Семинар-практикум "Элементы пескотерапии в детском саду"
материал на тему
Представлен материал по пескотерапии в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_elementy_peskoterapii_v_detskom_sadu.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы.
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Цель:
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
Задачи:
- Организовать работу с “педагогической песочницей”;
- Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
- Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
- Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Адресная направленность.
Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.
Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
- Анкетирование, тестирование родителей;
- Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
- Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
- Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
- Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада №1, родители);
- Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
- Индивидуальная консультативная работа;
- Родительские собрания с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- Обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение представлено:
Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;
Система мониторинга для отслеживания результатов работы;
Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;
Система занятий по адаптации детей к ДОУ.
Методическая работа с педагогами:
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность
– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы
– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.
Особенности песочной терапии.
“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.
Это игровой способ рассказать о своих проблемах.
Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).
Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.
Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.
Принципы работы с детьми:
- системность подачи материала,
- наглядность обучения,
- цикличность построения работы,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.
Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.
Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Пескотерапия. Игры с песком в детском саду"
Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие. игры с песком является прекрасным средством ра...
Мастер-класс "Пескотерапия. Игры с песком в детском саду"
Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие. игры с песком является прекрасным средством ра...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
изучение правил дорожного движения в детском саду Развлечение по ПДД для детского сада конспекты занятий по ПДД в детском саду
Развлечение по ПДД в старшей группе "Нежданный гость"...
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...