Совет педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи»
материал на тему

В конспекте описана работа по повышению уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_pedagogov_.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин

Совет педагогов на тему:

«Взаимодействие детского сада и семьи»

Форма проведения – деловая игра

Разработал:

Воспитатель Михайлова М. Н.

Ядрин, 2015

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Форма проведения: деловая игра.

Раздаточный материал: задания для групп, набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы, фломастеры, стикеры, плакат - дерево.

Ход совета педагогов:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги, спасибо, что вы сегодня с нами!

Современный детский сад помогает семье. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем совете педагогов мы собрались обсудить вопросы взаимодействия семей воспитанников и детского сада в форме деловой игры.

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решений педагогических ситуаций, упражнения на развитие коммуникативности педагога, создание коллажа и «банка идей». Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть - разминка. Вопросы зачитываются командам по очереди, дополнение возможно со стороны другой команды.

Вопросы для команды №1

Вопросы для команды №2

1. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс) 

1. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи) 

2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками) 

2. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.) 

3. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности) 

3. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах) 

4. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, диагностические рисуночные методы, и т.д.) 

4. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей) 

5. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Выделяются следующие формы работы с родителями:

- Информационно-аналитические формы работы с родителями осуществляют сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, отношении в семье к ребенку и т.д. Назовите методы, которые используют педагоги в данной форме работы? (анкетирование, опросы, тесты, «Почтовый ящик»).

- Познавательная форма работа с родителями направлена на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Назовите методы, которые используют педагоги в данной форме работы? (посещение семей воспитанников на дому, общие и групповые родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни добрых дел, Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание предметно-развивающей среды, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, тренинги, семинар-практикум, родительские гостиные, почта Доверия, семейный вернисаж).

- Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть воспитателя. Назовите методы, которые используют педагоги в данной форме работы? (родительский уголок, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», фотовыставки «Дети – цветы жизни», семейный вернисаж «Семья – здоровый образ жизни»).

- Досуговые формы работы самые привлекательные и востребованные, но и самые трудные в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Назовите методы, которые используют педагоги в данной форме работы? (праздники «День Матери», развлечения «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком), спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», спектакли «Теремок», экскурсии «Мы – друзья природы»).

2 часть – решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?». Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. Каждая из команд должна найти выход из создавшейся ситуации.

Примеры:

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

 - родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т. к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

 - мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему адаптироваться к появлению малыша.

3 часть – упражнение на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение «Искусство общения». Командам необходимо подготовить

короткий комментарий к тезисам. Перед каждой командой лежат тезисы. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы для команды №1

Тезисы для команды №2

Тезисы

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

4 часть - игровое упражнение «Современная семья, какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Каждой команде вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Через 20 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий совета педагогов подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой группе)

5 часть - банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным?

Ответы педагогов

Связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей об их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ. Вниманию педагогов предлагаю «Алгоритм взаимодействия с семьей» (С. В. Глебова «Детский сад - семья: аспекты взаимодействия»).

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

3-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно Закону РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе, необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей.

Свое выступление мне бы хотелось закончить японской мудростью: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

Консультация для родителей и педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития дошкольников»

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно....

Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"

quot;Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"...

Консультация для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

В педагогике есть вопросы, в которых семья играет ведущую роль. Одним из таких вопросов является проблема обучения детей финансовой грамотности. Решение этой проблемы позволяет решить важную задачу фо...

Педагогический совет «Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи, как условие ценностного развития личности и успешной реализации стандарта»

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно доби...

Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи"

Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи"...