Самоанализ деятельности
статья на тему

Лукашкина Ирина Сергеевна

Самоанализ деятельности воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_deyatelnosti_lukashkina_i.s.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности воспитателя

 Лукашкиной Ирины Сергеевны.

     Мой педагогический стаж сравнительно небольшой. Всего 1,5 года назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя. Здесь я поняла, что дети – наше будущее и относиться к ним надо с большой любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии.

     Детский сад работает по программе развития на 2014-2018 гг., которая предполагает реализацию концептуальных положений посредством полноценного использования в образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей ДОУ для формирования социального опыта вхождения ребёнка в социум адаптации и активного действия. Я являюсь непосредственным участником реализации данной программы, цель которой: обеспечение полноценного развития личности каждого ребёнка в процессе организации их социального опыта через позитивное воздействие педагогов и родителей.

     Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.

     Цель моей работы – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

     Основные задачи:

  • Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитую личность.
  • Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
  • Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
  • Использовать в работе инновационные программы и методики.

     Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми раннего дошкольного возраста, которые только переступили порог детского сада и для которых жизнь по режиму в новинку. Поэтому приоритетным направлением в моей работе было помочь детям как можно легче пройти адаптационный период в детском саду. Отрыв от дома и близких, встреча с незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травм. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

      Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду.

     Достичь каких -то результатов детям помогла созданная в группе предметно-развивающая среда. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе созданы зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня.

     Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах. Я применяю в работе с детьми рисование песком – это удивительно интересное и очень «живое» занятие. Рисование песком на стекле доступно детям  самого разного возраста. Даже малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.

Песочная живопись решает следующие задачи:

·         развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

·         развитие творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;

·         тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,  которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;

·         равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, т.е. развить межполушарное взаимодействие, так как  ребёнок создаёт рисунки двумя руками;

·         гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

Предметно-развивающая среда включает:

Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;

Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал) ;

Зона сюжетно-ролевых игр;

Уголок книги;

Спортивный уголок;

Уголок ряженья;

Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке) ;

Театральный уголок;

Уголок природы;

Зона релаксации.

     В оформлении внутреннего убранства группы были использованы желтый, голубой и зеленый цвета как наиболее «близкие» восприятию ребенка данного возраста. Именно такое сочетание определило цветовую гамму стен, мебели и аксессуаров. Используются светлые теплые тона, с выделением зон для игр. Положительные эмоции у детей вызывает ниша, дизайн которой продумывается до мелочей. В ней «растет» пальма, на которой уютно расположилась обезьянка. Для дыхательных упражнений «тянутся» лианы, а на цветных ленточках висят шарики. В делении зон так же учитывался гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

     Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были проведены консультации по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возраста.

     В решении задач адаптации игре отвожу важнейшую роль, как основному виду детской деятельности. Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких как: «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой», «Позови» и др.

     Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельности, творческих способностей.

     Для реализации поставленной цели и задач, я использую  программу воспитания и обучения «Детство» под. ред. З.А.Михайловой, парциальные программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия: М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют», и др.

     В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности: игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход, что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.

     Организуя образовательный процесс с детьми раннего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного! ».

     Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.

     НОД провожу в виде: дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и драматизации, сидя и лёжа на ковре. Смена форм и видов деятельности помогает детям стать рискованнее, увереннее и самостоятельнее.

     Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.

     Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.

     Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с воспитателем.

     Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.

     Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности. В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы.

Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной, коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций.

     Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения.

     По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми раннего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам). Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми, индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей.

     Мониторинг оценки состояния здоровья воспитанников показал, что много детей с ослабленным здоровьем, есть дети с III группой здоровья, часто болеющие дети. Неправильный образ жизни взрослых, несбалансированное питание дома, малоподвижный образ жизни (долгое сидение у телевизора, компьютера, наследственность, ухудшение материального благополучия в семье, некачественные продукты - все это отрицательно повлияло на здоровье детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе, оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры (фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы. Здесь также активно применялся фольклор. Детям помогали расслабиться прибаутки: «Киска, киска»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки» и др.

    Чтение потешек и прибауток всегда способствует созданию благоприятной обстановки, это вызывает радость у детей и в их глазах появляется неподдельный интерес к происходящему.

     Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Возможно, ему скучно (тогда это просьба об общении, а может он не знает, как играть в ту или иную игру (тогда это просьба о помощи, а может он хочет привлечь к себе внимание, побыть с ним – в этом случае это просьба о любви.

Обращаю внимание на конфликты между детьми, обсуждаю и решаю их при индивидуальных беседах или с глазу на глаз, стараясь найти компромиссы. 2-3 летние дети не могут управлять своими эмоциями и чувствами, поэтому высок уровень конфликтности в этом возрасте, но они легко отвлекаются от негатива, применяю приемы отвлечения ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников наиболее существенное условие, обеспечивающее возможность его полноценного развития в условиях детского сада. Принятие, одобрение другими детьми открывают ребёнку возможность самовыражения, проявления индивидуальности, самоутверждения. Стараюсь своим эмоциональным настроем вдохновить детей на ту или иную деятельность. Улыбкой и добрым словом побуждаю детей к сотрудничеству. Использую разнообразные контакты, сближающие детей между собой. Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности, которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность.

Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в детском саду.

      Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы, показал, что родительский коллектив достаточно разнородный: с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к детскому салу. Поэтому приходится заниматься педагогическим «воспитанием» родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.

    Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.

    Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:

анкеты;

родительские собрания;

консультации, беседы-рекомендации;

печатный материал для чтения;

совместные творческие дела.

     Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.

    Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-пофессиоиальном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навреди». Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации..

    Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office 2008 (Word -текстовый редактор) ; Excel - редактор таблиц; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Office Publisher –для создания буклетов и информационных листов; Internet Explorer.

   Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.

   Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.

    В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности, интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трёхлетнем возрасте: «Я сам! »

Моя перспективная цель - это создать условия для развития индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности

Каждый педагог в конце учебного года предоставляет отчет о проделанной работе. Но наиболее эффективной формой подведения итогов, на мой взгляд, является самоанализ, позволяющий не только раскры...

Самоанализ деятельности педагога

СамообразованиеСоздание условий для воспитательно-образовательного процессаПланированиеРезультаты работы...

Самоанализ деятельности воспитателя за 2012-2013гг.

Лесникова Наталья Сергеевна Стаж работы – 7 летСогласно аттестации 2012 года была присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель». 1.  Дошкольные ...

Самоанализ деятельности музыкального руководителя.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности за 2010-2013г....

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Знакомство детей с историей и культурой русского народа...

Самоанализ деятельности педагогического работника

Самоанализ деятельности педагогического работника На различном музыкальном материале можно развивать слух ребёнка, умение слушать и слышать музыку. Педагог направляет деятельность детей так, чтобы она...