НАМ НЕ СТРАШЕН БЕЛЫЙ СЛОН ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАК-ТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
материал (подготовительная группа) на тему
Данная статья опубликована в сборнике «Речевые игры для неговорящих детей»
(практический материал) Опыт работы учителей-логопедов, дефектологов, специалистов России, Татарстана и Вахитовского района города Казани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_statya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадертдинова Гульназ Юнусовна
МБДОУ «Центр развития детский сад №89»
республика Татарстан г. Нижнекамск
НАМ НЕ СТРАШЕН БЕЛЫЙ СЛОН ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Научный прогресс не стоит на месте. Всё движется, меняется, появляются новые технические средства и в работе педагога. Так недавно, четыре года назад и в нашем детском саду появилась интерактивная доска марки UB-T760 - Panasonic Elite Panaboard. (Доска из разряда раритетных - при работе используется специальное электронное перо, привязан к ноутбуку или компьютеру, необходим проектор). Что же делать с «белым слоном?». Как его использовать? Оказалось доску можно использовать просто как экран для просмотра презентаций в формате Power Point или воспроизводить на ней видео и аудио файлы с учебным материалом…
После прохождения мастер-класса с тьютером Шарыгиной Мариной Николаевной мы познакомились с некоторыми возможностями инсталляции Elite Panaboard и стали активно внедрять новое техническое средство обучения в учебный процесс. Коллеги стали готовить и использовать уроки в этой программе. Я же, решила пойти дальше, изучить новое оборудование подробнее. В этом мне помогли мастер классы на портале «Сеть творческих учителей» в сообществе «Интерактивная доска для начинающих и не только» - «Мастер-класс для начинающих пользователей интерактивной доски» и мастер-класс «Урок с Panaboard» которые, ведёт Тарасова Вера Анатольевна на портале «Методисты - профессиональное сообщество педагогов». Знания, полученные в ходе обучения, облегчили мою работу с новым интерактивным оборудованием.
За эти годы мной создано 32 фронтальных занятия по развитию речи. В основу которых взяты «Конспекты фронтальных занятий логопеда – Развиваем связную речь у детей 6-7 с ОНР» Арбекова Н.Е., различные игры для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Создавая занятия я использовала различные инструменты инсталляции: затенение экрана, экранная лупа, стиратель, маркеры, фигуры, подсветка экрана, множественное клонирование, функции вставка видео и аудио файлов … Некоторые части урока были созданы с помощью других программ Paint.NET, Power Point. Составление уроков с помощью Elite Panaboard стало для меня увлекательным и интересным делом. А для детей появилось новое игровое развлечение – обучайка. Приятно смотреть на загорающиеся глаза детей и лес рук поднимающийся в ответ на заданный вопрос. Дети с большим удовольствием ходят заниматься к интерактивной доске. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любого современного занятия с использованием интерактивной доски. Более того, занятие с использованием её дает возможность логопеду самостоятельно скомпоновать коррекционный материал исходя из особенностей ребёнка, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального коррекционного эффекта.
При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что логопед и дошкольники расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.
У детей имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.
Освоив работу в программном обеспечении Elite Panaboard, я перешла к изучению особенностей использования нового программного обеспечения EasiTeach Next Generation. Данное ПО имеет свои отличительные особенности. Оно даёт возможность сделать занятия более интерактивными, интересными, эффективными.
Хочу пригласить всех своих коллег, имеющих интерактивные доски в своих детских садах, поучаствовать в мастер-классах пройденных мной и начать активно использовать интерактивную доску в учебном процессе. Кроме учебных мастер классов, проводятся и различные ежегодные конкурсы для педагогов использующих интерактивные доски. В некоторых из них я принимала участие: «Компьютерная грамотность» (проходит в г. Нижнекамск на базе школы №10 – региональный уровень) – награждена дипломом, «Лучший урок с использованием интерактивной доски» (г. Москва – региональный этап г. Казань – международный уровень) – награждена дипломом 3 степени.
Для помощи учителю в работе с доской существуют и другие порталы:
«Методисты – профессиональное сообщество педагогов»: творческая группа «Panaboard&EasiTeach», творческая группа «Умные уроки SMART»; «Panaboard для образования».
Для применения интерактивной доски необходимы следующие навыки:
Начальные знания устройства компьютера
Работа в программах: Word, PowerPoint
Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
В заключении хочется пожелать коллегам творческих успехов.
Список использованной литературы
1 Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
2 Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “Smart Board” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта - http://www.edu-ago.ru
3 Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru
4 Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.
Данная разработка поможет педагогам сделать заняитя по ознакомлению с окружающем интересными и увлекательными. Вовлечь детей в познание окружающего мира, развить критическое мышление.желание сомневать...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Здоровьесберегающие технолог...
Использование магнитных досок в процессе занятий с дошкольниками с нарушениями речи (из опыта работы)
Данный материал рекомендуется для использования в работе учителей-логопедов и воспитателей,работающих с детьми старшего дошкольного возраста..предложенные задания для детей помогут дошкольникам с нару...
Использование групповых технологий при подготовке занятий для дошкольников
Как правильно организовать занятия в группах...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....
Использование логоритмических заданий на музыкальных занятиях с дошкольниками
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее осно...
Использование степ-платформ на физкультурных занятиях с дошкольниками.
Использование степ-платформ на занятиях по физической культуре с дошкольниками....