ТРЕНИНГ для педагогов Тема: «Ребенок в семье»
методическая разработка на тему
Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»
Правила проведения «мозгового штурма»:
- участвуют все
- все высказываются и все слушают
- все имеют равные права
- все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций
- высказанные мысли и предложения не критикуются.
Если у кого-то из участников будут дополнения, они также вписываются в этот плакат.
Работа с карточками-ассоциациями.
Затем каждый участник получает по 3 полоски бумаги. «Каждый раз, когда я назову слово, вы должны будете записать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово, сочетание слов и короткая фраза, например, зима - холодная, любовь – понимание друг друга. Задание выполняется анонимно и самостоятельно»
Воспитатель громко говорит: «РЕБЕНОК» 3 раза, каждый раз предоставляя минуту для записи ассоциации. Затем полоски с ассоциациями собираются в коробку, перемешиваются и снова каждый участник получает по 3 полоски. Пусть каждый участник громко прочитает доставшиеся ему ассоциации всей группе.
Далее воспитатель просит учащихся разложить свои полоски на стульях. Группе предлагается встать и походить, читая ассоциации на полосках. Пусть каждый выберет одну, важную для него ассоциацию. Объединяем педагогов в пары. Предлагаем им по очереди поделиться своими чувствами и мыслями относительно выбранной ассоциации и подготовиться к рассказу об этом группе. На это дается 5 минут.
Выслушанные мысли и чувства каждой пары не комментируются. Благодарим выступающих.
Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»
Участники делятся на группы КО по 5 человек. Предлагается проблема в виде вопроса: «Что нужно сделать для того, чтобы родители стали более ответственными по отношению к своим детям?». На обсуждение отводится 10 минут. Участники высказывают идеи, которые записываются и не оцениваются.
Каждая группа выбирает человека, который фиксирует на листе все, что говорят участники. После обсуждения каждая группа докладывает результаты работы. Все идеи обобщаются, корректируются, совершенствуются, и вырабатывается единое мнение.
Упражнение. Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
| Позитив |
Не наваливайтесь на стол | Отойдите от стола |
Не могу вести семинары | Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек |
Не хочу есть | Я сыт |
Не могу занять тебе денег. Нет денег | Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы |
Здесь Вы находитесь в безопасности | Это надежное, укромное место |
Не путайся под ногами | Посиди спокойно |
Не хочу пить | Я уже пил. |
Безопасный. | Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный |
Не выходите из группы | Оставайтесь в группе |
Я хочу бросить курить | Я начинаю здоровый образ жизни |
Курение помогает снять стресс | Курение способствует лучшей концентрации |
Вода не выходит из ванны | Вода остается в ванне |
Неправда | Ложь. |
Неудовлетворенность | Желание. |
Разочарование | Тоска, печаль, грусть. |
Мне чай без сахара. | Мне только заварку и кипяток |
Пролонгированный психотерапевтический эффект дает игра «Я вам пишу»
Игра идет вкруговую. Нужны бумага и ручка для каждого участника.
Задание: сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия – как вам захочется) и передайте его соседу справа.
У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок.… Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.
Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.
В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».
Психолог советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «надежным», «веселым», «отзывчивым» и т. д. видят тебя окружающие люди.
Слова воспитателя: «Каждый человек – личность, неповторимая индивидуальность. Даже самый неприметный человек может таить в себе богатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть это. Для того, чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях добро, относится к ним с симпатией».
В завершение занятия каждому участнику для заполнения раздается ПОПС-формула рефлексии.
ПОПС – формула рефлексии
(проф. Права Дэвид Маккойд – Мэйсон из ЮАР)
П - позиция
( в чем заключается
твоя точка зрения) - Я считаю, что _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
О – обоснование
( довод в поддержку
твоей позиции) - … потому что, _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
П – пример
(факты,
иллюстрирующие
довод) - … например, __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
С – следствие
(вывод: что надо
сделать, призыв к
принятию твоей
позиции либо
повторение позиции) - … потому _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Рябинушка»
ТРЕНИНГ
для педагогов
Тема: «Ребенок в семье»
Разработала: воспитатель
Игнатьева Н.Б.
Шумерля 2014
Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»
Правила проведения «мозгового штурма»:
- участвуют все
- все высказываются и все слушают
- все имеют равные права
- все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций
- высказанные мысли и предложения не критикуются.
Если у кого-то из участников будут дополнения, они также вписываются в этот плакат.
Работа с карточками-ассоциациями.
Затем каждый участник получает по 3 полоски бумаги. «Каждый раз, когда я назову слово, вы должны будете записать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово, сочетание слов и короткая фраза, например, зима - холодная, любовь – понимание друг друга. Задание выполняется анонимно и самостоятельно»
Воспитатель громко говорит: «РЕБЕНОК» 3 раза, каждый раз предоставляя минуту для записи ассоциации. Затем полоски с ассоциациями собираются в коробку, перемешиваются и снова каждый участник получает по 3 полоски. Пусть каждый участник громко прочитает доставшиеся ему ассоциации всей группе.
Далее воспитатель просит учащихся разложить свои полоски на стульях. Группе предлагается встать и походить, читая ассоциации на полосках. Пусть каждый выберет одну, важную для него ассоциацию. Объединяем педагогов в пары. Предлагаем им по очереди поделиться своими чувствами и мыслями относительно выбранной ассоциации и подготовиться к рассказу об этом группе. На это дается 5 минут.
Выслушанные мысли и чувства каждой пары не комментируются. Благодарим выступающих.
Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»
Участники делятся на группы КО по 5 человек. Предлагается проблема в виде вопроса: «Что нужно сделать для того, чтобы родители стали более ответственными по отношению к своим детям?». На обсуждение отводится 10 минут. Участники высказывают идеи, которые записываются и не оцениваются.
Каждая группа выбирает человека, который фиксирует на листе все, что говорят участники. После обсуждения каждая группа докладывает результаты работы. Все идеи обобщаются, корректируются, совершенствуются, и вырабатывается единое мнение.
Упражнение. Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
| Позитив |
Не наваливайтесь на стол | Отойдите от стола |
Не могу вести семинары | Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек |
Не хочу есть | Я сыт |
Не могу занять тебе денег. Нет денег | Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы |
Здесь Вы находитесь в безопасности | Это надежное, укромное место |
Не путайся под ногами | Посиди спокойно |
Не хочу пить | Я уже пил. |
Безопасный. | Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный |
Не выходите из группы | Оставайтесь в группе |
Я хочу бросить курить | Я начинаю здоровый образ жизни |
Курение помогает снять стресс | Курение способствует лучшей концентрации |
Вода не выходит из ванны | Вода остается в ванне |
Неправда | Ложь. |
Неудовлетворенность | Желание. |
Разочарование | Тоска, печаль, грусть. |
Мне чай без сахара. | Мне только заварку и кипяток |
Пролонгированный психотерапевтический эффект дает игра «Я вам пишу»
Игра идет вкруговую. Нужны бумага и ручка для каждого участника.
Задание: сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия – как вам захочется) и передайте его соседу справа.
У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок.… Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.
Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.
В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».
Психолог советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «надежным», «веселым», «отзывчивым» и т. д. видят тебя окружающие люди.
Слова воспитателя: «Каждый человек – личность, неповторимая индивидуальность. Даже самый неприметный человек может таить в себе богатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть это. Для того, чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях добро, относится к ним с симпатией».
В завершение занятия каждому участнику для заполнения раздается ПОПС-формула рефлексии.
ПОПС – формула рефлексии
(проф. Права Дэвид Маккойд – Мэйсон из ЮАР)
П - позиция
( в чем заключается
твоя точка зрения) - Я считаю, что _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
О – обоснование
( довод в поддержку
твоей позиции) - … потому что, _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
П – пример
(факты,
иллюстрирующие
довод) - … например, __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
С – следствие
(вывод: что надо
сделать, призыв к
принятию твоей
позиции либо
повторение позиции) - … потому _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность родителей и педагогов по теме «Безопасность ребенка - забота семьи»
Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. В условиях роста интенсивности д...
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...
Консультация педагога-психолога на тему "Поощрение и наказание ребенка в семье."
Правила поощрения.Способы похвалить ребенка.Когда и как следует хвалить?Памятка "Как поощрять ребенка в семье".Правила наказания.Педагогические требования к применению наказаний.Простые советы родител...
Консультация для педагогов Тема: «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка»
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, котор...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...