Конспект занятия в средней группе по теме « Воздух» (с элементами развлечения)
Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха ( прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде), его ролью в жизни человека; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности. 2. Развивать познавательную активность, мышление. 3. Воспитывать интерес к окружающему миру. Ход занятия: Все действие происходит на улице Воспитатель: От улыбки хмурый день светлей. От улыбки в небе радуга проснется! Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется… Мне очень приятно, ребята, что у всех на лицах такие красивые улыбки! А почему вы все улыбаетесь? Ответы детей (хорошее настроение, радостно, ждем чего-то веселого и т.д.) Звучит песня «Смешной человечек» на площадку прилетает Карлсон и дразнится. Карлсон: Бе-бе-бе-бе-бе. Ну. я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают. Воспитатель: Ой, Карлсон, здравствуй! Как хорошо, что ты прилетел… Карлсон( перебивая): Пошалим? Подходит к связке с шарами и лопает один из них. Карлсон ( восторженно): Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук? Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся.( интригующе). А вы хотите узнать ? Дети и Карлсон соглашаются. Воспитатель: То, что ты называешь « бабахнул» - это воздух вылетел из шарика. Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел? Воспитатель: Сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом). Карлсон: А я его не вижу. А вы, ребята видите ? ( обращается к детям). Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет! Воспитатель: Скажите, вы фокусы любите? (обращается ко всем) Карлсон с детьми соглашаются. Воспитатель: Тогда приглашаю всех к этому столу. ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета. Воспитатель: Что у меня в руках? Дети: пакет Воспитатель: А что в нем лежит? ( дети высказывают свои предположения) Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет. - показывает со всех сторон, - складывает в несколько раз, -взмахивает пакетом ,ловя воздух, закручивает пакет. Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? ( дает потрогать детям и Карлсону надутый пакет) Почему пакет стал похож на подушку? ( подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух) Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку. Карлсон: Дайте-ка, я посмотрю. Я все равно ничего не вижу! Ребята, поглядите сами! ( предлагает детям посмотреть сквозь пакет). Воспитатель: Карлсон, ты все сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой .Подставьте свои щечки ( воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха). Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. ( дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух). Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух! Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать. Ребята, а теперь возьмите пакеты и попробуйте сами поймать воздух. (дети пакетами ловят воздух) В это время Карлсон незаметно подходит к столу , где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля Воспитатель :Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? ( дети высказывают свои предположения). В это время Карлсон начинает дуть в через соломинку в воду и пускать пузыри. Воспитатель: Карлсон, ты чем занят? Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить! Воспитатель: Будем шалить с Карлсоном? Но шалить мы будем с пользой. ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля Звучит музыка из к/ф « Усатый нянь» Детский смех. Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой. Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки) Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку). Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим , а значит воздух находится в нас. Карлсон: Давайте поиграем в игру «Водолаз» Воспитатель: А это как? Карлсон: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы.(дети предварительно « готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть « всплывают» - встают ) Дети играют с Карлсоном . Карлсон первым сдается. Карлсон : Все , я не могу. Голова закружилась. Воспитатель: Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Карлсон, ты в футбол любишь играть? Карлсон ( важно) : Да! Я самый лучший футбольщик! Воспитатель: Ну, во первых, не «футбольщик», а футболист. А во-вторых, мяч нужно забить в ворота не касаясь до него ни руками, ни ногами. Ребята, кто-нибудь из вас догадался как это сделать ( дети отвечают, что нужно дуть на мячик) ОПЫТ 3. «Воздух движет предметы» Воспитатель объясняет детям как правильно забить мяч в ворота. Дети начинают играть в «Воздушный футбол» вместе с Карлсоном. Воспитатель: Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч? ( дети говорят, что они дули на мячик ). Значит воздух помог нам играть, он двигал мячик. Опыт 4: переверните стакан вверх дном, и медленно опустите в таз с водой. Воспитатель. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Дети. Нет. Воспитатель. А почему? (ответы детей) Воспитатель. Потому что в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду. Опыт 6: Мы с вами уже узнали, что воздух есть в воде, в стакане, но воздух есть еще и в природных материалах. На столе лежат камешки. Давайте подойдем к стаканчикам, возьмем камешки и бросим их в воду, что мы увидим? (ответы детей) . Воспитатель. Да, правильно, пойдут пузырьки от камешков, это тоже воздух. А сейчас мы с вами узнаем, есть ли запах у воздуха? А вы как думаете, ребята? (ответы детей) Воспитатель. А как ты думаешь Карлсон? Карлсон: Запах у воздуха есть, я всегда чувствую, когда пахнет апельсинами или вареньем. Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, это пахнет апельсиновая корка или воздух? Опыт 5: воспитатель мнет корку от апельсина в руках. Воспитатель: Вы чувствуете запах? Чем пахнет? Дети. Пахнет апельсинами. Воспитатель. Как вы поняли, что пахнет апельсинами? Дети. Запах дошел до нас. Воспитатель. Запах передается по воздуху. Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах апельсинов. Карлсон: Что-то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу, расскажу обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся! Карлсон « улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям. Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться .Ребята, как вы думаете , о чем может рассказать Карлсон Малышу? ( воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу: воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри и передвигать мячик, без него нельзя дышать) Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем, возьмем вертушки и будем играть.
|