Оригами - техника развития творческих способностей детей.
статья на тему

В данной статье рассказывается об истории возникновения техники работы с бумагой - оригами. Вниманию читателей предлагаются методики и простейшие приемы складывания различных фигур и форм. Приводятся факторы развития психических функций у детей, в процессе работы с бумагой в данной технике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_origamidocx.docx967.83 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРИГАМИ»- техника развития

творческих способностей детей.

Введение.

К чему самостоятельно мастерить фигурки из бумаги? Ведь в магазинах богатейший выбор самых разных игрушек на любой вкус. Почему именно из бумаги? Ведь это такой недолговечный материал... Может, лучше взять глину или цветные тряпочки? Давайте разбираться по порядку!

Действительно, в магазине игрушек нетрудно подобрать подходящую и по цене и по назначению забавную вещицу — вон их сколько разложено на витринах! Просто глаза разбегаются. Всем эти игрушки хороши — и качественные, и яркие, и веселые. Одна беда — сделаны они не вами. Кто-то старался, фантазировал, придумывал, делал игрушки, красил, клеил их, а нам, покупателям, они достаются уже в готовом виде. Может быть, это и хорошо — не надо тратить собственные силы. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, когда подрастешь?

Одни из первых слов, которые произносит ребенок, — «Я сам!». Все ему хочется сделать самому. Но это не так просто! Шнурки ботинок так и выползают из пальцев. Похожие буквы играют в прятки и никак не хотят собираться в слова. Намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки! Даже сделать обычный квадратик и аккуратно сложить его пополам — для дошкольника задача не из легких!

Чтобы покорить себе вещи, необходимо потрудиться. Зато все, сделанное своими руками, во стократ милее сердцу. Милее и полезнее, чем готовые игрушки.

Из чего же их делать? Дерево слишком твердое, резать его трудно. Глина вязкая и липкая, ее надо обжигать... Кусочки кожи и материи для мягких игрушек надо где-то найти, да шить надо учиться! Выход из этой ситуации очень простой. Возьмите самый доступный и дешевый материал — бумагу! Ее ведь можно сгибать. Такой фокус с чем-то другим с легкостью не проделаешь. Попробуйте, например, согнуть несколько раз тонкий лист меди или фанеры!

Из сгибов бумаги, которые делаются так просто и легко, начинают рождаться удивительные формы. Бумага буквально оживает в ваших руках и превращается в птицу, в цветок или в бабочку. Искусство складывания из бумаги — оригами — родилось в Японии много веков назад. Сейчас оригами известно и популярно во многих странах мира.

В классическом оригами бумагу не принято резать. Для того, чтобы сделать любую фигурку, нужны только квадрат бумаги, руки и знания. Строгие правила игры, не правда ли? Однако придерживаясь их, можно создавать удивительные вещи.

Вырезание из бумаги (по-японски «кириками») — область творчества совершенно особая. Ножницы способны создавать из бумаги изящнейшие фигуры и тончайшие композиции. Кириками оригами — это складывание с применением ножниц. Как и в классическом оригами, фигурки здесь в основном складываются, и лишь один-два надреза на конечных стадиях работы придают им законченный вид.

В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» — «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу — творцу Всего из Ничего, а сам результат работы — бумажная фигурка — был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.

Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.

Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима.

Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира.

В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.

Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни — журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы.

Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов с бесценным грузом — бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются протестом войне и укором взрослым. Спасибо вам, дети!

Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки, чуть ли не с трех лет. Различные бумажные конструкции: зайчики, веера, фонарики — стали в Японии непременным украшением праздников. В каждом доме обязательно есть шар, сделанный своими руками. «Касудама»— шар, приносящий счастье, как ласково называют его японцы. Такой шар и многие другие поделки вы можете сделать сами.Каждая модель имеет схему складывания со знаками, указывающими действие. Универсальную, понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений. А конструкция настолько проста, что, совершив 2—3 действия, ребенок получает готовую игрушку, парусник или загадочную птицу.  Листая страницу за страницей, вы увидите, что складывание игрушек постепенно усложняется, и, возможно, ребенок будет испытывать некоторые трудности. Покажите ему, как следует собрать поделку, предложите готовую игрушку разобрать и собрать самостоятельно, или сделайте это вместе с ребенком.

    Фигурку можно раскрасить, нарисовать глазки, ротик, приклеить перья или гребешок. Большое количество разных фигурок позволит вам создать, организовать театр оригами или бумажный зоопарк. Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, c легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить все живое.

Легенды об оригами.

Наш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись — это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали. Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории — легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом. Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

Оригами в современной жизни.

Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках. С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и  логическое мышление, воображение и  интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения.

Подобно любому виду искусства оригами не застыло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало опыт и традиции. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из металла, фольги и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более оригинальными и занимательными.

Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок службы своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного прочнее и долговечнее. Металлические изделия просто так не порвешь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить значительные усилия. Тонкая бумага очень удобна при складывании фигуры, а вот форму она держит плохо. Чтобы исправить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич — потому что использована идея многослойности. А серебряный — потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если между двумя слоями бумаги проложить слой фольги и проклеить их. То изделие из таких трехслойных квадратов будет отлично держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигурке оригами.

Азбука Оригами.

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т. д. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства — оригами.

Оригами — это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называются по-японски оригами. Конечно, сразу у вас не получится большая, сложная игрушка, но постепенно вы научитесь складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные.

В процессе складывания фигур оригами вы познакомитесь с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д. Сможете легко ориентироваться в пространстве и листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаете многое другое, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребер уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе. Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками, разработанными и утвержденными Японской ассоциацией оригами. Внимательно ознакомьтесь с азбукой оригами и начинайте мастерить игрушки.

                         

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА В РАБОТЕ.

  1. Внимательно рассмотрите и запомните все условные обозначения. Детям дошкольного возраста схемы сборки игрушек не даются. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого, а впоследствии собирается ребенком по памяти. Не стоит ставить перед собой цель обучить дошкольников большому количеству изготовления игрушек, главное — участие ребенка в работе. Не забудьте: для полного запоминания ребенком последовательности сборки игрушки необходимо осуществить показ изготовления игрушки несколько раз.
  2. Первые работы делайте из белой бумаги, так как на ней лучше видны линии сгиба и вам легко будет следить за чертежом и ходом работы.
  3. Складывание игрушки производите на столе, так как вы должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба. При этом, чем точнее будете делать, тем удачнее получится игрушка.
  4. Крупные работы выполнять легче, чем мелкие.
  5. При необходимости линии сгиба можно пометить карандашом.
  6. Во время работы внимательно смотрите на чертежи и условные обозначения. Схема каждой модели построена по принципу: одно действие — один рисунок.
  7. Двигайтесь постепенно, не забегайте вперед, и все будет хорошо. Схемы и последовательность размещения игрушек в  располагаются от простого к сложному. Если при изготовлении игрушки все же запутаетесь, лучше начните сначала — это самый короткий путь.

Условные обозначения.

Перед началом работы познакомьтесь с несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия в технике оригами и кириками оригами. Не надо зубрить их наизусть — они без труда запомнятся сами в процессе работы.

1. Согнуть на себяhttp://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image002-.jpg

2. Линия сгиба "долиной"

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image003.jpg

3. Согнуть от себя

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image004.jpg

4. Линия сгиба "горой"

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image005.jpg

5. Сгиб "долиной"

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image006.jpg

6. Сгиб "горой"

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image007.jpg

7. Раскрыть

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image008.jpg

8. Повторить процедуру (сзади или сбоку) 1 раз, 3 раза

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image009.jpg

Условные знаки:

1. Перегибание бумаги и возвращение в исходное положение

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image011.jpg

2. Линия после перегиба

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image012.jpg

3. Складка-молния

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image013-.jpg

4. Повернуть фигурку

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image014.jpg

5. Перевернуть фигурку

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image015.jpg

6. Выгнуть наружу

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image016-.jpg

7. Вогнуть внутрь

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image017.jpg

8. Равные углы

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image018-.jpg

9. Равные части

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image019-.jpg

10. Надавить, вогнуть

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image020.jpg

11. Прямой угол

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image022.jpg

12. Тянуть

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image023.jpg

Базовые формы – простые фигурки, на основе которых складываются более сложные модели. Для краткости воспроизведения часто схемы оригами для опытных оригамистов начинаются с уже сложенной базовой формы, поэтому будет нелишним с ними ознакомиться.

Базовые формы:

1. Блин

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image024.png

2. Водяная бомбочкаhttp://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image026.png

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image028.png

3.Ромб

4. Рыба

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image032.png

5. Птица (делается на основе базовой формы Квадрат) http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image034.png

6. Лягушка (делается на основе базовой формы квадрат)http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image036.png

7. Дверь

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image038.png

8. Катамаран и Вертушка (на 4-м этапе получается базовая форма Катамаран, на 6-м – Вертушка).http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image040.png

Схема оригами собака.

 Оригами собакаСхема оригами собака

Схема оригами звезда
Оригами звездаСхема оригами звезда

Схема оригами шапочка для вечеринки.

 Оригами шапочка для вечеринкиСхема оригами шапочка для вечеринки

Схема оригами парусник

Оригами парусник

Схема оригами парусник

Схема оригами шапочки из газеты.

 Оригами шапка из газетыСхема оригами шапка из газеты

Схема оригами овечка.

http://luntiki.ru/uploads/images/7/8/8/b/190/b8641b9582.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Презентация : "Из простой бумаги чудеса творим как маги (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники оригами)"

Презентация : "Из простой бумаги чудеса творим как маги (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники оригами)"...

Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами

Знакомство дошкольников с искусством оригами; обучение детей  различным приемам работы с бумагой, основными базовыми формами техники. Дети учатся  следовать устным инструкциям,  создава...

Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...