Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал на тему

Гуськова Марина Евгеньевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_audialy.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Гуськова М. Е.

Специфика общения воспитателя с родителями аудиалами, визуаламии кинестетиками.

Краткая характеристика этих типов

  Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений. Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще вверх. Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого). Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.

  Аудиал – тот, кто получает основную информацию через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе. Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить раньше других детей.Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону.Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом.

  Кинестетик – тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому… Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить).При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. С тараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться .Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках…Для принятия решения кинестетику нужно время.

  Дискрет (дигитал) – человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

 Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Знание типа восприятия собеседника часто помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Для этого важно не только почаще обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя слова его типа.

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С «АУДИАЛАМИ», «ВИЗУАЛАМИ», «КИНЕ-СТЕТИКАМИ»

   В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «ки-нестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип — «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. (Пуселик Ф., Люис Б., 1995). Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий вид восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.

Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали костюма. Имидж педагога играет важную роль для родите-ля-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встрече с родителями -«визуалами» имеют также обстановка и порядок в кабинете, в котором предполагается проводить беседу.

Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются достаточно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем или воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим...» или «Выслушайте меня...» и др.

В некоторых ситуациях решения проблем в классе или группе детского сада педагог может использовать ролевые игры, в процессе которых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.

Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ решения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.

Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения в системе «педагог—родитель». Другим не менее важным и одним из основополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодействия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собеседника.

Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования, проходящей в Германии (Loccum) 25 октября 2000 года, назвал несколько основных профессиональных качеств, присущих эффективно работающим педагогам, среди которых (вторым по списку!) стоит умение хорошо слушать (Sharp Р., 2001). К сожале-нию, пока не у всех это хорошо получается.

Одна из проблем, с которой встречаются учителя в своей работе, — это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуа-циях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь.

Детский психотерапевт Катрун Гельдард и консультирующий психолог Давид Гельдард из Австрии в своей книге «Консультирование в повседневной жизни» (Geldard K., Geldard D., 2003) рекомендуют всем, кому по роду деятельности необходимо помогать другим людям, прежде всего научиться внимательно слушать. Человек, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе. Только тогда он может в полной мере раскрыть нам свои проблемы и готов выслушать наши рекомендации. «Лучший способ помочь человеку почувствовать его значимость — это активное слушание, сфокусированное на его проблеме» .Внимательное слушание также поможет нам получить важную информацию об ученике или воспитаннике детского сада, которая в дальнейшем даст возможность грамотно и целенаправленно строить отношения с ребенком и реализовать его потенциал в учебном процессе.

Теоретически каждый осознает необходимость обучения навыкам слушания, однако на практике зачастую происходят обидные недоразумения именно из-за отсутствия этого умения. При обучении педагогов навыкам общения для иллюстрации важности умения слушать психолог может использовать такие упражнения, как «Испорченный телефон», «Вера Коркина» (приведены далее) и др.

Как научиться не только эффективно слушать, но и слышать, воспринимать максимальный объем информации — вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению. Помочь в этом может схема, предлагаемая Мадэлин Беркли-Ален. Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают. Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими сло-вами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.

Все три техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу..», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален (1997.

1.        Не перебивать собеседника.

2.        Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).

3.        Не позволять себе отвлекаться.

4.        Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).

5.        Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).

6.        Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть, лучше попробовать...», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так...»).

7.        Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:

1.  Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о своем.

2.  Зависимый слушатель — старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.

3.  Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.

4.  Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.

5.  Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, — слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.

Наряду с данной классификацией существуют и другие. Так, например, Н. В. Казаринова(2001) предлагает иную типологию «плохих» слушателей:

1.  «Псевдослушатель» — делает вид, что слушает, кивает головой, говорит «Угу..», но думает о своем.

2.  «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его.

3.  Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

4.  Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интерес-но, все остальное пропускает.

5.  Слушатель-«жало» — ждет, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только об этом.

Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы.

С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров.

Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», педагогу лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала родители услышат информацию учителя, и лишь после этого предстоит обсуждение. Если при этом педагог добавит, что впереди их ждет напряженная работа, большинство родителей будет останавливать «сочинителя» даже без просьбы педагога.

Если же в аудитории появится слушатель-«жало», педагогу в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час. Таким образом, в общении с родителями, какой бы роли они ни придерживались, необходимо показать ваше уважение к ним, при возможности — подстроиться, но продолжать основную линию поведения, выбранную для проведения конкретного мероприятия

Тактика вербального общения – это «совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора» (Куницына В.Н., 2001). Для эффективного общения педагога с родителями и детьми  необходимо сознательное использование тактических приемов.

    Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму  обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям учеников, должен проявлять должное уважение и внимание. Скорее всего, педагог будет приветствовать родителей словами «добрый день», «здравствуйте», «рада видеть вас» и др. Очень часто педагоги спрашивают, можно ли называть родителей, с которыми сложились добрые отношения, на «ты». И хотя строгих запретов на этот счет не существует, этика педагогического общения предписывает все же определенные ограничения. Лучше называть родителей, по крайней мере, в стенах школы, по имени отчеству (а не просто по имени) и на «вы» даже в том случае, если вы хорошо знаете их. Форма «вы» является более нейтральной, поэтому использование ее даст возможность быть менее зависимым от собеседника  и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.

    Готовясь к выступлению перед группой родителей, педагогу тоже важно заранее продумать форму обращения. Будет неуместно называть родителей, присутствующих на родительском собрании, «друзья» или «дорогие мои». И хотя этот факт известен всем, зачастую на родительских собраниях, на которых присутствуют, как правило, только мамы, звучат такие обращения, как «девочки», «дамы», «мамочки» и др.

   Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими (Станкин М.И.,2000). Не стоит начинать с замечаний или критики – лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой.

    Еще одной причиной неэффективного общения может стать некорректное употребление местоимений. Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность своего решения или наблюдения, говорить «я»: «Я считаю, что сегодня может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давление на папу или маму: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том случае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполнение чего- либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить за тем, чтобы Женя руку, ему сегодня сделали прививку». Если же педагогу нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ребенку, желательно выбрать местоимение «мы»: «Мы с вами можем помочь Диме скорее адаптироваться к новым условиям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...