ТРЕНИНГ для педагогов Тема: «Ребенок в семье»
методическая разработка на тему

Игнатьева Наталья Борисовна

            Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»

Правила проведения «мозгового штурма»:

-        участвуют все

-        все высказываются и все слушают

-        все имеют равные права

-        все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций

-        высказанные мысли и предложения не критикуются.

Если у кого-то из участников будут дополнения, они также вписываются в этот плакат.

          Работа с карточками-ассоциациями.

Затем каждый участник получает по 3 полоски бумаги.                                                    «Каждый раз, когда я назову слово, вы должны будете записать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово, сочетание слов и короткая фраза, например, зима - холодная, любовь – понимание друг друга. Задание выполняется анонимно и самостоятельно»

Воспитатель громко говорит: «РЕБЕНОК» 3 раза, каждый раз предоставляя минуту для записи ассоциации. Затем полоски с ассоциациями собираются в коробку, перемешиваются и снова каждый участник получает по 3 полоски. Пусть каждый участник громко прочитает доставшиеся ему ассоциации всей группе.

          Далее воспитатель просит учащихся разложить свои полоски на стульях. Группе предлагается встать и походить, читая ассоциации на полосках. Пусть каждый выберет одну, важную для него ассоциацию. Объединяем педагогов в пары. Предлагаем им по очереди поделиться своими чувствами и мыслями относительно выбранной ассоциации и подготовиться к рассказу об этом группе. На это дается 5 минут.

          Выслушанные мысли и чувства каждой пары не комментируются. Благодарим выступающих.

 

          Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»

Участники делятся на группы КО по 5 человек. Предлагается проблема в виде вопроса: «Что нужно сделать для того, чтобы родители стали более ответственными по отношению к своим детям?». На обсуждение отводится 10 минут. Участники высказывают идеи, которые записываются и не оцениваются.

Каждая группа выбирает человека, который фиксирует на листе все, что говорят участники. После обсуждения каждая группа докладывает результаты работы. Все идеи обобщаются, корректируются, совершенствуются, и вырабатывается единое мнение.

Упражнение. Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.


Негатив

Позитив

Не наваливайтесь на стол

Отойдите от стола

Не могу вести семинары

Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек

Не хочу есть

Я сыт

Не могу занять тебе денег. Нет денег

Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы

Здесь Вы находитесь в безопасности

Это надежное, укромное место

Не путайся под ногами

Посиди спокойно

Не хочу пить

Я уже пил.

Безопасный.

Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный

Не выходите из группы

Оставайтесь в группе

Я хочу бросить курить

Я начинаю здоровый образ жизни

Курение помогает снять стресс

Курение способствует лучшей концентрации

Вода не выходит из ванны

Вода остается в ванне

Неправда

Ложь.

Неудовлетворенность

Желание.

Разочарование

Тоска, печаль, грусть.

Мне чай без сахара.

Мне только заварку и кипяток

 

          Пролонгированный психотерапевтический эффект дает игра «Я вам пишу»

Игра идет вкруговую. Нужны бумага и ручка для каждого участника.

Задание: сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия – как вам захочется) и передайте его соседу справа.

У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок.… Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.

Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».

Психолог советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «надежным», «веселым», «отзывчивым» и т. д. видят тебя окружающие люди.

          Слова воспитателя: «Каждый человек – личность, неповторимая индивидуальность. Даже самый неприметный человек может таить в себе богатый душевный        мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть это. Для того, чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях добро, относится к ним с симпатией».

В завершение занятия каждому участнику для заполнения раздается ПОПС-формула рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОПС – формула рефлексии

(проф. Права Дэвид Маккойд – Мэйсон из ЮАР)

П - позиция

( в чем заключается

твоя точка зрения)       - Я считаю, что _________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

О – обоснование

( довод в поддержку

твоей позиции)              - … потому что, _________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

П – пример

(факты,

иллюстрирующие

довод)                             - … например, __________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

С – следствие

(вывод: что надо

сделать, призыв к

принятию твоей

позиции либо

повторение позиции)   - … потому _____________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Рябинушка»

ТРЕНИНГ

для педагогов

Тема: «Ребенок в семье»

Разработала: воспитатель

Игнатьева Н.Б.

Шумерля 2014

        Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»

Правила проведения «мозгового штурма»:

  • участвуют все
  • все высказываются и все слушают
  • все имеют равные права
  • все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций
  • высказанные мысли и предложения не критикуются.

Если у кого-то из участников будут дополнения, они также вписываются в этот плакат.

        Работа с карточками-ассоциациями.

Затем каждый участник получает по 3 полоски бумаги.                                                    «Каждый раз, когда я назову слово, вы должны будете записать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово, сочетание слов и короткая фраза, например, зима - холодная, любовь – понимание друг друга. Задание выполняется анонимно и самостоятельно»

Воспитатель громко говорит: «РЕБЕНОК» 3 раза, каждый раз предоставляя минуту для записи ассоциации. Затем полоски с ассоциациями собираются в коробку, перемешиваются и снова каждый участник получает по 3 полоски. Пусть каждый участник громко прочитает доставшиеся ему ассоциации всей группе.

        Далее воспитатель просит учащихся разложить свои полоски на стульях. Группе предлагается встать и походить, читая ассоциации на полосках. Пусть каждый выберет одну, важную для него ассоциацию. Объединяем педагогов в пары. Предлагаем им по очереди поделиться своими чувствами и мыслями относительно выбранной ассоциации и подготовиться к рассказу об этом группе. На это дается 5 минут.

        Выслушанные мысли и чувства каждой пары не комментируются. Благодарим выступающих.

        Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании»

Участники делятся на группы КО по 5 человек. Предлагается проблема в виде вопроса: «Что нужно сделать для того, чтобы родители стали более ответственными по отношению к своим детям?». На обсуждение отводится 10 минут. Участники высказывают идеи, которые записываются и не оцениваются.

Каждая группа выбирает человека, который фиксирует на листе все, что говорят участники. После обсуждения каждая группа докладывает результаты работы. Все идеи обобщаются, корректируются, совершенствуются, и вырабатывается единое мнение.

         Упражнение. Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.


Негатив

Позитив

Не наваливайтесь на стол

Отойдите от стола

Не могу вести семинары

Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек

Не хочу есть

Я сыт

Не могу занять тебе денег. Нет денег

Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы

Здесь Вы находитесь в безопасности

Это надежное, укромное место

Не путайся под ногами

Посиди спокойно

Не хочу пить

Я уже пил.

Безопасный.

Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный

Не выходите из группы

Оставайтесь в группе

Я хочу бросить курить

Я начинаю здоровый образ жизни

Курение помогает снять стресс

Курение способствует лучшей концентрации

Вода не выходит из ванны

Вода остается в ванне

Неправда

Ложь.

Неудовлетворенность

Желание.

Разочарование

Тоска, печаль, грусть.

Мне чай без сахара.

Мне только заварку и кипяток

        Пролонгированный психотерапевтический эффект дает игра «Я вам пишу»

Игра идет вкруговую. Нужны бумага и ручка для каждого участника.

Задание: сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия – как вам захочется) и передайте его соседу справа.

У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок.… Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.

Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».

Психолог советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «надежным», «веселым», «отзывчивым» и т. д. видят тебя окружающие люди.

        Слова воспитателя: «Каждый человек – личность, неповторимая индивидуальность. Даже самый неприметный человек может таить в себе богатый  душевный         мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть это. Для того, чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях добро, относится к ним с симпатией».

В завершение занятия каждому участнику для заполнения раздается ПОПС-формула рефлексии.

ПОПС – формула рефлексии

(проф. Права Дэвид Маккойд – Мэйсон из ЮАР)

П - позиция

( в чем заключается

твоя точка зрения)       - Я считаю, что _________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

О – обоснование

( довод в поддержку

твоей позиции)              - … потому что, _________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

                                          _______________________________________________________________________________

П – пример

(факты,

иллюстрирующие

довод)                             - … например, __________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

С – следствие

(вывод: что надо

сделать, призыв к

принятию твоей

позиции либо

повторение позиции)   - … потому _____________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________

                                         ________________________________________________________________________________  

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность родителей и педагогов по теме «Безопасность ребенка - забота семьи»

Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.    В условиях роста интенсивности д...

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»

В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...

Консультация педагога-психолога на тему "Поощрение и наказание ребенка в семье."

Правила поощрения.Способы похвалить ребенка.Когда и как следует хвалить?Памятка "Как поощрять ребенка в семье".Правила наказания.Педагогические требования к применению наказаний.Простые советы родител...

Консультация для педагогов Тема: «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка»

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, котор...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...