        Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов рисуют нам отнють не благополучный портрет современного дошкольника. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И. в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных ребят. Согласно недавно проведённому исследованию, у 35 % дошкольников был диагностирован средний и высокий уровень тревожности. Сотрудники детских садов обращают внимание на то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие превращаются в холодных, «чёрствых» существ, которые не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения. Например, при диагностике умения понимать эмоциональное состояние другого человека было установлено, что половина ребят (50 %) затрудняются в определении грусти, только 7 % старших дошкольников правильно воспринимают испуг и лишь 6 % - удивление.  

        Учитывая вышеизложенное, работа по развитию эмоциональной сферы ребят представляется нам чрезвычайно актуальной. Уже четвёртый год педагогический коллектив ГБОУ СОШ №:668 ДО №1485 использует в своей профессиональной деятельности программу социально – эмоционального развития «Я – Ты – Мы». Воспитатели проводят систематические занятия, узкие специалисты успешно интегрируют содержание занятий с изобразительной, театрализованной деятельностью, физическим воспитанием. К работе по профилактике психологического неблагополучия подключены и родители дошкольников. Однако, перечисленных мероприятий, на наш взгляд, недостаточно для высокой эффективности образовательного процесса и успешной реализации целей и задач программы по социально – эмоциональному развитию.

        Мы пришли к выводу, что закрепление и отработка полученных на занятиях знаний и умений об эмоциональных проявлениях человека, способах расслабления, успокоения, решения конфликтны ситуаций, личных проблем невозможно без создания специальной предметно-развивающей среды в группах детского сада. Причём традиционно существующие центры воды и песка, уголки уединения не совсем удовлетворяют нашим потребностям в развитии и воспитании ребят.

        Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии, в тоже время, предметно – развивающая среда, действующая в ДОУ, в полной мере не способствует улучшению психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию проекта предметно-развивающего пространства группы «Островок настроения».

Цель проекта: создать условия в среде группы, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребёнка, его эмоциональный комфорт.

К гармоничному развитию личности мы будем приближаться, решая следующие задачи:

1. изготовить оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей; дизайнерское оформление части предметно – развивающего пространства группы;

2. учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника по выражению его лица, положению тела, жестам, интонации;

3. расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие);

4. развивать эмпатию (способность к сопереживанию);

5. помогать детям отреагировать имеющиеся у них неуверенность, агрессивность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности; способствовать формированию адекватной самооценки;

6. знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции;

7. формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, самостоятельно урегулировать конфликтные ситуации.

Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, их родители и другие члены семьи.

Характеристика проекта: по доминирующему виду деятельности – творческий (или игровой), по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир, семейные отношения, по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник, по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьёй, по количеству участников – групповой, по продолжительности – долгосрочный.

Финансово – экономическое обоснование проекта представлено в приложении 1.

Этапы проектирования

1. Подготовительный этап состоит из нескольких частей: диагностика участников проекта, сбор информации и изучение материалов по исследуемому вопросу, начальная просветительская работа с родителями, создание  и подбор оборудования для уголка, дизайнерское оформление помещения.

        Диагностическая часть:

диагностика ребят,

анкетирование родителей,

♦ опрос воспитателей.

        Теоретическая часть:

♦ изучение материалов по вопросам создания предметно-развивающей среды в ДОУ, решающей проблемы эмоционального развития детей;

♦ просветительская работа с родителями;

♦ создание пособий, игр, настенных панно, а также подбор материалов, оборудования для работы в уголке «Островок настроения».

2. Основной этап – работа в течение учебного года в созданном уголке с использованием игр, пособий, планшетов и других методов (смотри приложение 2).

3. Заключительный этап предполагает подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов.

Со стороны педагогического коллектива (авторов проекта) предполагается повторная диагностика ребят, занимавшихся в уголке «Островок настроения», их родителей, которая будет демонстрировать результаты проделанной работы.

Со стороны детей и членов их семей (участников проекта) логическим итогом всех мероприятий, связанных с «Островком настроений», будет развлечение «В гостях у Снежной королевы». Мы планируем, что принимая в нём участие, ребята продемонстрируют приобретённые знания о человеческих эмоциях, умения справляться со своим плохим настроением, тревогой, страхами и сформированные навыки бесконфликтного взаимодействия и т. д..

        Рассмотрим подготовительный этап реализации проекта подробнее.

        В начале учебного года (сентябрь) будет проведена диагностика личностного  и эмоционального развития дошкольников с использованием следующих методик:

1. «Дом.  Дерево. Человек» (исследование таких составляющих личности как самооценка, уровень притязаний, степень тревожности, агрессивности, общительности; Дж. Бук).

2. «Рисунок семьи» (исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений; Р. Бернс, С. Кауфман).

3. «Пиктограмма» (изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; автор Н. Минаева).

4. «Скажи выразительно» (изучение выразительности речи детей; автор Н. Минаева).

5. «Покажи эмоцию» (изучение выразительности мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; Н. Минаева).

6. «Социометрия» (определение статуса ребёнка в группе; автор Д. Морено).

7. «Страхи в домиках» (определение количества страхов у ребёнка, их видов; автор А. И. Захаров).

8. «Тест тревожности» (выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния, авторы Темпл, Дорки, Амен).

         Родители и воспитатели, в чьих группах будет реализовываться проект, заполнят анкеты и опросники, позволяющие оценить степень эмоционального неблагополучия детей, выявить возможные особенности или нарушения в личности дошкольников, их семейных, деловых отношениях.

        Полученная информация будет использоваться при составлении        плана занятий на «Островке настроения», корректировки их содержания, интенсивности. Сопоставление  первичных результатов с данными повторной диагностики ребят, анкетирования родителей позволит педагогическому коллективу сделать выводы об эффективности проектной деятельности.

Несколько слов о роли, которую играют родители, при подготовке и реализации нашего проекта.

Мы полностью согласны с утверждением О. Л. Князевой, автором парциальной программы «Я – Ты – Мы», о том, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания в детском саду и семье является непременным условием становления эмоционально зрелой, гармоничной личности. Учитывая вышесказанное, мы планируем постоянно включать взрослых членов семьи в работу по эмоциональному развитию их детей. Родителям вполне по силам выполнять со своими отпрысками небольшие домашние задания, проводить беседы, мини-занятия, игры, в процессе которых будут закрепляться знания ребят об эмоциях человека, их проявлениях, способах преодоления страха, гнева, конфликтных ситуаций и т.д.

На одной из первых встреч, посвященных реализации проекта «Островок настроения», взрослые познакомятся с целями и задачами планируемой деятельности, будет проведена часть диагностической работы. Впоследствии, в рамках основного этапа проекта для теоретической и практической подготовки родителей состоятся консультации и занятия по следующим темам:

♦ «Эмоциональное развитие дошкольника»;

♦ «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке»;

♦ «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения»;

♦ «Куклотерапия в семейном кругу»;

♦ «Жила – была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как один из методов коррекции эмоционального неблагополучия) и т.д.

Постоянный интерес взрослых к работе в «Островке настроения», желание внести свою лепту в эмоциональное развитие дошкольников мы планируем поддерживать таким образом. В группе, на базе которой будет осуществляться проектная деятельность, станут постоянными выставки детских работ, своевременно обновляющаяся информация в «Уголке для родителей», просмотр тематических видеофильмов, обсуждение аудиозаписей детских высказываний, фоторепортажи занятий и  т. д..

В ходе заключительного этапа проекта обязательно проведение повторной диагностики, в процессе которой взрослые оценят изменения, произошедшие в их детях. Также родители получат возможность увидеть реальные успехи ребят на пути становления  и развития их личности, посетив итоговое развлечение «В гостях у Снежной королевы».

        В процессе подготовительного этапа проекта «Островок настроения» необходимо подобрать следующее оборудование:

1. Магнитофон.

2. Аудиозаписи с фонограммами музыкальных произведений для звукового сопровождения занятий, а также медитации, релаксации (звуки леса, шум моря, дождя, водопада и т. д.).

3. Небольшие зеркала с безопасными краями по числу детей в группе.

5. Альбомы для рисования, фломастеры, краски, клей, ножницы.

6. Детский грим, маски, костюмы для превращения и проигрывания страшных, злых и тому подобных персонажей.

7. Старые журналы – для вырезания лиц, картинок необходимых для создания коллажей, галерей и других видов работы.

        8. Репродукции картин – шедевров мировой художественной культуры.

Реализация проекта невозможна без создания настенных панно, стендов, пособий, преобразующих среду группы, способствующих гармонизации личности ребёнка в целом и решающих задачи её социального, эмоционального, нравственного развития в частности. Рассмотрим их детально.

1. Панно «Веер настроения».

        Наш «Веер настроения» разделён на пять секторов, каждый из которых соответствует следующим эмоциональным состояниям: 1) счастье – восторг – отличное настроение, 2) радость – веселье, 3) спокойствие – «не радостно и не грустно», 4) грусть – печаль, 5) «у меня горе» - «мне очень грустно, могу расплакаться».  Все части панно украшены красочными рисунками или фотографиями уголков природы, погодных явлений. Необходимо так подобрать иллюстрации, чтобы они ассоциировались у детей с описанными  выше эмоциями и настроением.

        В месте соединения каждый сектор имеет свой цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный) для облегчения заполнения детьми страничек  календаря настроения в своих «Книжках про меня».

        На ножке веера сделан карман, где хранятся фотографии ребят, а на верхней его части «сидят» декоративные прищепки, с помощью которых эти фотографии крепятся к сектору с определённым эмоциональным состоянием.

        Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением ребята приходят в сад, или в течение дня, что даёт возможность отследить комфортность режимных моментов, выделить тех детей, кому нужна эмоциональная поддержка. Кроме предоставления педагогу диагностической информации о воспитанниках, работа с данным пособием способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, эмпатии, формирует у них уважительное и внимательное отношение к сверстникам.

2. Пособие «Фонтан наших успехов».

        Данное пособие представляет собой уменьшенный макет многоуровнего фонтана. Его круглое основание и бортики вырезаются из оргалита или другого плотного материала, отделываются тканью, бумагой. В центре круга крепятся куски проволоки разной длины, которые играют роль струек фонтана, поэтому им придаётся соответствующий наклон. Струя каждого уровня «окрашивается» в определённый цвет с помощью разноцветных чехольчиков, сшитых из ткани или связанных из шерстяных ниток, и заканчивается капелькой, на которую крепится фотография ребёнка. Число капелек должно равняться или быть большим, чем количество ребят в группе. Усилить декоративный эффект пособия можно, заполнив пространство между бортиками разноцветными камешками для аквариумов, бусинами.

        В конце недели дошкольники в процессе совместного обсуждения определяют положение каждого члена группы на капельках «Фонтана». При этом учитываются количество добрых дел и поступков, совершенных ребёнком за неделю (смотри «Шкатулку добрых дел»), проверяется наполненность его «Ромашки достижений», вспоминаются успехи, которые не были вписаны или отмечены. Также при подведении недельного итога социальной, творческой и учебной деятельности, нам кажется целесообразным, брать во внимание и отрицательное поведение детей. Чем больше хорошего и меньше плохого обнаруживается, тем выше место ребёнка на «Фонтане наших успехов». Согласно принципу психологического благополучия, на верхнем уровне фонтана должен побывать каждый воспитанник группы.

        Такая форма работы, на наш взгляд, развивает у дошкольников способность к самопознанию, формирует адекватную самооценку, умение отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации. Кроме того, желание оказаться на вершине «Фонтана наших успехов» мотивирует ребёнка на положительное поведение, совершение нравственных поступков.

        На один – два дня описываемое пособие выставляется в помещении раздевалки. Родители получают повод поговорить со своим отпрыском, возможность поразмышлять над его успехами или неудачами.

3. Пособие «Зонтик предсказаний».

        Модель звёздного неба мы предполагаем сделать из обычного мужского зонта, который украсим аппликациями знаков зодиака. На блестящих шнурках или ленточках будут закреплены тексты – предсказания на месяц, предварительно адаптированные для детского возраста. Каждый ребёнок сможет узнать, что ему необходимо сделать в этом месяце, на какие моменты обратить своё внимание, когда быть острожным.

        Работа с «Зонтиком предсказаний», на наш взгляд, приведёт к сплочению детского коллектива. У ребят появится больше поводов для разговоров, совместных дел, объединений по группам, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков, профилактике дезадаптации.

        Также это пособие неразрывно связано с чтением  и творческой переработкой историй из цикла «Сказки звёздной страны Зодиакалии». Одна из основных идей программы – передать ребёнку знания о его высоком предназначении посредством раскрытия  базового принципа его зодиакального знака, раскрытие изначального потенциала личности, её самооценки. Кроме того, знакомство с медитативными сказками  будет способствовать стабилизации психических процессов, успокоению, расслаблению, энергетической «подзарядке» детей.

4. Стенд «Главный на острове».

Эту составляющую предметно – развивающей среды группы мы планируем выполнить из аракала или другого яркого, клеящегося материала. Из бумаги будут вырезаны и прикреплены к стене группового помещения детали корабля, среди которых главная смысловая нагрузка возлагается на разноцветные паруса. Каждый парус – отдельная рубрика.

Стенд может быть создан усилиями педагогов либо совместно с детьми. Его изготовление, а также предварительное обсуждение количества рубрик, их содержания (например, «Я мечтаю…», «Я умею…», «Мои друзья», «Я хочу пожелать …», «Когда буду взрослым…» и т. д.) и расположения хорошо впишется в одно из занятий на «Островке настроения».

В течение недели информация на стенде будет посвящена одному ребёнку. Таким образом, каждый воспитанник получит возможность оказаться в центре внимания окружающих, о его достижениях, привычках, вкусах узнают все дети группы. Это будет положительным образом сказываться на самооценке ребёнка, повышать уверенность в собственных силах, уменьшать проявления тревожности.

5. «Ромашка достижений».

        Это изделие, вырезанное из цветного картона, можно закрепить в раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка. В центре цветка – фотография ребёнка, а на лепестках – информация о результатах воспитанника, которыми он гордится.

        В старшей и подготовительной группе заполнение цветиков – семицветиков  осуществляется педагогами со слов детей или поручается самим дошкольникам. По нашему мнению, такая форма работы способствует установлению контактов между ребятами, так как те из них, которые ещё не умеют читать или писать, скорее всего, будут обращаться за помощью к товарищам. Помимо этого, использование «Ромашки достижений» в педагогической деятельности, безусловно, поднимает самооценку ребёнка, развивает его способность к анализу и оценке своих поступков, самосознанию.

6. «Шкатулка добрых дел».

        Взрослым (воспитателям или родителям) необходимо сделать одинаковые «шкатулки» по числу детей в группе, отличающиеся друг от друга только фотографиями (или значками) ребят на верхней крышке.

        Содержание работы с этими предметами следующее. На одном из начальных занятий, предусмотренных проектом, педагог дарит каждому члену группы «шкатулку добрых дел». В ней будут «храниться» добрые дела и хорошие поступки, которые ребята будут отмечать фишками, складывая их в шкатулку в течение недели. Каждую пятницу детский коллектив совместно с педагогом подводит итог, подсчитывая количество фишек в шкатулках. Лучшие получают призы и сувениры. Также результаты подсчёта будут отражаться на положении ребёнка на капельках «Фонтана наших успехов».

        Мы предполагаем, что воспитательная работа с использованием «Шкатулки добрых дел»  окажет положительное влияние на формирование  у детей самосознания, чуткого, доброжелательного отношения к товарищам, умения оценивать свои и чужие поступки с точки зрения морали.

7. Коллективная творческая работа «Карусель желаний».

        Данное пособие представляет собой уменьшенный макет детской карусели с несколькими зонтиками. Воспитатель подготавливает материал для устойчивого основания и цилиндрической сердцевины изделия. Из ватмана вырезаются круги диаметром 20 и более сантиметров, которые делятся на сектора по числу детей в группе. Для индивидуальной работы каждый ребёнок получает по сектору, его необходимо согнуть и на одной из получившихся половинок нарисовать материальное воплощение своего желания или ассоциацию с ним. Вторую часть воспитанники закрашивают каким-либо цветом, а педагог впоследствии вписывает сюда словесную формулировку мечты и имя её автора. Затем разноцветные сектора соединяются друг с другом при помощи клея или скотча и крепятся вокруг цилиндрического центра.

Мероприятие по изготовлению «Карусели желаний» может проводиться несколько раз в год с целью формирования адекватного образа «Я»,  осознания своих вкусов, предпочтений, места в социуме. Подобная совместная деятельность, на наш взгляд, положительно скажется на самооценке ребёнка, взаимоотношениях в детском коллективе.

        В течение некоторого времени «Карусель желаний» будет украшать коридор группы. Родители получат возможность узнать много нового и интересного о своём отпрыске, его мечтах и потребностях.

8.  Альбом «Книжка про меня».

 Данное пособие представляет собой толстый альбом, в котором ребёнок постепенно заполняет разные странички, используя при этом фотографии, свои рисунки, аппликации и т.д.. Листы могут оформляться под разные темы, например, «Мои друзья», «Праздники», «Удивительная страница».

Совместную работу над «Книжкой» рекомендуют проводить еженедельно. Дети проявляют собственную фантазию, инициативу в иллюстрации альбома. Задача воспитателя – записать рассказ ребёнка, посвященный каждой страничке, помогая ему в случае необходимости вопросами. Если есть желание, то дошкольники могут трудиться над «Книжкой про меня» и дома при поддержке родителей.

Создание альбома облегчает решение таких проблем в развитии детей как неадекватная самооценка, несформированность образа «Я», отсутствие психологической компетентности. Обсуждение страниц «Книжки» в кругу коллектива группы помогает налаживать отношения со сверстниками, закреплять навыки общения.

На «Островке настроения» мы предполагаем выделить отдельную полку для удобного хранения и быстрого доступа к «Книжкам про меня».

        Познакомимся со специальными играми, игрушками, приспособлениями, подготовленными для работы на «Островке настроения»:

1. Диванчик примирения.

Это изобретение представляет собой скамейку, отделанную мягкими поролоновыми накладками. Поролон вырезается по размеру сидения и спинки, «одевается» в цветные чехлы и снабжается по краям завязками (по типу бампера в детских кроватках), с помощью которых и крепится к деревянному основанию лавки.

Предполагается, что к этому месту будут приходить ребята, которым необходимо помириться, поговорить, выяснить разногласия.

2. «Мирилка».

        Описываемое методическое пособие учит детей устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками на основе уважения, сотрудничества, способствует социальной и нравственной компетентности дошкольников.

        «Мирилка» - вязанная мягкая полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух весёлых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушке в виде перчатки. Если дети не находят в чём-то согласия, «Мирилка» приходит на помощь. Ребята кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись!».

3. Подушка – подружка и подушка – дружок.

        Утром дети приходят в детский сад. Мальчикам и девочкам не очень хочется расставаться с мамами и папами. Иногда дети даже плачут. В таком случае очень хорошо может успокоить ребёнка «подушка – подружка» или «подружка – дружок».

        Подушка будет выполнена из мягкого, тёплого, приятного материала. На лицевой стороне мы сделаем объёмную аппликацию куклы – мальчика или девочки. Педагог может озвучить мысленное послание от лица куклы «Не плач, малыш, выбери себе подушку, обними её и тебе станет легче».

4. Боксёрская груша и перчатки.

5. Резиновые молотки.

        6. Подушка для битья.

7. Легкие поролоновые, мягкие мячи.

8. Старые газеты.

        Перечисленные приспособления и материалы помогут дошкольникам справляться со своей физической агрессией, выплёскивать её в приемлемое русло. Подушка, которую можно пинать, лёгкие мячи, которые ребята могут швырять в мишень, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу, газеты, которые можно рвать, комкать и швырять, не боясь что-либо разбить или разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.

        Очевидно, что боксёрская груша и перчатки несколько выбиваются из атмосферы уюта, теплоты и радости, которой будет наполнен наш «Островок настроения». Мы решили поместить этот спортивный снаряд в уголок физкультуры и спорта. Помимо его прямого назначения, детям обязательно будет рассказано о том, что с помощью боксёрской груши можно управлять своими отрицательными эмоциями, избавляться от гнева, злости,  нанося по ней сильные удары руками и даже ногами.

        9. Игра «Ласковые лапки».

        Цель игры: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребёнком и взрослым.

        Взрослый подбирает 6 – 7 предметов различной фактуры: кусочек меха, стеклянный флакон, бусы, вату, кисочку… Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

        10. Книга – свиток.

Эта книга изготавливается дома совместно с родителями и представляет собой длинный (1 – 2 метра) рулон бумаги шириной примерно 20 – 30 см. Сюжет книги-самоделки, как правило, выбирается в зависимости от сложностей и проблем, имеющихся в поведении ребёнка: конфликты со сверстниками, неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие друзей, подверженность тревожным состояниям и т. д.. Взрослый и ребёнок с помощью картинок описывают существующие сложности и способы их решения. Книги получают соответствующие названия: «Как Саша дружить научился», «Прогони свой страх», «Ой, боюсь, боюсь, боюсь…» и после неоднократного прочтения оптимизируют состояние ребёнка, сглаживают его трудности.

Используя книги – свитки ребят группы, можно организовывать просмотр видеофильмов. Для этого необходимо создать ещё две детали: видеомагнитофон и видеокассета. Видеомагнитофон можно сделать из картонной коробки, вырезав на передней стенке прямоугольник и нарисовав кнопки управления (их можно приклеить, использовав пробки от пластиковых бутылок).

В качестве видеокассеты будут выступать книги – свитки, к концам которых крепятся палочки из плотного материала (например, трубки от факс-бумаги). «Сюжет» фильма разворачивается перед ребятами по мере перематывания рулона бумаги с иллюстрациями с одной палочки на другую.

Мы предполагаем, что подобные просмотры станут очень популярными у детей группы, будут создавать положительную, доверительную атмосферу, способствовать сплочению детского коллектива, налаживанию контактов со сверстниками.

11. «Мешочек для криков».

        Это изделие можно выполнить из любой ткани, но обязательно сделать его стилизированным под своё название: «украсить» открытыми ртами, аппликациями, символизирующими громкие звуки, злость, недовольство. Оно поможет детям доступным способом выразить гнев, негативные эмоции, а воспитателю – беспрепятственно провести занятие. В течение дня или перед началом учебной деятельности каждый желающий ребёнок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него, сказать что-то плохое, поругаться. Таким образом, он «избавляется» от своих отрицательных переживаний на некоторое время. После занятия, например, дети могут «забрать» свой крик обратно. Как показывает практика, обычно содержимое «мешочка» со смехом оставляют педагогу на память.

Настольно-печатные игры, используемые в рамках занятий на «Островке настроения», знакомят дошкольников с основными эмоциональными состояниями человека, позволяют расширить представление детей об эмоциях, предлагая сравнивать их, научить различать эмоции по художественным рисункам, соотносить настроение с цветом, картинами природы, одеждой.

Много игр посвящено формированию умения соотносить схематическое и реальное изображение эмоции. Помимо своего прямого назначения описываемые методические пособия, демонстрационный материал способствуют развитию воображения, уверенности в себе, расширению словарного запаса для выражения эмоций, дружеских чувств.

Мы планируем включать данные настольно-печатные игры практически в каждое занятие на «Островке настроения»:

1. «Зоопарк настроений».

2. «Калейдоскоп эмоций».

3. «Ребята с нашего двора».        

4. «Найди друзей».

5. Пособие «Наши чувства и эмоции».

6. «Домик настроений».

7. «Эмоции и настроения».                

8. «Собери настроение» или «Фоторобот».

9. «Кубики эмоций».

10. «Коврик эмоций».

11. «Путешествие по стране Настроений».

12. «В мире сказок».

13. «Подбери нужное».

Приложение 1. Перспективный план работы на основном этапе реализации проекта

Октябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики.

Занятие 2. Знакомство с зонтиком предсказаний, гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о созвездиях».

Занятие 3. Создание первой странички в «Книжке про меня»: «Это я».

1.Консультация с участием психолога по результатам диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Волшебные средства понимания: интонация.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»).

Занятие 3.  Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя семья».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен».

Занятие 3. Коллективная творческая работа по изготовлению  «Карусели желаний».

Занятие 4.  Создание «Книжки про меня»: страничка «Дом, в котором я живу».

Неделя 4

Занятие 1. Расширяем представление детей о радости.

Занятие 2.  Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои друзья».

Ноябрь

                        

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Продолжаем знакомство с чувством радости, переживание радостных эмоций.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появился второй житель – Телец».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Календарь эмоций».

1.Консультация  с элементами тренинга по теме «Эмоциональный мир дошкольника».

2. Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Закрепление и обобщение знаний об эмоции радости.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией страха.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появилось созвездие Близнецов».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «День рождения».

Неделя 4

Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Был я маленьким когда-то…»

Декабрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как   возникло созвездие Рака».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Я боюсь! Мои страхи днём и ночью».

Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения».

2. Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются, когда…».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком – рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию.

Неделя 2

Занятие 1. Знакомство с эмоцией грусти.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мой рост и вес».

Неделя 3

Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как на небе появилось созвездие Льва».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не подходи ко мне, я обиделся!».

Неделя 4

Занятие 1. Знакомство с эмоцией гнева.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя мечта».

Январь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 3.

Занятие 1. Расширяем представление детей об эмоции гнева.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я сержусь! Мой гнев».

1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 4.

Занятие 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций».

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои достижения».

Февраль

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев).

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появилось созвездие Весов».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Праздники».

1. Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные дети» (дать представления  о влиянии эмоциональных состояний родителей на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной релаксации).

2. Консультация «Книжки – помощницы».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Изготовление книг – свитков для решения личностных проблем ребёнка.

Неделя 2

Занятие 1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях радости, грусти, страха и гнева.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна Софья»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои любимые игрушки».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией удивления.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я удивляюсь».

Неделя 4

Занятие 1. Знакомство с чувством стыда, вины.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Поступок, о котором я сожалею».

Март

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Знакомство с чувством отвращения.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои выходные».

1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны Зодиакалии.

2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у детей).

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Рассказ историй, сочинённых родителями для ребёнка.

Неделя 2

Занятие 1. Знакомство с чувством робости.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Н.  Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое животное».

Неделя 3

Занятие 1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими действиями).

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как появилось в  Зодиакалии созвездие Козерога».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое время года».

Неделя 4

Неделя 4.

Занятие 1. Повторение и закрепление знаний об изученных эмоциях.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Вкуснее нет на свете…».

Апрель

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

 Занятие 1. Развитие представлений дружбе.

Занятие 2.        Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Водолея».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка опасностей «Я растерялся! Я справился!».

1. Просмотр и обсуждение видеофильма  «Любимые мультфильмы наших детей: вред или польза».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Формирование представлений о том, что важно в дружеских отношениях.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с персиками»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Добрые дела».

Неделя 3

Занятие 1. «Что такое одиночество и почему плохо быть одному».

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб».

Занятие 3. «Мой детский сад».

Неделя 4

Занятие 1. «Портрет друга».

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Любимый педагог».

Май

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя  1

Занятие 1. «Ссора» (способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и путей его разрешения).

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны Зодиакалии».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Планы на будущее».

1. Выставка творческих работ, созданных в процессе занятий на «Островке настроения».

2. Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов.

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Развитие добрых, тёплых отношений между ребятами, способствовать сплочению детского коллектива.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»).

Неделя 3

Занятие 1. Повторение и закрепление знаний о навыках дружного, бесконфликтного взаимодействия.

Занятие 2. Медитация «Путешествие на голубую планету».

Неделя 4

Занятие 1. Коллективная творческая работа по изготовлению  «Карусели желаний»; сравнение с первой работой.

Мероприятие – развлечение под названием «В гостях у Снежной королевы», подводящее итог всей работе на «Островке настроения» и наглядно демонстрирующее родителям успехи ребят на пути становления и развития их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе"

Организация "Центра литературного чтения" в группе...

Презентация проекта "Предметно- развивающая среда" в группе "Пчелка

Ребенок – это центральная фигура образования, его объект и субъект. Именно для ребенка и ради него существуют детские сады. На него направлены усилия и надежды педагогов и родителей. ...

Дизайн предметно – развивающей среды пространства ДОУ

Ребёнок с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В дошкольном возрасте вся  деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности- познанию окружающего мира и себя в нём. Поэтому...

Консультация для воспитателей "О влиянии предметно-развивающего игрового пространства на развитие ребёнка"

Консультация для воспитателей о том, как создать предметно-развивающую среду в группе....

ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ГРУППЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЁТОМ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Проект «Предметно-развивающая среда в группе как средство гендерного воспитания детей 6-7 лет»

Предметно-развивающая среда, как известно,  - эффективное средство формирования личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Эта среда не только обеспечивает разные в...